Главные вкладки

    Конспект занятия по математике в старшей группе по теме: " Объемные и плоскостные фигуры "
    план-конспект занятия по математике (старшая группа)

    Сочнева Юлиана Витальевна

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika_geometrichfigury1.docx48.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Березка» с.Николо-Березовка» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан

    Конспект занятия

    по математике в старшей группе

    по  теме:  " Объемные и плоскостные фигуры "

                                    Подготовила :

    воспитатель Сочнева Ю.В.

    село Николо-Березовка, 2020

    Тема: "Объемные и плоскостные фигуры"

    Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры.

    Задачи:

    - закрепление и расширение знания о геометрических фигурах;

    - повторить пространственные отношения («вверху» - «внизу», «слева» - «справа»);

    - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;

    - повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознать и называть их;

    - тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

    Материалы к заданию: бумага, геометрическое лото, танграм, геометрические фигуры, карандаш, раздаточный материал.

    1. Введение в игровую ситуацию.

            Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

     Воспитатель собирает детей около себя.

       - Ребята, я узнала, что у жителей страны геометрических фигур случилась беда. К ним прилетел Злой Волшебник. Ему очень не понравилось, что все фигуры в этой стране дружные. А у него никогда не было друзей, и поэтому он разозлился и заколдовал этих жителей. А расколдовать можно,  только если мы выполнил задания Волшебника.

            Давайте поможем жителям страны геометрических фигур, расколдуем их.

    - Хотите помочь? (ответы детей)

    - А мы сможем выполнить все задания злого Волшебника? (ответы детей)

    2. Актуализация знаний.

            Дидактические задачи:

            1) актуализировать название изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;

            2) тренировать мыслительные операции .

    - В стране Геометрических фигур всегда было очень красиво. Кругом росли цветы. Давайте подойдем к клумбам.

    - Посмотрите, на вашу клумбу, чтобы ее расколдовать надо выполнить следующее задание.

    2.1. Игра «Клумба»

    Дидактические задачи:

    1. различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;
    2. тренировать умение использовать обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) с помощью знаков (символов), умение выполнять самоконтроль;
    3. повторить пространственные отношения «вверху» - «внизу», «слева» - «справа»;
    4. тренировать мыслительные операции.

    Дети садятся за столы. У каждого ребенка геометрические фигуры, лежащие вперемешку.

    Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры – цветы, которые нужно посадить на клумбы.

    - Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. 

    (Графический диктант):

    В центре листа расположите желтый круг.

    Положите в левый верхний угол красный треугольник.

    Положите в правый нижний угол красный квадрат.

    Положите в правый верхний угол желтый треугольник.

    Положите в левый нижний угол красный круг.

    А сейчас проверим.

    Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашей клумбе должны быть расположены так, как показано на моей клумбе.

     2.2. Игра «Угадай, что в мешке».

    Дидактические задачи: сформировать умение детей различать и отражать в речи различия между объемными и плоскостными фигурами.

    Дети стоят полукругом.

    - Ребята, Злой Волшебник предлагает нам  на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать её (в мешочке предметы в форме шара, куба, конуса, цилиндра, круга, квадрата, треугольника).

    Несколько детей достают по одному предмету, называя его.

    3. Затруднение.

    Дидактические задачи:

    1. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения;
    2. тренировать мыслительные операции.

            А сейчас пройдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, перед вами те же фигуры, что лежали в мешке.  Нам с вами нужно заселить эти фигуры в домики. Одни фигуры живут в желтом домике, другие - в зеленом.

    - На какие две группы мы можем разделить эти фигуры? (объемные и плоскостные).

    - Как вы определили какие фигуры плоскостные, а какие объемные?

    - Знаете ли вы способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные?(нет, не знаем способ, который помог бы определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные)

    - Значит, что нам надо сделать? (узнать способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, какие объемные)

    4. Открытие нового знания.

    Дидактические задачи:

    1. сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;
    2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если, что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;
    3. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции.

    - Положите квадрат на лист и обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат.

    След оставили одинаковый, но они отличаются друг от друга.

     Посмотрите, полностью ли лежит квадрат на листе бумаги? (да)

    А куб? (нет)

    -Правильно, на бумаге лежит только одна его грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат это плоскостная фигура, а куб объемная.

    - Есть еще один  способ, который  может объяснить их отличия.

    - Ребята, спрячем  круг, накрыв его листом бумаги, а теперь попробуйте сделать тоже самое с шаром. Смогли мы спрятать шар? (Убеждаемся, что это невозможно!).

    - Расселите жителей Геометрической страны в их дома.

     Поделите оставшиеся фигуры на плоские и объемные самостоятельно применив, полученные знания. Плоскостные в желтый домик, объемные в зеленый.

    - Какие фигуры вы заселили в желтый домик? (круг, квадрат, треугольник)

    - Какие в зеленый? (шар, куб, цилиндр)

    5.Введение нового знания в систему знаний.

            Дидактические задачи:

            1)  закрепить представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;

            2) тренировать мыслительные операции.

            5.1.Игра "Найди предметы такой же формы"

     Дидактические задачи: формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, цилиндра и использовать их названия в речи.

            

            5.2. "Сравни с помощью знаков больше, меньше или равно"

    - Ребята, жители Геометрической страны заселились в свои дома.

    На каждой улице по два дома. Нам нужно узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько.

    - Ребята, какие фигуры живут в домике с желтой трубой? (плоскостные)

    - В домике с зеленой трубой? (объемные)

    - Ребята, мы с вами выполнили все задания Злого Волшебника. Но мне очень жалко его, ведь у него нет друга.

    - Ребята, а кто лучший друг человека, как вы думаете?

    Давайте сделаем ему друга, используя геометрические фигуры.

            5.3. "Танграм"

            Дидактические задачи: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение.

    http://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_7.jpg

    6. Осмысление.

            Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

    Воспитатель собирает детей около себя.

    - Кому мы сегодня помогали?

    - Какие новые  знания помогли нам правильно определить плоскостные и объемные фигуры?

    - Что для вас было сложным?
    - Вам понравилось?
    Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Мне с вами было интересно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

    Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: " Путешествие в страну геометрических фигур"...

    Конспект по математике в старшей группе "Город геометрических фигур"

    Конспект  по математике в старшей группе "Город геометрических фигур" ...

    Конспект НОД по математике в старшей группе « Путешествие в страну геометрических фигур»

    Конспект НОД по математике в старшей группе « Путешествие в страну геометрических фигур»...

    План-конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Геометрических фигур»

    Программное содержание:Образовательная область «Познание»:• Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 8;• Закрепит умение делить квадрат на две равные...

    Конспект по математике в старшей группе. Тема: «Количество и счет. Величина. Геометрическая фигура».

    В ходе занятия дети выполняют ряд заданий по ознакомлению с числом и цифрой 7,  отгадывают математические загадки, выкладывают из счетных палочек, преобразовывают квадрат в другие геометрические ...

    Конспект по математике в старшей группе. Тема: "Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве".

    Занятие направлено на формирование математических знаний о геометрических фигурах и ориентировка в пространстве и на листе бумаги....