Технологическая карта по ФЭМП, подготовительная к школе группа "Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте). Мерка. Сантиметр. Конструирование дома по заданным размерам"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Сабурова Виктория Германовна

Тема: Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте). Мерка. Сантиметр. Конструирование дома по заданным размерам.

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммутативное развитие, речевое развитие.

Группа (возраст): 6 лет

Тип занятия: интегрированное

Цель:  закреплять умение  сравнивать предметы по величине, не прикладывая   их друг к другу; закреплять умение располагать предметы в заданном порядке; строить конструкцию дома по образцу, используя мерку, играть с постройкой. Ввести понятие – сантиметр.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет элементарное представление о  количественном и порядковом счете и сравнении предметов по величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется художественно-эстетической детской деятельностью при конструировании дома для кукол.

Задачи (формулируются исходя из образовательных областей):

1. Познавательное развитие: повторить количественный и порядковый счет в пределах первого десятка, продолжить формирование представлений о протяженности как величине трех измерений: длина, ширина, высота, совершенствовать умения упорядочивать предметы по длине и ширине. Знакомство с общепринятыми мерками – сантиметром.

2. Социально-коммутативное развитие: прививать навыки работы в группе, умение договариваться. Слышать и воспринимать инструкцию педагога, претворять ее в свои действия.

3. Речевое развитие: активизировать словарь, продолжать учить пользоваться словами: длинный –короткий, длиннее- короче, одинаковые по длине, широкий –узкий, шире- уже, одинаковые по ширине, высокий –низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте. Ввести новое слово-сантиметр.

Оборудование: Демонстрационный материал: макет дома, набор цифр, полоски разные по величине, набор лего- строительный, лего –человечки. Линейка метровая, линейка обычная, макет сантиметра, различные мерки. Обручи, блоки Дьенеша.

Раздаточный материал: набор полосок разных по ширине или длине, билеты, фишки, мерки, плоские и объемные геометрические фигуры.

Предварительная подготовка: (по образовательным областям)

1. Познавательное развитие: имеет элементарное представление о  количественном и порядковом счете и сравнении предметов по величине.

2. Социально-коммутативное развитие: сотрудничает в паре.

3. Речевое развитие: знаком со словами, обозначающие протяженность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_femp_merka.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнение предметов по величине (длине, ширине, высоте). Мерка. Сантиметр. Конструирование дома по заданным размерам.

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммутативное развитие, речевое развитие.

Группа (возраст): 6 лет

Тип занятия: интегрированное

Цель:  закреплять умение  сравнивать предметы по величине, не прикладывая   их друг к другу; закреплять умение располагать предметы в заданном порядке; строить конструкцию дома по образцу, используя мерку, играть с постройкой. Ввести понятие – сантиметр.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет элементарное представление о  количественном и порядковом счете и сравнении предметов по величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры; интересуется художественно-эстетической детской деятельностью при конструировании дома для кукол.

Задачи (формулируются исходя из образовательных областей):

1. Познавательное развитие: повторить количественный и порядковый счет в пределах первого десятка, продолжить формирование представлений о протяженности как величине трех измерений: длина, ширина, высота, совершенствовать умения упорядочивать предметы по длине и ширине. Знакомство с общепринятыми мерками – сантиметром.

2. Социально-коммутативное развитие: прививать навыки работы в группе, умение договариваться. Слышать и воспринимать инструкцию педагога, претворять ее в свои действия.

3. Речевое развитие: активизировать словарь, продолжать учить пользоваться словами: длинный –короткий, длиннее- короче, одинаковые по длине, широкий –узкий, шире- уже, одинаковые по ширине, высокий –низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте. Ввести новое слово-сантиметр.

Оборудование: Демонстрационный материал: макет дома, набор цифр, полоски разные по величине, набор лего- строительный, лего –человечки. Линейка метровая, линейка обычная, макет сантиметра, различные мерки. Обручи, блоки Дьенеша.

Раздаточный материал: набор полосок разных по ширине или длине, билеты, фишки, мерки, плоские и объемные геометрические фигуры.

Предварительная подготовка: (по образовательным областям)

1. Познавательное развитие: имеет элементарное представление о  количественном и порядковом счете и сравнении предметов по величине.

2. Социально-коммутативное развитие: сотрудничает в паре.

3. Речевое развитие: знаком со словами, обозначающие протяженность.

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

(с указанием технологии, методов, приёмов)

Деятельность детей

(формы, возможные виды детской деятельности)

Результаты

Ориентировка в деятельности

Психологический настрой, до 1 мин.

5 мин.    

  1. 1. Повторить количественный и порядковый счет в пределах первого десятка

2.Слышать и воспринимать инструкцию педагога, претворять ее в свои действия.

3.Продолжать учить пользоваться словами: длинный –короткий, длиннее- короче, одинаковые по длине, широкий –узкий, шире- уже, одинаковые по ширине, высокий –низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Социо-игровая технология

Игровая

( занимаем места согласно билетам, ориентируемся в пространстве, соотносят цифру и место)

- имеет элементарное представление о  количественном и порядковом счете и сравнении предметов по величине;

- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом

Мотивация, 1 мин.

Коммуникативная. Познавательно-исследовательская

(дети меняются билетами, делают выводы о сохранении количества и различии в зависимости от порядка)

Актуализация, 2-3 мин.

Социо-игровая технология

Познавательно-исследовательская

(выполнение упорядочивания по заданному признаку)

Постановка проблемы, целей, 2-3 мин.

Социо-игровая технология

Познавательно-исследовательская

(измерение ширины стола разными мерками, называние числа мерок Выход на проблему –как получить для одинаковой длины- одно число для всех).

Выдвижение гипотезы 1мин

Технология интеллектуального развития

Технология интеллектуального развития.

Дети выдвигают гипотезы.

Знакомство с сантиметром..

Практический

Действие

  1. мин.

1.Продолжить формирование представлений о протяженности как величине трех измерений: длина, ширина, высота, совершенствовать умения упорядочивать предметы по длине и ширине. Знакомство с общепринятыми мерками – сантиметром.

2. Прививать навыки работы в группе, умение договариваться. Слышать и воспринимать инструкцию педагога, претворять ее в свои действия.

3. Активизировать словарь. Ввести новое слово-сантиметр.

Деятельностная технология

1.Измерение мерками

( палочки Кьюзенера)

Опытно –эксперементальная технология

2.Нахождение способа  измерения дома на расстоянии

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

двигательная

Измеряют сантиметром полоски.

Конструируют дом.

- умеет упорядочивать предметы по длине и ширине.

- первоначальное знакомство  с общепринятыми мерками – сантиметром.

- интересуется конструированием

-активен во время игры

- пользуется активно и правильно математической терминологией

- в словаре появляется новое слово-сантиметр

Контроль

При помощи линейки проводим контроль

Опытно-эксперементальна

Коммуникативная

Сверяем с помощью линейки (пропедевтика следующей темы)

Самоконтроль

Сравниваем свой дом с образцом

Коммуникативная

Сверяют с образцом

Поддержка детской инициативы

Технология формирования эстетической направленности

1.Оформление дома по желанию детей.

Заселение дома жильцами.

Продуктивная

Достижение результата

Технология создания успеха.

1.Сравнение каждой группы своей работы

Познавательно-исследовательская

Динамическая пауза, 1-2 мин.

Игровая технология

1.Игра с двумя обручами.

Двигательная

Рефлексивно-аналитический

Логическая рефлексия, 2-3 мин.

5 мин.

Оценивать свои действия и действия группы

Деятельностная технология

  1. 1. Измерение полосок сантиметром (сколько сантиметров)

Коммуникативная

-появилось желание работать и узнавать новое

- выражают положительные эмоции

Эмоциональная  рефлексия, 1 мин.

Личностно-ориентированная технология

1.Выбор полоски настроения

Коммуникативная

Определение ближайшей перспективы

Развивающая технология

1.Д\З –переход на транзитивность величин

Познавательно-исследовательская

Сценарный план занятия

Ход занятия

Действия воспитателя и детей

1.Психологический настрой

Воспитатель предлагает детям приобрести билеты и занять места согласно указанной цифре.

Мотивация

Идет обсуждение, что количество розданных билетов позволит сразу сказать, сколько детей пришло на занятие. Меняемся билетами: идет обсуждение о сохранении количества «закон сохранения количества» Отвечают на вопрос :который по счету, делаем вывод, что зависит от смены места.

Актуализация

Повторение смысловых сочетаний: длинный –короткий, длиннее- короче, одинаковые по длине, широкий –узкий, шире- уже, одинаковые по ширине, высокий –низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте.

Выполняют сериацию (упорядочивание): по ширине и длине.

Постановка проблемы, целей

Показ измерения ленты-линейки, условными мерками (педагог)

Измеряют ширину стола различными мерками. Результат получается разный (10 делений, 9, 8, 7)

Почему получился разное количество мерок, ширина столов одинакова? ( постановка проблемы)

Выдвижение гипотезы

Выдвижение гипотезы: как получить один и тот же результат? Педагог знакомит с новой единицей длины -сантиметр.

Действие 1

Измеряем моделью сантиметра полоски (дети сами достают из конверта и измеряют). Педагог спрашивает, удобно ли измерять этой моделью Дети предполагают, что для этого есть линейка.

Динамическая пауза

Игра с двумя обручами. Блоки Дьенеша: в синий круг, все синие, в зеленый –все круглые.

Действие 2

Конструирование, строим дом (откладываем: длину, ширину и высоту). Дети используя различные мерки строят фундамент дома. Проявляют творчество, договариваются о совместной деятельности.

Контроль

Сверяем построенные дома с моделью

Самоконтроль

В случае ошибки дети исправляют самостоятельно.

Поддержка детской инициативы

Педагог поощряет нестандартные решения в построении дома(использование различных блоков, подобранные цвета)

Достижение результата

Построен фундамент дома, согласно правильному измерению

Логическая рефлексия

Развитие логических операций: анализ, синтез. Делают вывод, что на пересечении: все круглые-синие.

Эмоциональная  рефлексия

Выбор полоски -настроения

Определение ближайшей перспективы

Д\З –переход на транзитивность величин. Работа с линейкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе " Сравнение предметов по величине, длине, ширине (закрепление). Счет до четырех."

Сравнение предметов по величине, длине, ширине (закрепление).     Счет до четырех...

Дидактические игры по формированию представлений о величине (размере, длине, ширине, высоте) предмета

Дидактические игры по формированию представлений о величине (размере, длине, ширине, высоте) предметаЦель:Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: ...

конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему «Обобщение в процессе измерения длины, ширины, высоты, площади.»

Конспект по математике для детей 5-6 лет на тему "Обобщение в процессе измерения длины, ширины, высоты, площади,"...

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»

Цель занятия: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине — длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером....

План-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Сравнение предметов по длине, ширине, высоте» в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится с целью:Научить сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине), определять величину предметов на глаз;Познакомить с элементарными способами измерения (приёмы наложения, при...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»

Конспект  организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе: «Сравнение предметов по величине, ширине»...

План – конспект занятия по ФЭМП для детей 6 – 7 лет на тему: «Аналитико-синтетическая деятельность с предметами различной длинны, ширины, высоты».

Цель: Формировать умение сравнивать длину, высоту, ширину предметов при помощи непосредственного наложения.Задачи: Закреплять умение измерять предметы при помощи линейки. Ввести в речевую практику дет...