Занимательные игры с математическим содержанием.
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Полтавцева Ирина Николаевна

 

Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность ребенка, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.

Как показывает педагогическая практика, воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным. Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для детей интересной, практически волшебной.

Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:

  • заинтересовать ребёнка математическим материалом;
  • углубить его математические представления;
  • закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
  • учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.

В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
  • формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
  • развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.

Воспитательная цель подобных игровых занятий — это развитие познавательного интереса к математике.

Основным игровым приёмом на занятии по математике является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.

Ещё один ключевой приём — нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога — создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез. Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать.

Вот несколько примеров таких игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry_ih_tsel.docx89.54 КБ

Предварительный просмотр:

Роль математических игр в развитии ребенка.

Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность ребенка, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.

Как показывает педагогическая практика, воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным. Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для детей интересной, практически волшебной.

Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:

  • заинтересовать ребёнка математическим материалом;
  • углубить его математические представления;
  • закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
  • учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.

В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
  • формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
  • развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.

Воспитательная цель подобных игровых занятий — это развитие познавательного интереса к математике.

Основным игровым приёмом на занятии по математике является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.

Ещё один ключевой приём — нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога — создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез. Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать.

Вот несколько примеров таких игр.

Изучаем геометрические фигуры.

Цель:  закрепить названия геометрических фигур, а также развить память.

Оборудование:  понадобятся красивые красочные картинки, с изображением различных форм. Таких как : треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб.

В эту игру могут играть неограниченное количество детей. Главное обеспечить каждого малыша разрезанными геометрическими фигурками из последней карточки.


http://2.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TKOHqZVYzAI/AAAAAAAAE2w/EgKOlFhwjQM/s1600/%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.jpg

Карточки Сосчитай и найди лишнюю картинку

Замечательные карточки для занятий по Математике. Необходимо найти одну лишнюю картинку из четырех предложенных.
Ребенку необходимо сосчитать сколько на каждой картинке изображено предметов, найти лишнюю картинку и угадать какая цифра доминирует в данной карточке.

http://2.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TKOQFwSyAvI/AAAAAAAAE3I/s5etyVUxH-Q/s1600/%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9.jpg


Соедини цифры и Раскрась рисунок

Вы начали изучать цифры с ребенком. Как закрепить пройденный материал. Превратите это в замечательную игру. Ребенку только нужно соединить цифры карандашом, а затем раскрасить рисунок.  Математика + Развитие мелкой моторики.


http://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TKOX4g49FmI/AAAAAAAAE3Y/Yc8pEWUGVrQ/s1600/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B.jpg

Дидактическая игра "Подбери заплатку"

Игра на развитие логического мышления. Найди Заплатку к картинке.
Задание для ребенка подобрать правильную заплатку к картинкам.


https://lh3.googleusercontent.com/-isiVlDYsj6E/TWqFvZUPI5I/AAAAAAAAGiQ/cdOJrNb7Qg8/s200/%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B4%25D0%25B8-%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BA%25D1%2583.jpg

Найди лишний предмет
Развиваем Логическое Мышление. Из четырех предложенных картинок найди один лишний предмет. Объясни почему он лишний
.


http://4.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TMM52Z6jUEI/AAAAAAAAFBo/cc7RWfpPp2Y/s1600/%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B8-%D0%9B%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9.jpg


Найди тень
Логическая детская головоломка. Найди тень от картинки и проведи линию.


http://1.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/TMM6Kg9Q7CI/AAAAAAAAFBs/rYKFwCAXAFc/s1600/%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B8-%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C.jpg

Жили-были...

Цель:  развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.

Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объяснять долго - я просто приведу примеры.
Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Игра "Третий лишний".

Цель:  классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Например: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

Опыт работы" Развитие познавательной активности детей через использование математического моделировния и занимательных дидактических игр математического содержания"

В данном опыте работы представлено математическое моделирование через кодирование геометрических фигур, классификация, сериация....

Развивающие игры с математическим содержанием. Старший возраст

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных и умственных способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Важно научить детей видеть и открывать в окр...

Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

Это программа занятий с детьми младшего дошкольного возраста по РЭМП  при помощи развивающих игр  Дано краткое описание игр и список заданий к каждой игре  Материал можно использовать к...