Число 0. Цифра 0.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Оксана Валерьевна Сердюк

Конспект НОД "Число 0. Цифра 0." по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_chislo_i_tsifra_0.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Число 0. Цифра 0.

Цель: 1. Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя.

3. Тренировать умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.

4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: Картинка домовенка Кузи, карточка с записью числа 0, картинки яблок 9шт.

Раздаточный: карточки с разным количеством и видами деревьев, круги разного цвета: 4 красных, 2 коричневых, 3 зеленых, карточки с числами от 1 до 9, карточки с геометрическими фигурами: квадраты, круги, треугольники.

Ход занятия.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей коло себя.

- Ребята, вы любите ходить в гости?

- А что берут с собой, когда идут в гости? (гостинцы)

- А где можно взять гостинцы? (купить в магазине)

- Ребята, нас приглашает в гости домовенок Кузя. Он просит помочь навести порядок. Хотите пойти к нему в гости?

- Сможете помочь Кузе навести порядок?

2. Актуализация знаний.

1. Игра «Билеты».

Дидактические задачи: актуализировать счет до 9, умение определять и называть название деревьев, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, абстрагирование, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

- Как можно добраться до домика Кузи? (Выслушиваются ответы детей, после чего решают ехать на автобусе.)

- Что нужно сделать, прежде чем сядем в автобус? (купить билет)

- В автобус кондуктор пропустит только в том случае, если на билете будет изображено 9 елок.

Билеты по количеству детей. На карточках нарисованы 9 елок, также имеются карточки с разными деревьями, например, 8 елок и 1 сосна или 9 берез, или елок меньше по количеству, чем 9.

Поезд построен из стульев. Дети покупают билеты. Воспитатель – кондуктор проверяет билеты при посадке в автобус. Дети должны сказать сколько и какие деревья нарисованы на билете. Если ребенок ошибается, то пересчитывает, если сосчитал правильно, но выбрал карточку, на которой не елки, кондуктор просит назвать деревья и ребенок исправляет ошибку.

Дети садятся в автобус и под музыку покачиваются, изображая езду в автобусе.

- Вот мы и приехали к нужной остановке. Давайте сначала зайдем в магазин и купим гостинцы.

2. Игра «Пряники».

Дидактические задачи: актуализировать умение соотносить число с количеством, тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.

Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 кругов, лежащих вперемешку: 4 красных, 2 коричневых, 3 зеленых.

Воспитатель спрашивает, какие гостинцы можно купить в магазине? (дети перечисляют, решают купить пряники).

- Сначала купите вот столько (4) клубничных пряника.

- Какого цвета возьмете круги? (красного, т.к. клубника красная)

- Потом столько (2) шоколадных пряника.

- Какого цвета возьмете круги? (коричневого, т.к. шоколад коричневого цвета).

- Потом купите столько (3) яблочных пряника. (Дети берут 3 круга зеленого цвета.)

- Сколько всего пряников вы купили?

Дети пересчитывают пряники. Их 9. Воспитатель говорит, что рядом с магазином плачет маленький мальчик. Как можно утешить его, чтобы он не плакал? (угостить его пряниками). Дети отдают свои пряники мальчику (воспитателю).

- Сколько пряников у вас осталось? (Ни одного)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания, тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

- Ребята, у нас остались гостинцы для Кузи? (нет)

- Когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно нулю.

На столе карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрой 0 столько, сколько детей.

- Найдите карточку, на которой написано число 0, чтобы показать Кузе сколько пряников у нас осталось. (Дети берут разные карточки)

- Смогли мы показать Кузе сколько пряников осталось? (Нет)

- Почему не смогли? (Взяли разные карточки, не знаем, какая правильная).

- Что надо сделать? (Узнать, как записать число 0)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

- Что нужно делать, если чего – то не знаешь, но хочешь узнать. (Узнать у того, кто знает).

Воспитатель показывает каточку с записью числа 0 и поясняет, что нуль обозначает «нисколько», «ни одного». Затем дети сами выбирают карточку с цифрой 0.

- Ребята, Кузя нисколько не расстроился, что у вас нет для него гостинцев, он все равно нас ждет в гости, ведь подарки не главное, аглавное внимание, доброе отношение друг к другу.

5. Включение нового знания в систему знаний.

1. Игра «Кузя».

Дидактические задачи: закрепить представление детей о числе 0 и цифре 0, тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

На смарт доске изображен Кузя и яблоки.

- Ребята, сколько яблок у Кузи? (Дети считают и говорят 9)

- Ребята, у нас не получилось угостить Кузю, но Кузя – гостеприимный хозяин, сам угощает нас яблоками. Он дает каждому из вас по одному яблоку. (Воспитатель дает детям по 1 яблоку)

- Сколько яблок дал Кузя Маше? (1яблоко)

- А Саше?

- Витя, сколько яблок дал Кузя тебе? (и т. д. Воспитатель опрашивает всех детей)

- Ребята, сколько яблок осталось у Кузи? (ни одного)

- Какой цифрой можно записать число 0? (цифрой 0)

2. Работа по карточкам.

Дидактические задачи: тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0, тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, мелкую моторику руки.

Дети садятся за столы.

- Ребята, Кузя был в магазине и купил игрушки. Но не успел к нашему приходу расставить их на полке. Хотите помочь Кузе расставить игрушки?

- Сначала Кузя достал из коробки машинки. Обведите одной чертой все квадраты.

- Сосчитайте, сколько машинок было куплено?

- Соедините обведенные квадраты с соответствующим числом.

- Сколько машинок купил Кузя? (9)

Аналогично с мячами (кругами) и пирамидками (треугольниками)

- Сколько игрушек осталось в коробке? (ни одной)

- Обведите нужное число.

- Какое число вы обвели? (число 0)

- О чем говорит число 0? (об отсутствии предметов)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- К кому мы сегодня ходили в гости?

- Чем мы помогли Кузе? (Смогли помочь Кузе расставить игрушки, смогли рассказать почему не принесли Кузе гостинцы, потому что знают число и цифру 0.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число 3.Цифра 3.Число сказок

Математика в движении,средняя группа. познакомить детей с числом и цифрой 3. Дать понятие о добре и зле...

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат.

Знакомство с числом и цифрой 4. Изучение состава числа 4. Знакомство с геометрической фигурой квадрат....

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и цифры 1и 2.»

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Числа и ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему:"Числа и цифры" для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста "Число и цифра 7"

Цель занятия: -познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;- закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей; - учить отгадывать математическую загадку, за...