Математика. Средняя группа Цилиндр
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Чугаева Юлия Николаевна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_srednyaya_gruppa_chislo_i_tsyfra_5.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математике в средней группе

Тема: СЧЕТ ДО ПЯТИ, ЧИСЛО И ЦИФРА 5

Дата: 12.11.20

Воспитатель: Мельникова Ю.Н.

Цель:

l) формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закреплять умение преодолевать Затруднение способом "спросить утого, кто знает";

3) закреплять счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству. соотносить цифру 5 с количеством;

Материалы к занятию

Демонстрационный:

1) игрушки – Львенок и Слоненок

2) изображения земляники и черники;

3) карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов;

Раздаточный:

2) карточки с цифрой 5 по одной на каждого.

1) по 6 кругов красного и зеленого цвета;

Ход образовательной ситуации

I. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятель-

Дети собираются около воспитателя.

- Какое время года вы больше всего любите?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит:

- Каждое время года по-своему красиво. И зимой, и летом, и весной, и

итог: хороши все времена года. осенью можно найти занятие по душе.

 

Чем вы любите заниматься летом?

- А вот Львенок и Слоненок, любят летом ходить в лес за ягодами и зовут вас с собой.

- Хотите вместе со зверушками сходить в лес за ягодами?

- Сможете набрать ягод?

2. Актуализация знаний. Часть 1.

Дидактические задачи
1) актуализировать представления о числе 4 и о понятии «столько же»;
2) закреплять умение считать в пределах четырех, различать левую и правую сторону.

На чем можно добраться до леса? Дети предлагают различные средства переднижения.

Выбирается поезд.

- Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд?

- Где покупают билеты?

 - Как называется человек, который продает билеты?

Дети подходят к столу-кассе, на котором нахолятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами.

Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 предметами. Карточки лежат вперемешку.

Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета.

Для организации обратной связи воспитатель задает вопрос:

 - Сколько предметов должно быть нарисовано на билете? Далее дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда. Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребенка-пассажира пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счетс, относит карточку на стол и  выбирает, на которой 4 предмета.

После проверки билеты удетей забираются. Все пассажиры на местах, билеты проверены - можно ехать

Приехали в лес.

Часть 2. Дети встают со стульев - выходят из поезда - и идут «в лес». Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

- Как надо вести себя в лесу?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: лес - это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто, поэтому все бумажки, бутылки, пакеты нужно забирать с собой, а потом выкидывать в урну.

Лес - это дом зверей и птиц, и в этом доме они должны чувствовать себя и безопасности, Поэтому, чтобы не пугать лесных жителей, нужно ходить и разговаривать гихо,

Воспитатель предлагает детям полежать на мягкой травке, рассмотреть в траве маленького красивого жука,
Дети ложатся на ковер на живот, «раздвигают траву».


3. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи;

l) создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счета до

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на столы, предлагает представить, что дети подошли к ягодной поляне.

- Мы пришли на полянку с ягодами, посмотрите, пожалуйста, на полянку.

На какие ягоды похожи красные (синие) круги?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображения земляники и черники).

Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат красные круги (по 4 на каждого ребенка) и синие круги (по 4 на каждого ребенка))
- Красные круги - это земляника, синие - черника. Воспитатель говорит, что Львенок  собрал 4 землянички. Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.

- Слоненок собрал столько же ягод черники.

- Столько же - это сколько?

Дети отсчитывают 4 синих круга.

- Что можно сказать о количестве ягод черники земляники? (Их поровну, по четыре

- Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, что ягод земляники и черники поровну? (Надо около каждой ягодки земляники положить одну ягодкучерники.) После того как дети разложат ягоды попарно,

- Но вдруг Львенок нашел еще одну ягодку земляники. Воспитатель кладет на каждый стол 4 красных круга.

- зверушки - малыши, они еще не умеют считать и сомневаются, что собрали поровну ягод.

Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.

- Сколько теперь ягод земляники?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой ягодки: один,

два, три, четыре…

После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета

Возникает затруднение - как правильно сосчитать дальше?

Сумели мы сосчитать ягоды земляники? (Нет. - Почему? (Потомучто не знаем, как считать дальше до пяти.

 

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

I) закреплять представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, формировать представление о числе 5, умение считать, до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов;

2) формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Можно спросить утого, кто знает. ) Воспитатель предлагает позвонить старому Ежу, который все знает. Дети «берут в руки телефон, набирают номер». Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос. Старый Еж отвечает: "При счете за числом 4 идет число 5". Если же кто-либо из детей посчитает правильно, воспитатель обращает на это внимание, а затем просит всех детей посчитать до пяти.

Дети хором считают ягоды и говорят: «Всего пять ягод земляники».

- Как получилось пять ягод? (Было четыре, нашли еще одну, и стало пять.

Воспитатель кладет на каждый стол 4 синих круга. Дети берут один синий круг с середины стола и кладут перед собой.

 - Сколько теперь ягод земляники (черники)? Воспитатель говорит, что друзья-зверушки видят, что 5 и 5 - поровну.

5. Затруднение в ситуации. Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для введения цифры 5;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.

- Поровнули теперь ягод земляники и черники?

- Чего больше? (Ягод земляники больше).

Что нужно сделать, чтобы их было поровну? либо убрать одну ягодку земляники, либо добавить одну ягодку черники. Затем предлагает добавить одну ягодку черники. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы они назвали два варианта.

Воспитатель говорит детям, что Львенок и Слоненоки  хотят написать письмо Ежику и рассказать сколько они собрали ягод , но еще маленькие и пока не знают, как записываются числа.
- Давайте поможем друзьям записать, что они нашли пять ягод. - Выберите на столе карточку, которую надо послать  Ежу, чтобы он понял, что его друзья собрали по пять ягод.

Воспитатель кладет насередину каждого стола карточки с числами3,4,5и 6. Карточек с числом 5 столько же, сколько детей.
Возникает затруднение, т.к. многие дети не знают, как пишется цифра

 - Смогли вы выбрать карточку с числом 5?

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число пять)

 

6. Открытие нового знания. Дидактические задачи:

1) познакомить детей с цифрой 5, формировать у них умение распозна-
2) закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у

вать цифру 5 среди других цифр и соотносить се с количеством;

- Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать?

Дети могут предложить спросить устарого Ежа. Дети снова «звонят» Ежу, воспитатель помогает детям сформулировать

В ответ Еж «присылает SMS» (воспитатель показывает детям карточку

с числом 5).

Дети выбирают карточкус числом 5 и кладут около собранных ягод.

Этот значок говорит о том, что предметов пять.


8. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

 - Где мы сегодня побывали? –

 - Что интересного сделали? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смоги помочь зверушкам собрать ягоды и написать письмо Ежу, потому что научились считать до пяти и узнали цифру 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике средняя группа Королева математики

Итоговое занятие по математике «Путешествие в Королевство Матемитики» Цель:Уточнение полученных знаний, полученных на занятиях по математике. Задачи:а. Закрепить умение орие...

Конспект занятия по математике средняя группа . Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы. Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знак...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Конспект ООД по математике " В гостях у царицы Математики" . Средняя группа

Цель: закрепить порядковый счет до 5, геометрические фигуры и части суток.Задачи:Образовательные:1. Учить сравнивать количество предметов и соотносить их с цифрой, а также устанавливать последов...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы с использованием проблемно-игровых технологий .Тема: «В гостях у Совушки» план-конспект занятия по математике (средняя группа).

Целью данного занятия является развитие интереса к занятиям математикой, взаимопомощь, умение и желание отвечать на вопросы взрослого....