Проект "Королевство цифр"
проект по математике (подготовительная группа)

Сокол Марина Ивановна

Проект содержит дидактические игры и упражнения для формирования и совершенствования математических представлений у детей седьмого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_korolevstvo_tsifr.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Морозко»

Проект «Королевство цифр»

Подготовила:

М.И. Сокол, воспитатель

первой категории

Мегион, 2019г.

Пояснительная записка

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой  проблемы,  является метод проектной  деятельности.  Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.

Проектная деятельность  обеспечивает взаимосвязь и интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и других,  позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс образования, сделать этот процесс более эффективным интересным. Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Основная часть

        Те знания,  способности, которые ребенок приобретает в дошкольный период жизни, служат фундаментом при обучении математике в начальных классах.  Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточный опыт действий с предметными множествами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники не приобретают многих самых элементарных математических знаний и представлений. Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи механически запоминают и воспроизводят последовательность числительных, не умеют свободно ориентироваться в натуральном числовом ряду, имеют слабые вычислительные навыки, с трудом запоминают цифры и знаки отношений.  У некоторых дошкольников имеются нарушения пространственной ориентировки, а также недоразвитие мелкой моторики пальцев рук, что затрудняет овладение ими письмом цифр. У них чаще встречается зеркальное написание цифр. Детям с тяжелыми нарушениями речи требуется неоднократное повторение, длительное закрепление приобретенных, во время образовательной деятельности познавательного цикла, знаний, умений и навыков.  Поэтому необходима специальная  помощь, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности   к усвоению основ математики. 

        Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом образовательной работы.  Использование дидактических игр и упражнений на организованной образовательной деятельности (далее по тексту ООД) позволяет:  

-индивидуализировать работу на ООД;

-давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей;

-максимально развивать способности каждого ребёнка;    

-создавать мотивацию к деятельности, активизировать познавательную активность;

-получить ребёнку собственный опыт;

-обеспечить нужное количество повторений на разном материале.  

        Учитывая особенности детей, роль дидактической игры в формировании и совершенствовании математических представлений детей, мною был разработан проект «Королевство цифр».

 

Паспорт проекта «Королевство цифр»

Цель проекта: формирование понятий о количестве и числе у старших дошкольников с ТНР через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

-Познакомить  детей с математическим  понятиями «число» и «цифра»; с образованием чисел в пределах 10,  их записью, отношением в числовом ряду; обучение счету с использованием различных анализаторов.

-Формирование лексико-грамматических категорий (согласование существительных с числительными, употребление предложных конструкций); совершенствовать навыки составления небольших рассказов.

-Уточнение и обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления  с художественной литературой.

-Развивать  навыки порядкового, прямого, обратного счета.

-Развивать мелкую моторику рук через предметно-практическую деятельность детей.

-Развивать воображение, память, внимание, мышление.

-Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка)

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Вид проекта: Познавательно - творческий

Срок проекта: долгосрочный

Образовательные области: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Участники проекта: дети от 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:    

-дети должны знать: образование чисел первого десятка;

-дети должны уметь: считать различные предметы в пределах 10; практически иллюстрировать состав чисел 2 – 10; соотносить цифры, числа и количества;

-у детей повысится познавательная активность, совершенствуются коммуникативные навыки;

-положительный эмоциональный контакт между участниками проекта через совместную творческую деятельность;

-повысится педагогическая компетентность родителей;

Работа с  родителями в рамках проекта: семинар – практикум «Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр»; конкурс «Необычные цифры»; участие в создании книги цифр «На что похожа цифра»; консультации «Математика до школы»;  «Игры с цифрами в домашних условиях»; «Подготовка руки к письму».

Продукт проектной деятельности: книга сказок «На что похожа цифра», выставка поделок «Необычная цифра», коллаж «Где живут цифры».

Этапы реализации проекта

I этап – Организационно-подготовительный.

1.Подбор программно-методического обеспечения.

За основу была принята основная общеобразовательная программа ДОУ. В дополнение   отобрала следующие технологии:

- Т. И. Ерофеева,  Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математика для дошкольников»;

- В. В. Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»;

- Е. А. Носова «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду»;

- Л. Г. Петерсон.,  Е. Е. Кочемасова  «Игралочка».

2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды:

Особое внимание уделялось подбору материала для предметно-практической деятельности,  дидактических  упражнений и  игр.  Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:

- в группе организован уголок  «Занимательная математика» с учетом возраста   и  психофизических возможностей данной группы;  

- сформирована методическая подборка дидактических игр математического содержания;

- подобран  материал для развития мелкой моторики рук;

- пополнена картотека игр направленные на развитии всех видов восприятия, внимания, памяти.

3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического  материала.

С целью определить исходный уровень  овладения детьми знаниями, умениями, навыками, способностями в объеме образовательной программы  по ФЭМП в разделе «Количество и счет» проводилась диагностика детей  в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов. По итогам диагностики   стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат.

4. Анкетирование родителей.

Собран банк данных об информированности и уровне педагогической компетенции родителей в сфере элементарного математического развития ребенка, а также выявлен социальный запрос семей воспитанников. С целью сбора данной информации была разработана специальная анкета.

5. Составление перспективного плана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана

II этап –   Основной: Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

III этап – Заключительный: Подведение итогов.

IV этап – Презентация проекта: Презентация проекта.

Моделирования игровой ситуации

Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации.    Заранее подготовлено дидактическое пособие «Королевство цифр».  В гости к детям на ООД пришёл житель королевства «Считайка». Он пригласил детей в «Путешествие в страну Математики». В «Стране Математика» детей встречает еще один житель страны и рассказывает о беде, которая произошла в «королевстве».  Цифры «королевства» перессорились, а «Жители – числа» не найдут свой дом.  Далее шла постановка и обсуждение проблемы «Что произойдет, если цифры не вернутся? Зачем нужны цифры?» Где мы можем увидеть цифры? «Зачем человеку нужно уметь считать?», определение конечной цели «Помочь жителям «королевства» отыскать цифры и вернуть их в «королевство», расселить жильцов по домам».  Каждая ООД строилась в форме игры-путешествия. Найденная цифра возвращалась в «королевство» на свое место. Дома детям вместе с родителями предлагалось творческое задание: нарисовать цифру, изготовить цифру из подручного материала, составить рассказ или сказку, выучить стихотворение о цифре.

Перспективный план мероприятий к проекту «Королевство цифр».

Этап

Срок выполнения

Форма проведения

  1. Организационный

Сентябрь

(1 – 3 неделя)

Определение целей и задач проекта.

Подбор методической литературы, иллюстративного материала.

Обсуждение содержания проектной деятельности с воспитателями группы

Диагностика уровня развития элементарных математических представлений, анализ результатов

Составление перспективного плана мероприятий

Анкетирование

Родительское собрание

Пополнение   развивающей предметно-пространственной среды в группе

  1. основной

Сентябрь

(4 неделя)

Беседа «Как люди научились считать»

Чтение «Математическая сказка: Цифры» Л. Лопатина, М. Скребцова

Оформление стенда «Знакомимся с числами» для родителей

Организованная образовательная деятельность №1 знакомство с пособием «Королевство цифр»

 Консультация для родителей «Математика до школы»

Октябрь

(1 неделя)

 Д/И «Озорная единица»

Организованная образовательная деятельность №2    

Октябрь

(4 неделя)

Организованная образовательная деятельность №3  

Семинар-практикум для родителей «Как помочь детям запомнить цифры»

Д/И «Подыщи пару», «Озорная единичка»

Ноябрь

(1 неделя)

Организованная образовательная деятельность № 4  

Чтение математической сказки Л. Лопатина, М. Скребцова   «О чем мечтает цифра 2; 3»

Ноябрь

(3 неделя)

Организованная образовательная деятельность № 5

Декабрь

(1неделя)

Организованная образовательная деятельность № 6

Конкурс рисунков для родителей и детей «На что похожа цифра»

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»

Д/и «Где спрятались цифры»

Декабрь

(4 неделя)

Организованная образовательная деятельность №7

Д/и «Каждой цифре свое место», П/и «Живые цифры»

Январь

(3 неделя)

Организованная образовательная деятельность №8

Д/И «Слушай и хлопай».

 Подготовка к инсценировке сказки «Кому нужен 0»

Чтение произведений: «Белоснежка и семь гномов», сказки А.С. Пушкина (отрывки)  

Февраль

(1 неделя)

Организованная образовательная деятельность № 9

Творческое задание для родителей и детей «Необычная цифра»

Д/и «Найди цифру», «Спрячь цифру по заданию»

Февраль

(4 неделя)

Организованная образовательная деятельность № 10

Изготовление коллажа «Где живут цифры». Заучивание считалок, загадок, стихотворений о цифрах.

Выставка рисунка «На что похожа цифра»

Д/и «В королевстве цифр».

Настольные игры: «Найди пару», «Найди друг друга», «Весёлый счёт».

Составление рассказов, сказок о цифрах.

Заключительный

Март

(1 неделя)

Итоговая диагностика

Подготовка к презентации проекта:

-Выставка работ, сделанная руками родителей и педагогов по теме: «Необычная цифра»  

-Выставка детских работ по теме: «Мы лепим и рисуем цифры» (от 1 до 10)

-Оформление книги «Рассказы и сказки о цифрах»

4. Итоговый

Март

(2 неделя)

Презентация проекта.

Вывод

Проектная деятельность способствовала более тесному контакту участников образовательного процесса, созданию благоприятного эмоционального фона, активизации педагогического потенциала родителей. Это позволило перейти от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.

Интеграция образовательных областей способствовала развитию социально-значимых качеств детей: умение самостоятельно организовать совместную игру, коммуникативные способности, навыки разрешения конфликтных ситуаций, умение дать оценку своей работе и полученному результату. Благодаря интеграции образовательных областей стало возможным создать единое познавательно-творческое и речевое пространство в детском саду и семье воспитанников, позволило разнообразить организационные формы, методические приемы работы с детьми и добиться положительного результата в работе.

 В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов.  Дети  активно участвовали в ходе проектной деятельности, так как понимали значимость своей работы и желание увидеть конечный результат. При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях. С помощью   проблемных вопросов    дети вступали в диалог,   высказывали свою точку зрения, аргументировали её, задавали  вопросы.    Творческие способности детей проявлялись в рисовании, лепке, придумывании сказок. Дети  стали проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Реализация проекта показала положительную динамику в развитии зрительно-пространственного анализа и синтеза, в умении запоминать зрительный образ цифр, умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Список источников

1. Волина В.В. Праздник числа М.: «Знание», 2000. – 336 с.

2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М.: «Просвещение», 2000 – 179 с.

3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике М.: «Просвещение», 2003, - 136с.

4. Прокофьева М.В. Математический досуг //Ребёнок в детском саду, 2005, № 3, 72-73 с.

5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием М.: «Просвещение», 2002.-136с.

6. Чуракова О.В. Методика в сказках //Ребёнок в детском саду, 2008, № 1, 14-19с.

7. Соловьёва Е.В. Математика и логика для дошкольников М.: «Просвещение», 1999, - 155с.

8. Ерофеева Т.И. Методика работы с математическим материалом //Ребёнок в детском саду, 2002, № 6, 34-40с.

9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду М.: «Просвещение», 2001. 81с.

10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.

11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.

12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.

13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

14. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика»

15. Михайлова З.А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

цифра 4. состав цифра 4.

Количество и счет. Число и цифра  4. составь число 4.   Цель: познакомить детей с образованием числа 4,составом число 4, цифрой 4. Задачи:Сформировать умение соотносить цифру ...

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)...

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра 9.

План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Числа от 0 до 10 и цифры для их обозначения как обобщения результатов измерения и счета. Число и цифра...