"Математика и музыка"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шабентова Лариса Васильевна

Конспект музыкального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_matematika_muzykalnoe_zanyatie_v_pod_gruppe.doc32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ» г.СМОЛЕНСКА

«МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

2019 г.

Подготовила:Муыкальный руководитель

Шабентова Лариса Васильевна

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных, интеллектуальных и математических способностей

            через различные виды музыкальной деятельности

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Закреплять знания о последовательностях дней недели, времен года,

месяцев

  • Закреплять счет в пределах 20,выделяя предыдущие и последующие цифры
  • Формировать у детей представления о векторных понятиях, «траектории»
  • Закреплять понятия о геометрических фигурах

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков
  • Способствовать формированию музыкального слуха
  • Закреплять навык анализа музыкального произведения

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать самостоятельность, внимание ,интерес  к занятиям

ХОД ЗАНЯТИЯ

Муз.рук: Здравтвуйте,ребята! Начинаем мы наше музыкальное занятие,как

                 Обычно,с ходьбы.Скажем веселые слова:          «Раз,два,три,четыре,пять – начинаем мы шагать» и пройдемся под музыку марша по залу энергичным,бодрым шагом»

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» В.Шаинский

- Мы с вами можем выполнять различные построения:двойками,тройками, свободно ориентироваться в пространстве.А сейчас мы с вами, в движении,изобразили какую геометрическую фигуру?(круг).Правильно! Еще какие геометрические фигуры вы знаете?(ответы детей)

Овал – это измененный круг,более вытянутая фигура.Давайте пробежимся теперь подскоком по овалу

«Дважды два-четыре»В.Шаинский

-треуголник –более сложная фигура,требующая строгих соблюдений …углов.Двигаемся теперь по диагонали.Сколько можем построить треугольников?

Звучит снова «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

 - Сама музыка марша очень четкая,бодрая,очень      ритмичная,подчиняется четырехдольному размеру.Как мы его просчитаем? Давайте на месте прохлопаем и прошагаем(дети выполняют)

-Замечательно! Усложним нашу задачу.Пройдемся под музыку по кругу,выделив хлопком только 1 долю…..только 3 долю…

«МАРШ» Т Ломовой

-А теперь разойдемся свободно по залу и встанем врассыпную Всегда очень сложно выбирать направление движения,когда путаешь понятия (вправо, влево,вперед,назад)

Вспомним наше векторное упражнение «Раз,два,три»(2 раза)

-Мы пойдем сначало вправо – 123

 А потом пойдем налево -123

 А потом пойдем назад 123

 А потом пойдем вперед 123

Пр. А сейчас пойдем по кругу -123

       Мы шагаем друг за другом 123       -2р

2. Повернемся мы друг к другу 123

    Зашагаем к центру круга 123

    А теперь спиной обратно 123

    Снова в круг красивый встанем 123

Пр. А сейчас мы врассыпную

        Потихонечку пойдем

        Мы движению любое

        Направление найдем

-Молодцы! Встанем теперь в круг и будем передавать друг другу шарик,не просто так,а под музыку на каждую музыкальную фразу и на сильную долю.А заодно вспомним порядковый счет до 15.У кого останется шарик с окончанием музыки,назовет свою цифру и своих соседей,предыдущего и следующего.

«ПЕРЕДАЧА ШАРИКА» Е.Тиличеевой

СЛУШАНИЕ: «ВРЕМЕНА ГОДА» П.И Чайковский

                             «Апрель.Подснежник»

-Ребята!Давайте послушаем музыку и посмотрим на экран…(музыка.4 слайда)Что вы здесь видите?(картины природы)Каким общим названием их можно объединить?(времена года).Сколько их,ребята?Давайте назовем(зима-весна лето-осень).Обратите внимание,в той ли последовательности они идут на слайдах или заблудились во времени(ответ детей)

-В каждом времени года сколько месяцев,ребята?(3) А сколько их в году?(12)Правильно! (3 зимних,3 весенних,3 летних,3 осенних).Давайте их назовем по прядку…..(январь…)

-Вот вам загадка: Какое время года бывает в году дважды?

(зима –январь,февраль год начинает и декабрем заканчиваем)

Именно зимой мы  встречаем Новый год 2-м зимним месяцем.Декабрь и январь рядышком в одном году никогда не стоят.

-Русский композитор П.И Чайковский(портрет)написал целый цикл произведений «Времена года».Он великолепно озвучил всю красоту природы и жизни людей каждого месяца в году.В сборник вошли  12 его произведений.И сегодня мы послушаем

«АПРЕЛЬ,ПОДСНЕЖНИК».В сборнике это произведение стоит под 4-м номером, почему?(апрель 4 месяц в году)

По названию произведения мы уже понимаем ,что услышим?(как пробуждается природа,всю красоту весеннего леса).А видео слайды только усилят наше музыкальное восприятие .Внимательно слушайте, какой характер музыки, сколько муз. частей,меняются ли они на протяжении всего произведения…

Вторая часть немного взволнованная.Композитор очень тонко передает,как  пробивается к солнышку первый цветок,это постоянное движение мелодии вверх

РАСПЕВАНИЕ

-Все в нашей жизни подчиняется математическим законам.Даже музыкальный звукоряд  состоит только из 7 нот, повторяющихся в разных регистрах – выше или ниже.Давайте его споем(до,ре,ми,фа,соль,ля,си,до –где до –повторяющаяся первая ступень следующего звукоряда).А теперь давайте споем звукоряд числами -12345671 -7654321

=Ребята,а что еще в нашей жизни подчиняется числу 7(дни недели).Давайте из назовем (пон,вт,ср,чт,пт,суб,вс).Сегодня ср,какой по счету день недели?(3)

А еще лучше запомнить дни недели нам поможет

песенка»НЕДЕЛЬКА»(спеть вместе,предложить спеть соло)

1234567   7654321

Мы уже знаем,что движение есть всегда и везде,даже в музыке.Как вы думаете,имеет движение в музыке свое направление?(ДА –вверх,вних,на одном звуке.скачками)

-Давайте послушаем мелодию хорошо знакомой вам попевки.Назовите ее(рнм «Два веселых гуся).Как движется мелодия здесь?(сначала постепенно вниз,потом скачек вверх).Все вместе покажем это рукой(показ).

(предложить реб. выложить магнитиками движение мелодии)

А дальше более мелкие скачки и постепенное движение вниз.

-Давайте споем попевку»ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»

-Здесь у на на доске нарисованы траектории движения мелодии нескольких песен. Какие из этих графиков подходят к нашей попевке?(дети выбирают)

-А мелодия следующей нашей песенки движется вверх или вниз?

«СКОРО В ШКОЛУ»(Золотым сентябрьским днем

                                         Скоро в школу мы пойдем)

(Никуда не движется,на одном звуке поется)(ПОЮТ НЕСКОЛЬКО РАЗ)

(Предложить ребенку выбрать правильный рисунок движения мелодии)

-Звуки также могут быть короткими и длинными. Именно они задают ритм произведения.По моим хлопкам постарайтесь узнать, что это за песня?

(можно прохлопать «Шоколад».и «До свиданья,детский сад)

Вы скоро пойдете в школу.Когда это случится,в каком месяце?(сентябрь).Какой он по счету?(9)

ПЕСНЯ «ДО СВИДАНЬЯ Д/С»(2 купл)

-А теперь настало время нам поиграть.»ЧЬЯ ФИГУРА БЫСТРЕЙ СОБЕРЕТСЯ?Для это нам нужно выбрать 3х ведущих,которые будут строить геометрические фигурыКруг будет строить…Квадрат…Треугольник…А состав команды,кто с кем будет,решится с помощью перчаток(перчатки лежат на солее перевернутые фигурой вниз).Берите по одной и вы увидите на ней фигуру.В той команде и будете.

На 1 часть двигаемся вокруг своей фигуры

На 2 часть-свободно по залу

На медленную музыку 3 части отходим к стене и не подглядываем

На 4-уюсобираемся в команды

-А теперь будем танцевать, но не обычно,а на стульях

На 1 часть музыки танцуем сидя.а на вторую на каждый звук на порядковый счет придумываем какую –нибудь позу,фигуру.Всего звуков будет 7.И семь ведущих.Сложнее будет последнему, которому придется повторить за всеми числа  и и движения ,добавив свое. Они не должны повторяться

Остались в кругу,ребята.Вот наше музыкальное занятие и подошло к концу.Чему оно было посвящено?(математике)Мы можем смело сказать, .что музыка и математика тесно дружат? Музыка живет по тем же математическим законам, имеет движение, ритм,число. О математике много песен, музыкальные игры включают математические задания. Что было сложнее всего вам выполнить на занятии.(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "Математика в музыке"

Сопоставление математических линий с линиями встречающимися в природе - все нашло отражение в музыке....

"Математика в музыке"

Презентация, в которй проводятся параллели между развитием музыкальных и математических способностей детей....

Занятие по математике и музыке

Добрый день! Сегодня я предлагаю вашему вниманию дидактические игры по формированию математических представлений и весёлую песенку для ваших ребятишек под названием "Кап-кап, тук-тук, тук. Приятн...

«Математика и Музыка» Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: интеграция образовательных областей программы: «Познание» (математические представления) и «Музыка». Задачи:закрепить у детей математические представления и умения: ...

«Мир математики и музыки» Консультация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»

«Мир математики и музыки» Консультация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»...