Картотека игр «Давайте поиграем»
картотека по математике (старшая, подготовительная группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Логико-математические игры для дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_davayte_poigraem.docx801.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Давайте поиграем»


Игры с палочками Кюизенера

«Найди и покажи»

- Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине.

- Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.

- Отбери по одной палочке разного цвета (сравнить палочки и цвет).

- Перечисли все цвета всех палочек на столе (найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет).

- Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым (разным). (Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).

- Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.

«Море волнуется»

- Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию (дети изображают волны по словесной инструкции).

«Строим дорожки»

- Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,

- использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д.

- развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки (ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.).

«Ленточки в подарок»

- Задачи повторяются (ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки-палочки).

«Подбираем ленточки к фартучкам»

- Задачи повторяются (детям раздаются «фартучки» всей цветовой гаммы палочек Кюизенера).

«Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник»

- Развивать представления о квадрате, о прямоугольнике (дети составляют разные квадраты и прямоугольники).

«Подбираем к домику крышу»

- Закрепить эталоны цвета и их названия (предлагается детям выложить

домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу — палочку).

«Дом и мебель для матрёшки»

- Учить устанавливать соответствие между цветом и числом (предлагается построить дом, отбирая для стен — красные палочки, желтые — для крыши, розовую — для трубы).

«Собачка»

- Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого (каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку).

«Белочка и Ёжик идут на день рождения»

- Учить выбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы (ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» — «коврик», «торт», «платочек».

Для того чтобы эти подарки стали красивыми их надо заполнить цветными палочками).

«Коврик для кошки»

- Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек (предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета)).

«Улица разноцветных палочек»

- Принцип окраски палочек (дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д. Затем дети сравнивают, чем они похожи).

«Слонёнок»

- Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине. Обозначать словами результат сравнения (дети строят образ слонёнка, идущего направо и налево).

Поезд»

- Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине (каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот: с короткого).

«Заборы низкие и высокие»

- Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.

«Лесенка высокая и низкая»

- Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине (педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы).

«Мосты через реку»

- Развивать представления о ширине и длине (каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки).

«Конструирование плотов на реке»

- Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру (педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том, что проемы у моста разные («узкий», «шире», «широкий»).

«Книги на полке»

- Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще — тоньше» (педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета — журналы, желтого цвета — газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине).

«Выставка собак»

- Сравнивать предметы по величине, находить сходства и различия между предметами (предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собака и что умеет делать).

«Стулья для семьи»

- Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше – ниже, шире — уже, больше — меньше). (педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья).

«Твой любимый цветок»

- Учить находить в изображаемой конструкции сходство с выбранным цветком (в строении, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать меньшее количество из большего (педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок?).

«Цвет и число»

- Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число (педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета).

«Число и цвет»

- Закреплять понятие: «который по счёту» (составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого?).

«Как разговаривают числа?»

- Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<». Учить записывать и читать записи: 3 < 4, 4 > 3 (Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую – голубую. -Какие числа у вас в руках? -Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа? Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.).

«Ковер самолет»

- Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера (инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1).

«Весы»

- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на …, меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий (Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5, на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа).

«К сказочным героям»

- Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 (Дети называют цвет соответственно по счету дней недели понедельник — белый вторник – розовый, среда — голубой, четверг-красный, пятница – желтый, суббота — фиолетовый, воскресенье — черный).

«Игра с Винни — Пухом»

- Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.

Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10 (дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6»).

«Мы с Тамарой ходим парой»

- Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара» (история: «Однажды дети пошли на прогулку, все встали в пары, а Тамаре не хватило пары. Её друзья посоветовали взять в пары игрушечного мишку», дети расставляют палочки согласно тексту – парами (в парах могут быть палочки разного или одного цветов). -Сколько пар получилось?).

«Чёт-Нечет»

- Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи (на одних столах лежат «четные палочки», на других — «нечётные». Предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки; с помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах).

Состав числа»

- Учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля (Педагог говорит детям, что в городе чисел есть дома с 2,3,4,5,6 этажами. Дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу, число жильцов — единиц соответствует № дома. Домики числа вырастают каждый раз на один этаж).

«Как ещё растут дома из чисел»

- Учить составлять число из 2 меньших чисел (Детям предлагается выбрать подходящие карточки с числами и заселить каждый этаж пустого домика с цифрой 5 на крыше двумя цифрами. Какие это должны быть цифры?).

«Кто в домике живёт?»

- Учить составлять число из 2 меньших чисел («В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые из них ушли из домиков». Педагог просит помочь клоуну найти этих жителей и рассадить по этажам).

«Как узнать № домов на новой улице?»

- Учить составлять число из 2 меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно (Педагог говорит о том, что строители построили дома на новой улице, но забыли проставить на них нумерацию. Как помочь новосёлам узнать нумерацию своих домов. Дети выкладывают палочками разной длины каждый этаж дома и выясняют, какая цифра должна находиться на крыше).

«Полосатая салфетка»

- Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 6 из 2 меньших чисел (Предлагается сделать из палочек фиолетового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками» - палочками (белой и желтой, розовой и красной)).

«Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

- Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания (Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10).

«Покажи, как растут числа»

- Продолжать учить детей увеличивать, уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, учить сравнивать смежные числа. Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

 (Возможно проведение дополнительных упражнений:

-Перед каждой своей числовой карточкой ребёнок должен положить палочку, выражающую число.

-Выкладывать карточки с цифрами в возрастающем порядке и назвать их. Затем предлагается взять карточки с числами и построить их от меньшего числа к большему. (Такое же задание выполняется с палочками Кюизенера.)

- Дети строят числовую лесенку из палочек по принципу «чем выше ступенька, чем больше число».

-Дети могут записать числа в порядке возрастания (1,2,3,4,5…), или убывания (7,6,5,4,3…), выделить отношения между числами 1< 2 <3< 4 < 5 <6, 7 > 6 >5 >4 >3 >2

-Назвать числа не больше 8, но не меньше 4,

-Назвать число, которое стоит рядом с числом 3, но не 2,

-Назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6.

-Назвать числа, которые стоят до числа 10, но после 5.

-Назвать числа до 9, которые стоят после 5.

-Какие палочки ты будешь использовать, чтобы ответить на вопросы: Сколько тебе лет? Сколько пальцев на 2 руках, ногах? Сколько ног у курицы? Сколько ног у 2 куриц, кошек? Сколько дней в неделю? Сколько вершин у квадрата, треугольника? Сколько карандашей разного цвета нужно взять, чтобы нарисовать радугу?)

«Как белочка и Ёжик играли числами?»

- Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа, устанавливать логические связи (Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка — голубая палочка показывает минуты, а короткая -розовая показывает часы. Показать на часах любое время).

«Сломанная лесенка»

- Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на 1, учить называть соседей числа (Под каждую ступеньку «сломанной лесенки» дети выкладывают соответствующую карточку с цифрой и находят пропущенную палочку. «Потерянная» ступенька возвращается на место).

«Время»

- Развивать умение детей моделировать часы, определять время по часам (Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка –голубая палочка показывает минуты, а короткая –розовая показывает часы. Показать на часах любое время).

Палочки можно складывать»

- Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками, учить находить палочки в сумме равные двум данным (Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую- красную. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и жёлтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9).

«Палочки можно вычитать»

- Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел (Педагог просит дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Дети приходят к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5-3=2).

«Палочки можно делить»

- Развивать количественные представления детей. Учить делить числа.

 (1 вариант. Педагог говорит, что мальчик и девочка взяли палочку бордового цвета и решили её поделить поровну. «А как можно разделить число 8 так, чтобы у каждого из детей получилось по 4.

Дети приходят к выводу, что палочка 4 умещается в палочке 8 в 2 раза. Значит цифрами можем написать так: 8:4=2.

2 вариант. Педагог говорит, что 2 мальчика и девочка взяли палочку синего цвета и решили поделить поровну. «А как можно делить число 9 так, чтобы у каждого ребёнка получилось по 3? Дети приходят к выводу, что голубая палочка умещается в палочке синей 9 три раза. Значит, цифрами можно записать так: 9:3=3.)

«Палочки можно умножать»

- Учить детей умножать числа.

(Педагог предлагает взять палочку белую один раз. Какое число получилось? Показывается, как правильно выполнить эту запись:1×1=1. Затем предлагается взять не 1 раз, а два раза, то получится число 2. Какой палочкой проверить? (розовой).

Аналогично отрабатывается с розовой палочкой: 2×2=4, 2 x 3=6.)

«Измерь дорожки шагами»

- Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать, формировать у детей навык самоконтроля.

(«Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять её шагами. Ежиха сообщила ежонку, что длина дорожки-5 шагов, ежонок удивился, ведь у него длина доржки-10 шагов» Дети приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

-Дети измеряют длину и ширину комнаты, ковра и т.д.)

«Узнай длину ленты»

- Учить понимать количественные отношения, учить находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности.

(Педагог предлагает измерять длину ленты с помощью мерки — розовой палочки. Дети приходят к выводу: в длинной ленте мерка уложилась 7 раз, а в короткой- 5 раз. Лента, в которой мерка уложилась 7 раз, длиннее, потому что 7 >5. Лента, в которой мерка уложилась 5 раз, короче, потому что 5 < 7. Ленты разные по длине).

«Измеряем разными мерками»

- Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи.

(У детей разные ленты, разные мерки, измеряют ленты разными мерками. Дети приходят к выводу: ленты разные по длине, и поэтому числа получились разные. Чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число.

-Дети измеряют длину и ширину комнаты, крышки стола, сиденья стула, подоконника одинаковыми и разными мерками).

«Измеряем разными мерками»

- Учить измерять с помощью двух условных мерок длину предмета, учить находить зависимость между измеряемой величиной, меркой и результатом, устанавливать логические связи.

(У детей разные ленты, разные мерки, измеряют ленты разными мерками. Дети приходят к выводу: ленты разные по длине, и поэтому числа получились разные. Чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число).

Г. Остер «38 попугаев и четверть слоненка» сказка

- Чтение сказки и разыгрывание сказочной ситуации, используя палочки Кюизенера.

«Телевизор»

- Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделировать предметы в ограниченном пространстве.

(Педагог предлагает сделать экран телевизора, одна сторона экрана состоит из одной палочки, а другая из нескольких. Докажите, что палочки одинаковой длины. Затем дети выкладывают из палочек любую картину «2 футболиста с мячом», «водное поло», «соревнование пловцов» и рассказывают, что происходит на канале).

«Кораблик»

- Закрепить умение измерять с помощью условной мерки, моделирование по замыслу.

(Предлагается детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличился от первого. Найти различия между кораблями, что можно сказать о длине мачты на ваших кораблях? Различаются ли мачты?).

«Строим мост через реку»

- Учить детей моделировать по условию, измерять с помощью условной мерки, находить соответствие цвета и числа.

(Предлагается построить из палочек реку: узкую в начале — у истока, широкую — в середине, сужающуюся — в конце. Через реку проложить мосты, равные по длине голубой, жёлтой, бордовой палочкам. Сравнивают мосты по длине и по ширине, добавляют палочки, равные ширине любого моста.)

«На цветовую последовательность»

- Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.

(1. Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

2. Расставь палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая была рядом с фиолетовой.

Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу.)

«Детская железная дорога»

- Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

(1. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

2. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый — в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: жёлтый, фиолетовый, голубой. В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 — 6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.

3.Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый в середине, а желтый не является последним. В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? В 1 вагоне поезда едет 5 пассажиров, во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит: в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14. Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. 5+6=11).

«Делаем забор»

- Учить строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете.

(На доске изображение заборчика: по вертикали желтая палочка, справа — розовая по горизонтали, следующая — голубая по вертикали и розовая — по горизонтали. Все палочки стоят без интервалов. Предлагается выложить заборчик из таких же палочек по заданному образцу и повторить два раза. Сделайте так, чтобы все дощечки были одинаковой высоты).


Игры с блоками Дьенеша

Сказка «В царстве блоков»

 Материал: блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

 Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.

 Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.

 «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Варианты: далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, взяли домашнего питомца… и т.п.)

 В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.bloki1

 Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. Из них 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире "мемори".

ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы

свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина)bloki2 и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8).

 Педагогические возможности материала:

 Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

ИГРЫ С ОБРУЧАМИ

Игра «Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

obruch1

Правила: чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.

 Варианты игры:

 Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.

 Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.

 Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.

 Уровень сложности:

 Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).

 Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.

 Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.

 Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Варианты игр по темам 

Название игры

Назначение обручей

Замещение предмета

Игровое действие

Дополнительный материал

1

Садовники

клумбы

цветы

Посадка рассады

Стихи, загадки по теме

2

Космос

Ловушки для сбора

Космический мусор

Сбор мусора

Стихи, загадки по теме

3

Рыбалка

Ёмкости для рыбы

Рыба

Лов рыбы

Стихи, загадки по теме

4

Город

Район

Дома

Застройка районов

Стихи, загадки по теме

5

Транспорт

Вагоны поезда, грузовые машины

Груз

Погрузка груза

Прямоугольник из картона, ковролина - изображение паровоза

6

Урожай

корзины

Грибы, ягоды, овощи, фрукты

Сбор урожая

Стихи, загадки по теме

Игры с обручами с пресечением областей

Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно положить как в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им решить проблему, надвинув один обруч на другой.

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.

 Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей пересечения.

 Описание игры: обручи раскладываются на полу. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей, необходимо использовать разные свойства, для того чтобы создать возможность для пересечения областей обручей.

 Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют, какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории...

 Уровень сложности:

 Простой: одно пересечение - используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).

obruch2

Средний: 2-3 пересечения - используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет, форма, размер, величина и т.д.).

obruch3

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

obruch4

Варианты игр по темам

Название игры

Замещение предмета

Игровое действие

1

Олимпийские кольца

Огоньки

Зажигание олимпийских колец

2

Волшебный цветок

Лепестки

Раскрашивание лепестков

3

Гусеница

Пятнышки

Украшение гусеницы

4

Кондитерская фабрика

Конфеты

Раскладывание конфет

Игра «Угощение»

Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.

Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые", проводить логическую операцию «не», умение взаимодействовать.

Описание игры: Вариант1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по очереди. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый ребёнок, другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. Затем второй угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. В конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого (квадратного и т.п.) «печенья» получил медвежонок.

 Уровень сложности:

 Простой: «печенье» должно отличаться только одним свойством.

 Средний: «печенье» должно отличаться только 2 свойствами.

 Высокий: «печенье» должно отличаться только всеми свойствами.

Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для левой руки.

Вариант3.Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».

 Уровень сложности:

 Определяется количеством свойств.

Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки». Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:

 • по цвету (красные розы – белые лилии),

 • своим свойствам (деревянная ложка - фарфоровая чашка),

 • предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).

Игра «Чудо - дерево»

chudo derevo

Материал: Дерево с ветками без листьев, карточки с символами свойств или логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша

Цель: Развитие умение классифицировать блоки по трем признакам и умение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

 Ход игры: Воспитатель предлагает украсить волшебное дерево в зависимости от темы и времени года, на котором вместо листьев может быть что угодно, как в сказке К.Чуковский «Чудо-древо».

 Вариант 1. Дети могут подбрасывать логические кубики и определять цвет, размер, фору, толщину фигур.

 Вариант 2. На каждой ветке условия разной степени сложности. Ребёнок сам выбирает ветку, которую будет украшать.

 Уровень сложности:

 Определяется количеством свойств на каждой ветке (цвет, форма, размер, толщина).

Дополнительный материал: К.Чуковский «Чудо-древо»

Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)

Материал:

 • "Эскизы картин" - листы большого цветного картона

• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;hudojniki

 • набор блоков

Цель игры:

 • развитие умения анализировать форму предметов

• развитие умения сравнивать по их свойствам

• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

Описание игры:

Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Игра «Украсим елку бусами» (из серии игр «Давайте вместе поиграем»)

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигурelka

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Магазин» из серии игр «Давайте вместе поиграем»

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.

 Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.

 Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Подвижная игра «Кошки-мышки» из серии игр «Праздник в стране блоков»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей. Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей. Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В. Левина). Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:

 -Мыши водят хоровод,

 На лежанке дремлет кот.

 Тише, мыши, не шумите,

 Кота Ваську не будите.

 Вот проснется Васька-кот

И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом», и игра продолжается.

 Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.

 Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.

 Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

 «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.

 Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

 Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

«Что лишнее?»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).


«Чудесный мешочек» -2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

«Найди не похожую фигуру»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

«Найди похожую фигуру»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства фигур по одному, двум, трем, четырем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

«Бусы»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры: Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

«Найди пару»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом, большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.
Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества блоков. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.


«Разложи фигуры»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

«Сколько?»

Цель: Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: логические блоки Дьенеша.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

«Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением круга или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

«Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»


«Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Рассели жильцов» - 2

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане, кодовые карточки.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

«Рассели жильцов» - 1

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическо

мышление.
Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

Игра «Этажи»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. 
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "

Материал:
• "Эскизы картин" - листы большого цветного картона
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;
• набор блоков
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_2.jpeg

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_5.jpeg

-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

-Развивать мышление.


Материал: Набор блоков Дьенеша.


Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.


Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_7.jpeg

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_8.jpeg

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра «Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_9.png

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_10.jpeg

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_11.jpeg

Дидактическая игра «На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке.

Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_12.jpeg

.

Дидактическая игра «Цепочка»https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_13.jpeg

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:  

  • Упражнять детей в группировке геометрических фигур
  • -Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

- У Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Карандашу достались все желтые

- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Этажи»

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_15.jpeg

Материал: Набор блоков.

Ход игры:

 Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. 
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…» 
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_16.png

Дидактическая игра «Космический корабль»
Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина). 
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_17.png

Игра «Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький 
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_18.jpeg

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
- «Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод».
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом», и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например, кот ловит красных и круглых

мышей. Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Дидактическая игра «Найди меня»https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_19.png


Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_20.jpeg

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. 
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_58021884e15e8/kartotieka_ighr_s_loghichieskimi_blokami_z_d_ieniesha_22.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте поиграем.

Математические игры развивают логическое мышление. Подбор математических игр. Игры постоянно дополняются и обновляются....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей I младшей группы "Давайте поиграем"

Сценарий включает в себя игры на развитие мелкой моторики и речи, которые воспитатель предлагает родителям провести вместе со своими детьми. Задачи данного мероприятия составлены с учетом ФГТ....

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...

Давайте поиграем! Давайте посчитаем!

Рекомендации для родителей. Примеры упражнений и задач на развитие внимательности и навыков счета....

Картотека игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада «Давай поиграем, Малыш»

С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстника...