«Развитие математических способностей в средней группе детского сада»
статья по математике (средняя группа)

Куржунова Марина Борисовна

Детям очень нравятся игры, поэтому освоение математики в  средней группе – наука не сложная.Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Куржунова М.Б., воспитатель

                                   ДО ГБОУ СОШ № 544 Московского  района

 Санкт-Петербурга

 «Развитие математических способностей в средней группе

детского сада»

Освоение математики в  средней группе – наука не сложная! Дети осваивают разнообразные познавательные умения выделять те качества, которые свойственны предметам. Это размер ( большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, толстый – тонкий); при этом они знают много нового: ориентирование в пространстве (на, под, вверху - внизу, сзади - спереди), да и форму предметов и геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник, круг (круглый, квадратный, прямоугольный)  ребята распознают хорошо. Детям очень  нравятся игры, где нужно распределять предметы по цвету, форме, по величине, а также распределять предметы на равные и не равные части.

Ребята четырех - пяти лет в средней группе успешно сравнивают предметы, количественные группы, определяя, что шире, что уже; что далеко, что близко; что происходит сейчас, а что будет потом (после); чего больше или меньше; где три, а где четыре предмета. Для этого они накладывают один предмет на другой, прикладывают один к другому. Кроме того дети могут улавливать даже незначительные различия между предметами. Например, эта дорожка длинная, а эта чуть длиннее, эта широкая, а эта чуть шире.

Так же дети раскладывают  (группируют) предметы по признакам цвета, затем эти же предметы по форме, по форме и размеру одновременно. Если выложить на  столе предметы разной формы, ребенок сможет их расположить  «по росту». Ребята любят играть в  игры на обобщение и сравнение «Найди такой же», « Найди одинаковые», « Чем отличаются?»

Совместно с родителями мы оформили математический уголок ярко и интересно. Появились разрезные картинки, которые дети с удовольствием складывают; собирают пазлы с картинками их любимых сказок и мультфильмов;

Так же математические игры проходят с помощью различных конструкторов, из которых дети складывают постройки по образцу, используя различные конусы, кубики, кирпичики и бруски, называя детали правильно. Конструируют из «лего» и хорошо складывают разные фигурки из мозаики.  В игре дети осваивают элементарные замещения. Так в построенном из кубиков кукольном домке, заменяют стол кубиком, диван прямоугольником.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаю детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола. В обучение математике детей  нашей группы я использую занимательные игры и развлечения. Ребята очень любят задачки – шутки, загадки про цифры, стихи и потешки в которых нужно найти цифры или формы.

 Конечно, было бы идеально, если бы дети познавательный интерес развивали не только в саду, но и дома. Здесь на первое место выходят родители ребенка. Помощь родителей неоценима, помощь родителей, которые конечно хотят развивать своего ребенка. При этом не нужно принуждать ребенка к выполнению заданий. Призыв должен начинаться с предложения: «Поиграем?». Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, а игра дело добровольное. Величина, форма, количество и счет окружают нас в повседневной жизни. Просто нужно почаще обращать внимание детей на предметы , которые нас окружают (тарелки круглые, стол квадратный, часы круглые). Предложите ребенку накрыть на стол: сколько нужно тарелок?, с какой стороны положить вилки? Чашек надо поставить столько же, сколько  тарелок? По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).

В возрасте четырех – пяти лет, дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр», «Считай дальше», «Сколько», «Веселый счет». Или можно поиграть в такую игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки  нет, и где она стояла. 

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада

Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада

Из опыта рабты с детьми старшей группы десткого сада...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...

Развитие математических способностей детей младшей группы детского сада

Игра — это своеобразное отношение к действительности,которое характеризуется созданием мнимых ситуацийили переносом свойств одних предметов на другие....