Семинар-практикум "Математические сказки как средство формирования логического мышления"
учебно-методический материал по математике

Шематухина Наталья Геннадьевна

Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному.  Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_matematicheskie_skazki.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                     «Детский сад «Родничок»

               

                 СЕМИНАР–ПРАКТИКУМ

                                  на тему:

«Математические сказки как средство формирования логического мышления»

                                                                                         

                                                                                                   

  Подготовила:

                                                                                    Шематухина Н.Г.

2020 г.

       Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному.  Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.

     Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.)  определили сказку не только как эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей, но и как средство развития логического мышления у дошкольников.

     Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

     Одним из средств развития логического мышления у дошкольников, да и вообще, эффективных методов формирования элементарных математических представлений у детей, является сказка. Дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Сам сюжет сказки, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, каждый из них стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

     В ходе занятий по любой сказке можно изучать математику. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.   

     Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические формы, а так же герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди.

      Например : через сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» - идет закрепление количества и счета и т. д. (Цветик – семицветик , Белоснежка и семь гномов, Золушка..)

     Курочка ряба: Эта  игра развивает у детей навыки мыслительной деятельности . Помогает закрепить умение детей различать цвета , группировать предметы по цвету и форме. Помогает в изучении порядкового счета, а также соотношение с геометрическими фигурами.

     Красная шапочка: Чтение «Красной шапочки» даст возможность поговорить о понятиях “длинный” и “короткий”.

      Два жадных медвежонка: Сказка поможет научить детей делить целое на две равные части, проводя линию через середину круга Закрепить знания о величине ( большой , маленький ) . Закрепить умение считать до четырех.

      «Три медведя» – это математическая сказка ,где можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький ) , и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками.

     Сказка «Колобок» поможет упражнять детей в счете до 4, а также закреплять геометрические фигуры, развивать умение сравнивать и группировать предметы по характерным признакам.

       «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Ребенок легко усвоит , как увеличивается количество , если каждый раз прибавлять по единичке.

      Игра: прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо и т.д. Можно по наглядным иллюстрациям считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.

     Сказка «Репка» особенно хороша для освоения порядкового счета.

Кто тянул репку первым? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький ? Мышка . Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

      В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет  которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.)

     С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а так же закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

Упражнение: например, один большой и семь маленьких треугольников напоминают сказку «Волк и семеро козлят».

      «Двенадцать месяцев» Сказка поможет закрепить знания о составе чисел в пределах десяти; закрепить знания детей о временах года и месяцах ; закрепить сенсорные навыки (цвет, форма, величина).

      Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть цифры, геометрические формы, а так же герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди. В сюжет такой сказки вводятся различные математические представления о величине, форме, времени, количестве, а также отношения величин, правила и т.п.

      Подобные сказки имеют приключенческий характер, часто осложнены какими-либо математическими проверками, которые обязан выполнить герой вместе с маленькими слушателями. Также математическое содержание может обозначать какое-то правило действия героев сказки. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно т.е. развитие происходит непринужденно. Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно  включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. 

        Таким образом, сказка  - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.

     После прочтения или рассказывания сказки можно  проводить беседы по ее содержанию, в которую включаем вопросы математического характера.     Например:

«Зимовье»                              Сколько зверей жило на зимовье?

                                           Где еще в жизни встречается цифра 5?

                                                       

«Маша и медведь»          Сколько раз медведь садился на пенек

                                                        отдохнуть?

     Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.

    На основе сказки можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки на содержание сказки.

     Ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать , моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

     Например:

Сказка: Волк и семеро козлят.

     Задача: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке? (2)

     Сказка: Гуси-лебеди.

     Задача: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке.

     Интересны детям задания на придумывание считалок.

Один – лиса,

Два – козел,

Три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Медвежата шли тропинкой

Увидали сыр в корзинке

Один, два, три –

Поровну дели.

     Они учат думать, фантазировать и самое главное идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания.

      Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета).

       При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, мы читаем сказку «Репка», а потом отвечаем на вопросы. Например, кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д.

    Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Уже в младшем дошкольном возрасте мы начинаем развивать логическое мышление, опираясь на сказку: сравниваем внешний облик героев сказки, их поступки, какие-либо объекты, сказочные ситуации.   Например, детям можно предложить сравнить золотое яйцо и простое, лубяную избушку зайца и ледяную избушку лисы, волка и зайца и т. д.

      Используя сказку в своей работе как средство по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей мыслительную деятельность, тем самым повышая интерес к математике. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....

Опыт работы на тему: «Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Маркуш Ирина Анатольевна « Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления в условиях ФГОС ДО»

laquo; Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления  в условиях ФГОС ДО»...

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Консультация «Математические сказки как средство формирования логического мышления»

Дошкольный возраст – возраст сказки,  именно сказки могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике....

"Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"

quot;Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"Цель: вызвать у родителей интерес к  формированию  познавательных  проц...