Консультация «Математические сказки как средство формирования логического мышления»
консультация

Сорока Ирина Владимировна

Дошкольный возраст – возраст сказки,  именно сказки могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Консультация

«Математические сказки как средство формирования логического мышления»

                                       

 

 Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному.  Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.)  определили сказку не только как эффективный метод формирования элементарных математических представлений у детей, но и как средство развития логического мышления у дошкольников.

Математическая сказка, отмечает Л.М.Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление .

  Одним из средств развития логического мышления у дошкольников, да и вообще, эффективных методов формирования элементарных математических представлений у детей, является сказка.

  В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Сам сюжет сказки, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, каждый из них стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них.

  В ходе занятий по любой сказке можно изучать математику. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.   

     В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет  которых включены разнообразные математические представления («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведи», «Колобок» и т.д.)

    Подобные сказки имеют приключенческий характер, часто осложнены какими-либо математическими проверками, которые обязан выполнить герой вместе с маленькими слушателями. Также математическое содержание может обозначать какое-то правило действия героев сказки. При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно т.е. развитие происходит непринужденно.

  Используя сказки, можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки и, самое главное, идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания. метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а также закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур, закреплению пространственных и временных представлений.

Например:

Сказка: «Гуси-лебеди»

Задачка: На яблоньке росло 10 яблочек. Она попросила девочку с братцем съесть по два яблочка. Сколько осталось яблок на яблоньке?

   Можно проводить беседы по  содержанию сказки , в которую включаем вопросы математического характера.

Например:

  • Зимовье»                                   Сколько зверей жило на зимовье?

                                                          Где еще в жизни встречается цифра 5?

                                                       

  • «Маша и медведь»                    Сколько раз медведь садился на пенек

                                                        отдохнуть?

                                                           Вспомните 4 сказки про медведя.

  • «Лиса и волк»                   Сколько раз и кого лиса обманывала в сказке?

Тем самым, идет закрепление количества и счета, развивается память и мышление.

  • «Красная  шапочка» -   даст возможность поговорить о понятиях “длинный” и “короткий”;

Игра: можно нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее проедет игрушечная машинка;

  • «Колобок» -  поможет упражнять детей в счете до 4, а также закреплять геометрические фигуры, развивать умение сравнивать и группировать предметы по характерным признакам;
  •  «Репка»-  можно применять для освоения порядкового счета.

Кто тянул репку первым? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький ? Мышка . Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

  • «Двенадцать месяцев» 

Сказка поможет закрепить знания о составе чисел в пределах десяти; закрепить знания детей о временах года и месяцах ; закрепить сенсорные навыки (цвет, форма, величина).

  Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

   Таким образом, используя сказку как средство в своей работе по формированию математических представлений дошкольников, мы развиваем у детей мыслительную деятельность, тем самым повышая интерес к математике. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....

Опыт работы на тему: «Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Маркуш Ирина Анатольевна « Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления в условиях ФГОС ДО»

laquo; Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками, как средство формирования логического мышления  в условиях ФГОС ДО»...

"Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"

quot;Математические игры – головоломки как средство формирования логического мышления у детей 5-6 лет"Цель: вызвать у родителей интерес к  формированию  познавательных  проц...

Семинар-практикум "Математические сказки как средство формирования логического мышления"

Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному.  Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математик...

Консультация "Математические игры как средство развития логического мышления"

Материал предназначен для родителей дошкольников.В материале рекомендованы игры для развития логического мышления дошкольников....