Математические игры
картотека по математике (средняя группа)

Умнова Елена Викторовна

Знакомство детей среднего дошкольного возраста с представления о математике через дидактическические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Математические игры

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития наблюдательности, мышления, логики, памяти и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Предлагаю вашему вниманию математические дидактические игры, в которые мы играем в группе с детьми.

«Считай не ошибись»

В игре используются игрушки, цифры, числовые карточки.

Показываются картинки с разным количеством предметов.

Варианты заданий:

- найди числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает это цифра;

-

- положи рядом цифру, которая показывает сколько предметов на картинке (на столе);

- отсчитай кружков (елочек и другой счетный материал)) столько же, сколько предметов на картинке (на столе) (или на один больше/меньше предметов, чем  на картинке);

- назови число больше/меньше на один, чем количество предметов на картинке или положи рядом цифру.

«Какой цифры не стало»

Игра проводится парами. Раскладывается числовой ряд. Один ребенок закрывает глаза, второй убирает любую цифру. Первый ребенок должен назвать, какой цифры не стало.

Живые цифры»

Средняя группа — до 5 Старшая  - до 10.

Пять (десять) выбранных цифр с помощью считалки, становятся перед детьми. Каждый получает по одной карточке с цифрой. Дети и цифры танцуют. По сигналу они строятся по порядку. Дети проверяют, правильно ли встали «цифры» и задают им задания: отгадать загадку, прочитать стихотворение о своем числе, назвать число больше или меньше себя на один. Ребенок - цифра выполняет задание и передает свою карточку тому, кто дал задание.

«Чудесный мешочек»

У каждой пары детей по одному мешочку с моделями геометрических фигур. Дети определяют ведущего. Ребенок опускает руку в мешочек, ощупывает фигуру, называет ее, достает, убеждается, что назвал верно. Получает очко. Мешочек переходит к другому игроку.

«Найди столько же»

Каждый ребенок берет наугад одну из цифр, обходит комнату, находит в комнате, сколько предметов столько же, сколько показывает цифра или числовая карточка. Подходит к взрослому и говорит о своих находках.

Игра «Путаница»

Играем парами. Раскладываем числовой ряд. Один ребенок закрывает глаза или отворачивается, другой перемешивает цифры. Первый ребенок должен разложить числовой ряд правильно. Потом меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает» (игра с мячом)

Игроки стоят в кругу. Ведущий (его выбирают при помощи считалки) бросает мяч и называет любое число, у кого оказался мяч начинает считать от заданного числа (средняя группа считает  до 5).

«Убираем цифры по заданию»

Игроки раскладывают перед собой цифровой ряд или числовой ряд. Задание дается о любой цифре, о любом числе:

уберите цифру, которая больше (меньше) трех на один;

уберите цифру, которая стоит между тремя и пятью,

уберите число, которое обозначает сколько глаз у светофора;

уберите число, которое обозначает сколько ножек у стула;

уберите цифру, которая обозначает, сколько раз в году бывает у человека день рождения и т.д.

Можно играть в парах. Игроки поочередно дают друг другу задание, кто начинает первым определяется с помощью считалки.

«Наоборот» (игра с мячом)

В эту игру могут играть два и более человек. Ведущий называет параметры величины, веса, вкусовые, температурные свойства, временные понятия и др. Игрок, получивший мяч называет слово наоборот. Длинный - короткий,  легкий - тяжелый,  мягкий - твердый, сильный — слабый, широкий – узкий, светлый – темный,   низкий – высокий, чистый – грязный, старый - новый  и т.д.

«Разложи по порядку»

Ребенку дается пять полосок разной длины (8 см,  12, см, 15, см, 18, см, 21 см). Нужно разложить полоски от самой короткой (длинной) до самой длинной (короткой) и назвать их: самая короткая, длиннее, еще длиннее, еще длиннее, самая длинная (самая длинная, короче, еще короче, еще короче, самая короткая).

«Проверим внимание»

На столе ведущий (взрослый) раскладывает несколько (пять) предметов. Ребенок (дети)  рассматривает(ют) их, пытаясь запомнить. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот кто правильно назвал все предметы, получает очко.

Стихи про цифры  С. Маршака

1

Вот один, иль единица

Очень тонкая как спица

2

А вот это цифра «два». 
Полюбуйся, какова: 
Выгибает двойка шею, 
Волочится хвост за нею. 

3

А за двойкой - посмотри - 
Выступает цифра «три». 
Тройка - третий из значков - 
Состоит из двух крючков. 

4

За тремя идут «четыре», 
Острый локоть оттопыря. 

5

А потом пошла плясать 
По бумаге цифра «пять». 
Руку вправо протянула, 
Ножку круто изогнула. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...