Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Учимся думать, играя"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)

Солонецкая Людмила

Для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_uchimsya_dumat_igraya.docx78.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Название раздела

№ страниц

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы (с указанием форм организации и видов деятельности, тематическое планирование)

6

Учебный план

6

Учебно-тематический план

7

1.4

Планируемые результаты

9

Раздел 2 Комплекс организационно- педагогических условий

2.1

Календарный учебный график

10

2.2

Условия реализации программы

10

2.3

Формы аттестации

10

2.4

Оценочные материалы

12

2.5

Методические материалы

14

2.6

Список литературы для педагогов, для учащихся и родителей

14

                        Приложения                                                                 15

1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1. Пояснительная записка

Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неготовность ребенка к систематическому школьному труду.

Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. А это значит, что для успешного обучения детей в школе важна как психологическая (познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная подготовка по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.). Для решения этих проблем была создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся думать, играя», которая является комплексной и имеет социально-педагогическую направленность. Программа включает в себя две дисциплины «Обучение грамоте и развитие речи», «Введение в математику». Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у дошкольника при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника.

На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные, и поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.

Нормативно-правовой основой разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Учимся думать, играя» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот 29.03.2016 №  ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций вместе с «Методисескими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных  общеобразовательных программ, способствующих социально – психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.»)

- Целевая модель развития региональных систем дополнительного  образования детей (Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467).

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом

знаний, необходимых для жизни современному человеку.

Отличительные особенности программы обусловлены тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе

реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти,

ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.

Новизна данной программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.

Педагогическая целесообразность.

Содержание образовательной программы направлено на:

 создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 развитие универсальных учебных действий в рамках

дополнительного образования;

 обеспечение преемственности содержания различных видов

образования;

 целостность процесса психического и физического, умственного

и духовного развития личности ребенка;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 укрепление психического и физического здоровья;

 положительную социализацию ребенка;

 профилактику асоциального поведения;

формирование человека и гражданина, интегрированного в

современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого

общества

При реализации программы педагог опирается на основные принципы

дидактики:

 Научность: учащимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

 Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями обучающихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса.

 Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к загадкам и тайнам исторического прошлого.

 Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием межпредметных связей, обобщения и систематизации.

 Прочность обучения: использование опорных конспектов по технологии В.Ф. Шаталова, широкое использование мнемотехнических приёмов, справочной и информационной литературы.

 Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, организует работу обучающихся по микрогруппам с более или менее одинаковой степенью обучаемости, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.

 Связь теории с практикой: глубокое осмысление жизненных фактов, связанных с изучаемыми явлениями и применением в личной жизни ребенка полученных навыков.

Адресат программы.

Программа адресована для детей дошкольного возраста, 5-7 лет. В дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития.

Исходя из возрастных особенностей детей, содержания и целеполагания курса была выстроена вариативная структура программы.

Принципы к формированию Программы.

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Учимся думать, играя» опирается на определенные научные принципы:

- Принцип доступности материала - этот принцип учитывается при подборе содержания программы;

 - Принцип построения программного материала от простого к сложному. Усложнение требований базируется на постепенном развитии и уточнении умений с учетом возрастных особенностей детей.

- Принцип развития - опора на зону ближайшего развития ребенка.

- Принцип дифференциации и индивидуализации - помогает выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

Объем программы-– 72 часа.

Форма обучения – очная.

Методы обучения:

-словесный (рассказ, объяснение, беседа), метод устного изложения материала;

-практический (дидактические, сюжетно-ролевые игры, КВН);

-поисково-исследовательский (создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи, работа с интернет-ресурсами);

-метод самовоспитания (деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями; отношение к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки).

Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают следующие виды теоретических и практических занятий:

Виды теоретических занятий:

- Рассказ

- Беседа

- Слайд программа с комментариями

Виды практических занятий:

- Рисунок

- Игра

- Загадки

- Скороговорки

- Просмотр тематических видеофильмов

- Работа с интернет-ресурсами

- Культурно-массовые мероприятия: викторины, конкурсы, праздники, выставки и т.п.

Срок освоения программы-36 недель, 9 месяцев обучения.

Режим занятий – периодичность и продолжительность занятий:

- 2 занятия по 30 минут в неделю, всего 72 часа.

  1. Цель и задачи программы.

Цели программы:

˗        формирование общей культуры и позитивной социализации ребёнка;

˗        развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

˗        сохранение и укрепление здоровья;

˗        развитие инициативы и творчества на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

˗        формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную адаптацию к школе, и достижение уровня развития, необходимого для успешного освоения основных образовательных программ начального общего образования с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

Основные задачи Программы:

˗        формирование культуры здоровья, формирование потребности в двигательной активности;

˗        физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению здоровья; развитие координации движений;

˗        развитие познавательного интереса;

˗        развитие самосознания и самоконтроля;

˗        формирование и развитие коммуникативных навыков;

˗        формирование и развитие организации деятельности;

˗        развитие внимания и памяти;

˗        развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;

˗        развитие вербального восприятия, фонематического слуха;

˗        развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;

˗        развитие логического мышления, как постепенного перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;

˗        развитие воображения и творческого мышления;

˗        эстетическое развитие.

  1. Содержание программы.

Учебный план.

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

«Обучение грамоте и развитие речи» (36 часов)

1.

Буква А. Автомобили.

1

2.

Буква Б. Бабочки.

1

3.

Буква В. Времена года.

1

4.

Буква Г. Город.

1

5.

Буква Д. Дом.

1

6.

Буква Е. Еда.

1

7.

Буква Ё. Ёлка.

1

8.

Буква Ж. Животные.

1

9.

Буква З. Зоопарк.

1

10.

Буква И. Игрушки.

1

11.

Буква Й. Делай так!

1

12.

Буква К. Космос и космонавты.

1

13.

Буква Л. Лес.

1

14.

Буква М. Мебель.

1

15.

Буква Н. Небо.

1

16.

Буква О. Овощи.

1

17.

Буква П. Профессии.

1

18.

Буква Р. Река.

1

19.

Буква С. Сказки.

1

20.

Буква Т. Транспорт.

1

21.

Буква У. Улица.

1

22.

Буква Ф. Фрукты.

1

23.

Буква Х. Хлеб.

1

24.

Буква Ц. Цветы и цвета.

1

25.

Буква Ч. Человек.

1

26.

Буква Ш. Шары и шарики.

1

27.

Буква Щ. Щенки.

1

28.

Буква ъ, ы, ь. Рыбы. Что дети умеют делать.

1

29.

Буква Э. Электробытовые приборы.

1

30.

Буква Ю. Юг. Буква Я. Ягоды.

1

31.

Повторение гласных букв.

1

32.

Повторение согласных букв.

1

33.

Согласные  буквы твердые и мягкие .

1

34.

Определение слогов в слове. Ударение. Разделение слова на части.

1

35.

Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. Штриховка.

1

36.

Итоговое занятие. «Жили – были буквы».

1

«Введение в математику» (36 часов)

37.

Числа от 1 до 20.

20

38.

Математические знаки +; -;  =;

>; <

1

39.

Математические действия с числами.

3

40.

Геометрические фигуры

4

41.

Состав чисел.

6

42.

Ориентирование в пространстве.

2

Итого:

72

Учебно – тематический план

«Обучение грамоте и развитие речи»

Буква А. Автомобили – 1ч.

Знакомство с посадкой и правилами письма. Буква А. Штриховка. Обведение по контуру буквы . Игра «Спрятанная буква». Раскрашивание рисунков.

Буква Б. Бабочки – 1ч.

Буква        Б.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква В. Времена года – 1ч.

Буква        В.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Г. Город – 1ч.

Буква        Г.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Д. Дом – 1ч.

Буква        Д.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Е. Еда – 1ч.

Буква        Е.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ё. Ёлка – 1ч.

Буква        Ё.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ж. Животные – 1ч.

Буква        Ж.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква З. Зоопарк – 1ч.

Буква        З.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква И. Игрушки – 1ч.

Буква И        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Й. Делай так! – 1ч.

Буква        Й.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква К. Космос и космонавты – 1ч.

Буква        К.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Л. Лес – 1ч.

Буква        Л.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква М. Мебель – 1ч.

Буква        М.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Н. Небо – 1ч.

Буква        Н.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква О. Овощи – 1ч.

Буква        О.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква П. Профессии – 1ч.

Буква        П.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Р. Река – 1ч.

Буква        Р.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква С. Сказки – 1ч.

Буква        С.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Т. Транспорт – 1ч.

Буква        Т.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква У. Улица – 1ч.

Буква        У.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ф. Фрукты – 1ч.

Буква        Ф.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Х. Хлеб – 1ч.

Буква        Х.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ц. Цветы и цвета – 1ч.

Буква        Ц.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ч. Человек – 1ч.

Буква        Ч.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ш. Шары и шарики – 1ч.

Буква        Ш.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Щ. Щенки – 1ч.

Буква        Щ.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква ъ, ы, ь. Рыбы. Что дети умеют делать – 1ч.

Буква        ъ,        ы,        ь.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        букв.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Э. Электробытовые приборы – 1ч.

Буква        Э.        Штриховка.        Обведение        по        контуру        буквы.        Игра        «Спрятанная        буква».

Раскрашивание рисунков.

Буква Ю. Юг. Буква Я. Ягоды – 1ч.

Буква Ю. Юг. Буква Я. Штриховка. Обведение по контуру букв. Игра «Спрятанная буква». Раскрашивание рисунков.

Повторение гласных букв – 1ч.

Повторение согласных букв – 1ч.

Согласные  буквы твердые и мягкие – 1ч.

Определение слогов в слове. Ударение. Разделение слова на части – 1ч.

Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. Штриховка – 1ч.

Итоговое занятие. «Жили– были буквы» – 1ч.

 «Введение в математику»

Числа от 1 до 10 – 10ч.

Число и цифра 1.        Число и цифра 2. Число и цифра 3. Число и цифра 4. Число и цифра 5.

Число  и  цифра  6.  Число  и  цифра  7.  Число  и  цифра  8.  Число  и  цифра  9.  Цифра  0.

Знакомство с числом 10.

Числа от 10 до 20 – 10ч.

Число 11. Число12. Число13. Число 14. Число 15.

Число 16.  Число 17.  Число 18.  Число 19.  

Знакомство с числом 20.

Математические знаки +; -; =; >; < – 1ч.

Математические знаки +; -; =; >; <

Математические действия с числами – 3ч.

Математические действия с числами.

Геометрические фигуры – 4ч.

Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб). Плоские и объёмные фигуры (круг, шар). Плоские и объёмные фигуры (квадрат, куб). Плоские и объёмные фигуры (треугольник, конус). Плоские и объёмные фигуры (прямоугольник, параллелепипед). Плоские и объёмные фигуры (овал, яйцо). Пирамида. Призма. Ромб. Звезда. Цилиндр.

Состав чисел – 6ч.

Состав чисел 3 и 4. Состав чисел 5 и 6. Состав числа 7. Состав числа 8. Состав числа 9 Состав числа 10.

Ориентирование в пространстве – 2ч.

Ориентирование в пространстве (слева, справа, наверху, внизу, по, под, над, на) Ориентирование в пространстве (внутри, снаружи, перед, за, впереди, сзади).

1.4.Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты. В конце обучения должны знать:

  • название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • ударение в словах;
  • схемы слов;
  • звуки и буквы;
  • сочетание гласных и согласных;
  • буквы, обозначающие мягкость и буквы, обозначающие твердость;
  • элементы букв. Должны уметь:
  • составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта и небольшие сказки;
  • находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
  • составлять предложения из трех, четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • членить слова на слоги;
  • правильно держать шариковую ручку и карандаш;
  • обводить, штриховать и соединять;
  • писать элементы букв.

˗        состав чисел первого десятка;

˗        цифры 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9; знаки +; -; =; >; <

˗        названия геометрических фигур;

˗        пространственные представления Должны уметь:

˗        называть числа в прямом и обратном порядке;

˗        соотносить цифру и число предметов;

˗        составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

˗        пользоваться арифметическими знаками действия;

˗        составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

˗        делить круг, квадрат на две и четыре равные части;

˗        ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

2. Комплекс организационно – педагогических  условий.

2.1. Календарный учебный график

Срок реализации программы

9 месяцев

с 1 сентября  по 31 мая

Количество занятий в год

72

Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/

Объем недельной образовательной нагрузки (мин.)

2 занятия

60 минут

Промежуточная  аттестация

Февраль

Итоговая аттестация

Май

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ

Зимние каникулы

Летние каникулы

01 января по 9 января

01 июня по 31 августа

2.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в учебном кабинете, просмотр презентаций в музыкальном зале.

Перечень оборудования учебного кабинета: магнитная доска, столы и стулья для  воспитанников  и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

Перечень оборудования музыкального зала: компьютер, проектор, экран, стулья для воспитанников и педагога.

Обучающие видео:

- Серии видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы».

2.3.Формы аттестации.

Промежуточная и итоговая аттестация учащихся является обязательным элементом образовательного процесса в объединении. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:

Учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе  освоения  образовательной  программы  (мониторинг  уровня обученности);

Личностные, выражающие  изменения  личностных  качеств ребенка под влиянием занятий в объединении.

Метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Мониторинг предметных результатов проводится в конце каждого учебного года и позволяет выявить уровень формирования предметных УУД в результате освоения образовательной программы. Мониторинг результатов обучения включает в себя 2 основных блока оцениваемых параметров:

- Теоретическую подготовку

- Практическую подготовку

По окончании программы проводится итоговая оценка уровня освоения программы в целом.

Диагностика проводится во всех группах и состоит из нескольких этапов:

Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года. Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом включенного наблюдения с целью определения базового уровня обученности учащихся (для 1 года обучения). Эти данные помогают педагогу своевременно внести необходимые коррективы не только в содержательную часть образовательной программы, но и в технологию ее реализации.

Промежуточная диагностика – в середине 1 года проводится тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики – выполнение творческих заданий, проектов, ответы на занятиях, участие в конкурсах и выставках творческих работ внутри объединения.

Итоговая диагностика осуществляется по окончанию 1 года обучения – анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося, итоговый уровень сформированности у них универсальных учебных действий.

Виды диагностики

- Открытое занятие

- Конкурсы

- Тест

- Опрос

- Включенное наблюдение

- Контрольная работа

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка о выполнении программы, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, готовые работы (контрольные и творческие), грамоты и дипломы учащихся, фото, отзывы детей и родителей, статьи о проведенных мероприятиях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, тест, открытое занятие, праздник, конкурс, викторина.

Оценочные материалы

 Мониторинг предметных результатов проводится на основе результатов устного опроса и письменного тестирования по основным разделам программы (Приложение 1).

 Мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения программы проводится по окончании образовательной программы с учетом всей промежуточной диагностики по методике В.П. Симонова, который показывает уровень сформированности у них универсальных учебных действий. По каждому параметру выставляются балл (по 10-

балльной шкале), затем подсчитывается сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и определяется индивидуальный уровень освоения образовательной программы. В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню освоения программы. В выводах отражается количество учащихся по каждому уровню, %, анализ полученных результатов.

2.4. Оценочные материалы.

Предметные результаты освоения программы

Год обучения        _____________________________________________________

Педагог        _________________________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Предметные результаты

Форма диагностики

Теоретическая

подготовка

Практическая

подготовка

Итоговые результаты освоения программы Название программы «Подготовка к школе»

Год обучения        ____________________________________________________

Педагог        _________________________________________________________

№ Фами

 Предметные

          Метапредметные  

                 Лично

  Об

      лия,

 результаты

               результаты

                стные

  щи

       имя,

                 резуль

   й

       учащ

                     таты

   бал

       егося

    л

Теорети

Практи

Коммуник

Регулят

Познават

ческая

ческая

ативные

ивные

ельные

подгото

подгото

УУД

УУД

УУД

вка

вка

Выводы:

  • Минимальный уровень освоения программы - информационный
  • Средний уровень освоения программы – репродуктивный
  • Максимальный уровень освоения программы - творческий

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности

(по В.П. Симонову)

10-бал.

шкала

Теоретические параметры оценивания

Практические параметры оценивания

2балла

Слабо

О т л и ч а е т какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в        ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки.

Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом

3 балла

Посред-ственно

Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может.

Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.

4 балла

удовле-твори-тельно

Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий.

Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.

5 баллов

недост.

хорошо

Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта.

Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия.

6 баллов

хорошо

Без особых затруднений отвечает на большинство  вопросов  по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий,  признаков, стремится к  самостоятельным выводам.        

Выполняет  задания,        действия

образцу,  проявляет  навыки

целенаправленно-организованной

деятельности,        проявляет

самостоятельность.        

7 баллов очень хорошо

Четко  и        логично  излагает

теоретический  материал,  хорошо видит связь теоретических знаний с практикой.

Последовательно  выполняет  почти все учебные задания, действия.        В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.

8 баллов

отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений.

Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.

9баллов

велико-лепно

Легко  выполняет разнообразные творческие задания на  уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках.

С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные        варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога.

10 баллов

 прекрасно

Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности.

Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

2.5. Методические материалы:

  • Магнитная азбука;
  • Дидактические настольные игры;
  • Учебные пособия;
  • Предметные картинки;
  • Раздаточный и счетный материал;
  • Набор цифр;
  • Набор геометрических плоскостных и объемных фигур;
  • Книги-раскраски;
  • Карточки для словарной работы;
  • Компьютер.

Для  проведения  занятий  используются  наглядные  пособия  и  рабочие  тетради,

раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

2.6. Список литературы для педагогов, детей и родителей.

1. .Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников». Издательство «Дрофа», 2017г.

  1. Безруких  М.М.  «Ступеньки  к  школе  «Мир  чисел  и  фигур».  Издательство «Дрофа», 2017г.
  2. Безруких   М.М.   «Ступеньки   к   школе   «Учимся   писать».   Издательство «Дрофа», 2017г.
  3. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2016г.
  4. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016 г.

6.    Айзман Р.И., Великанова Л.K., Жарова Г.П. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. - Новосибирск, 1987г.

7.    Буре Р.С. «Готовим детей к школе» М., 1987г.

8.   «Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду»М., 1981г.

9.        Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 1989г.

10        Гредасов В.Н. Преемственные связи в работе детских дошкольных учреждений и начальной школы. Методические рекомендации. - Челябинск: ЧОИУУ, 1991.

11.        Глинка Г., «Буду говорить, читать, писать правильно», 1999г.

12.        Ефимова С.П. Как подготовить ребенка к школе: советы врача/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992.

13.        Короткова Э.П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» М., 1990г.

14.        Практикум по психодиагностике. - М.: МГУ, 1989г.

15.        Петерсон Н.П. «Математика для дошкольников» М., 1993г.

16.        Усова А.П. «Обучение в детском саду» М., 1987г.

18.        Федосова Н.А., Плешаков А.А. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2004г.

Приложение №1

Изучение зрелости детей, поступающих в первый класс

Тестовый материал

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы
  3. Кем работает твоя мама (папа)?
  4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
  5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
  6. У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?
  7. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?
  1. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  2. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

10.Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

  1. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  2. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  3. Что делают почтальон, врач, учитель?
  4. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
  5. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
  6. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
  7. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
  8. Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  9. Каких зверей ты знаешь, каких птиц?
  10. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?
  11. Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
  12. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Обработка результатов теста

За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: «Я девочка. А когда вырасту, буду тетей», – начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.

Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две». Ошибочными считаются ответы: «Мама Люда», «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше – меньше» без наглядных примеров.

К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом:

  • Вопрос №4 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла;
  • Вопрос №7 – если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев – 3 балла;
  • Вопрос №10 – за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) – 2 балла, до 3 признаков – 1 балл; 14 – за каждое правильное указание применения школьной атрибутики – 1 балл;
  • Вопрос №22 -за правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою* – 2 балла.

Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие -на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной – все это отмечается в их высказываниях.

Общая оценка результатов методики

Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.

  • «Школьно-зрелыми «считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов,
  • средний уровень школьной зрелости определяется 20– 23 баллами,
  • условно-неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15– 19 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Танцуем играя!»

Данная программа является описанием процесса развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка в движении и танце во взаимосвязи со сферой нравственной и интеллектуальной посредством игр с танцева...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры» 5-7 лет 2017-2018

В программе представлены занятия для обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся играя» социально – педагогической направленности для детей 3 – 7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пишем играя»

Программа разработана с учетом интересов учащихся и запросов родителей и предусматривает работу по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму – сложного навыка, включающего выполнени...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Логические игры (5-7 лет)»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логические игры (5-7 лет)" направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, приобщение подрастающего поколе...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Учимся, играя"(мнемотехника)

Дополнительная общеобразовательная  –  общеразвивающая программа«Учимся, играя».(мнемотехника) Возраст  обучающихся: ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ Срок реализации: 1 го...