Картотека игр с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
картотека по математике

Поезжаева Вера Валерьевна

игры на развитие логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

 игр

с логическими блоками Дьенеша

 и палочками Кюизенера

«Знакомство»

       Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами. Отметить, что их много, они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними:

-Найди такие же фигуры, как эта по цвету.( форме, размеру, );

-Найди все синие фигуры (красные, желтые);

-Найди большие фигуры.

-Найди две одинаковые фигуры.

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

«Оперирование и классификация по одному признаку( свойству)»

Игра « Воздушные шары»;

Игра «Разложи по цвету» ( круги трех цветов);

Игра «Цветок» ( подбираются только круги –большой и маленькие);

Игра «Фабрика» ( преобразование фигур);

Игра «Дорожки», « Найди фигурам домики»        

Игра «Веселые обручи» ( в один обруч положить все синие фигуры, в другой- все красные);

Знакомство с карточками. Игры с карточками. ( Загадки – нахождение блока по карточке).

Игра « Подарим кукле бусы»

       

«Оперирование и классификация по двум признакам»

« Дружат - не дружат» ( сходство- отличие).

Дети открывают для себя, что одни и те же фигуры «дружат» и «не дружат» одновременно.

Игры « Домики», «дорожки»

Игры «фабрика», «Подарим кукле бусы».

Игра « Веселые обручи»

Игра «Выложи узор»;

«Бусы».

Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

«Классификация по трем  и четырем признакам»

Используются те же игры, но с усложнением.

«Угости игрушку»

 Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

«Что лишнее»

 Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

«Дорожки»

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

«Покажи»

 Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

«Цепочка»

 Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.

«Угадай- ка»

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

«Разложи», «Веселые обручи»

 Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму. Можно использовать плоскостные круги или обручи. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

«Поиск клада»

 По знаково – символическим изображениям.

«Вырастите дерево»

Из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде. Внимание на слайд. Представлена карточка и примерный образец, что можно сделать. Обратите внимание, что на карточке задано только одно свойство – форма. В последующих играх это задание можно усложнять.

«Фантазёры»

 Это задание-игра примерно такое же, как и предыдущее, но не задаёт конкретную форму готового предмета, а даёт простор детскому воображению. Главное условие – соблюдение цепочки последовательности.

«Чей домик»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.

Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?

«Цветные мостики»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Материалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.

Содержание: Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложи из палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже, шире?

 «Лесенки»

Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.

Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.

Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий?

«Лесенка»

Задачи: развитие представлений о длине палочек, умения сравнивать палочки по длине, строить лесенку

«Сказочный город»

Задачи: формирование умения соотносить цвет палочки с её числовым значением, освоение операции "декодирование"

«Выложи из палочек»

Задачи: формирование умения выкладывать, воспроизводить предмет по его контуру; развитие аналитических способностей

«Художник»

Задачи: развитие умения выкладывать из цветных счетных палочек объекты ближайшего окружения, творческих способностей, воображения

«Подбери ниточки для шариков»

Задачи: закрепление эталона цвета

«Три медведя»

Задачи: формирование умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение и соотносить цветную палочку с числовым значением 

«Цветные домикики»

Задачи: знакомство с принципом окраски палочек – «цветные семейки», с соотношениями цвет-длина-число

«Выложи узор»

Задачи: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение

«Спрячь мышку»

Задачи: развитие умения классифицировать палочки по цвету и размеру, строить квадрат из палочек

«По порядку»

Задачи: формирование умения соотносить  число и цвет палочки

«Найди ошибку»

Задачи: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умения находить палочку нужного цвета

«Чудесный мешочек»

Задачи: развитие умения соотносить  число и цвет палочки

«Заборчик»

Задачи: развитие представлений о высоте палочек,умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте.

Материал: цветные счетные палочки, фигурки животных.

Описание: педагог предлагает подобрать палочки нужной высоты и выставить их

«Собери сказку»(Схемы)

Задачи: формирование умения соотносить цвет палочки с её числовым значением, освоение операции "декодирование"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического досуга совместно с родителями «Путешествие в страну «Сообразилия» (с использованием электронных образовательных ресурсов, игровых, здоровье сберегающих технологий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

1.     Знакомить родителей с игровыми способами формирования навыков счета, развития логического мышления, воображения.2.     Учить взрослых и детей взаимодейст...

Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности на развитие познавательно-творческих способностей с использованием современных игровых технологий "Блоки Дьеныша", палочки Кюизенера. "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского

В данном конспекте  "В гостях у сказки" по сказкам К.И.Чуковского, занятие раскрывает несколько задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Занятие знакомит со сказками Корнея Ивановича ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...

Использование логических блоков Дьёныша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина для развития логического мышления дошкольников

Методические советы по использованию дидактических игрс блоками Дьенеша, палочек Кьюзинера и кубиков Никитина...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша, палочек Кюизенера.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Золотая рыбка»Развитие логического  мышления  детей ...