Палочки Кюизенера
проект по математике

Русан Татьяна Семёновна

Мастер-класс "Палочки Кюизенера" помогут педагогам ДОУ и родителям в использовании материала на занятиях по математике и в свободной деятельности в детском саду и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_no_83_proekt_razvivaem_intellekt_s_detstva.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 83

(МАДОУ № 83)

Проект

(Номинация «Грани профессионализма»)

Авторы: старший воспитатель Русан Татьяна Семёновна,

воспитатель Казакевич Ольга Александровна

Томск - 2015

Проект «Развиваем интеллект с детства»

Пояснительная записка

Актуальность проекта. Мы живем в мире технического и интелектуального прогресса. Динамический прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека вызываает как позитивные изменения, так и определенные трудности при организации образовательного процесса в детском саду и в школе. В связи с такими изменениями в жизни людей, меняентся и стандарт образования, где большая часть учебного материала остаётся детям на понимание и самостоятельноен изучение. Чтобы хорошо и правильно во всем этом разобраться, современный ребенок должен быть разносторонне развитым и иметь хорошее логическое мышление.

Из этого следует, что одна из важнейших задач воспитания дошкольника – развитие его ума, формирование такого интеллектуального потенциала и развитие способностей, которые позволяют осваивать новое.

Образовательная деятельность по ФГОС предпологает такое взаимодействие педагога с детьми, которое осущеставляется как увлекательная, игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение интересных детям практических и умственных задач. (О.В.Дыбина, З.А.Михайлова и др.)

В связи с этим, актуальным является использование в образовательном процессе нестандартных дидактических средств, среди которых особой популярностью у наших педагогов пользуются такие игры логико-математического содержания (ИЛМС), как: цветные палочки Кюизенера, блоки Дъенеша, кубики Никитина, квадрат Воскобовича и т.д

С помощью применения в учебном процессе ИЛМС, решаются следущие проблемы: развитие  высших психических функций (мышление, восприятие, память, речь) а также развитие связанной речи, сенсорики, творческое воображение, логического мышления и смысловой памяти.

В МАДОУ № 83 имеется практика распространения опыта работы по данному направлению на уровне города Томска, Томской области в рамках курсов повышения квалификации педагогов в Томском областном институте повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО).

Новизна проекта в диссименации опыта работы инициативной группой педагогов ДОУ по дошкольным учреждениям города Томска и Томской области. В рамках проекта планируются выездные семинары в детские сады Томской области, в следующие населенные пункты: Парабель, Каргосок, Асино с целью распространения опыта в применении ИЛМС в работе с детьми дошкольного возраста.

Из беседы с руководителями  ДОО названных населенных пунктов, выявленно, что данные ДОО не испульзуют в своей работе методику ИЛМС, по следующим причинам: отсутствие знаний, опыта, материальной базы (дидактического и методического оснащения).

Встречи с педагогами проходят в различных формах подачи информации: семинары, мастер-классы, тренинги. Мероприятия проводятся интерактивном режиме с использованием интерактивных технологий:

  1. Теоретическая часть  с использованием презентации в  Power Point, видео Movie maker.
  2. Практическая часть с использованием Блоков Дьенеша, Палочек Кюизенера, альбомов, дидактического и раздаточного материалов.
  3. Рефлексия в виде «круглого стола», анкетирования слушателей и безвозмездного дарения комплектов Блоков Дьенеша и Палочек Кюизенера.

Результаты проекта.


Количественные результаты в цифрах:

  1. Будет проведено 6 семинаров, 6 мастер-классов и 6 тренингов для педагогов детских дошкольных образовательных учреждений;
  2. Охват педагогов составит от 100 до 150 человек;
  3. По итогам проекта будут выпущены методические рекомендации.

Качественные результаты:

  1. У педагогов появится уверенность в использовании игр логико-математического содержания (ИЛМС);
  2. Дошкольники научаться пользоваться ИЛМС, что будет способствовать улучшению навыков речевого взаимодействия между детьми и взрослыми;
  3. Для детей с ОВЗ образовательный процесс станет более комфортным;
  4. Активизируется взаимодействие родителей со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Долгосрочные результаты:

В дальнейшем работа над проектом будет способствовать успешности обучения воспитанников в школе, росту профессиональной компетентности педагогов. Организаторы проекта планируют освоить ИЛМС «Квадрат Воскобовича», «Геоконт» и др. с целью обучения и мотивации к профессиональному  росту молодых специалистов, педагогов города Томска и Томской области.

Востребованность и актуальность мероприятий со всеми участниками образовательного процесса будет отражена через отзывы, предложения участников семинаров.

Содержательная часть.

Основная идея нашего проекта: обучить и наглядно показать  педагогам Томской области, как с минимальными материальными затратами можно получить высокие результаты развития и подготовки детей к успешному обучению в школе.

В рамках проекта предусмотрено знакомство родителей с данными учебно-игровыми пособиями.

        Чем замечательны игры логико-математического содержания? Играя с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, минуя компьютерные игры, ребенок знакомится с такими понятиями: «больше - меньше», «больше -меньше на...»;  «деление целое на части» и «измерение объектов условными мерками». Ребенок осваивает в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, упражняется в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, вплотную подходит к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел, выведения алгебраических и геометрических формул.

Цель: развитие интеллектуальных способностей и связанной речи детей дошкольного возраста через использование игр логико-математического содержания (ИЛМС).

Задачи:

  1. Сформировать предпосылки УУД дошкольников;
  2. Создавать условия для развития интереса и познавательной активности детей к ИЛМС;
  3. Научить решать проблемные ситуации, используя логическое мышление, внимание, смысловую память;
  4. Развивать мелкую и крупную моторику, как необходимого элемента в  формировании интеллектуального потенциала и развития связанной речи детей дошкольного возраста;
  5. Способствовать повышению развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления);
  6. Развивать связанную речь дошкольников через применение ИЛМС;
  7. Повысить профессиональную компетентность педагогов в   широком применении ИЛМС в  работе с детьми дошкольного возраста;  
  8. Научить педагогов использовать работу с ИЛМС во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС).

Цели и задачи проекта.

Цель Проекта: внедрение и использование педагогами игр логико-математического содержания и учебно-игровых пособий в работе с дошкольниками Томской области для повышения качества дошкольного образования. 

Задачи Проекта:

1. Обучение педагогов города Томска, Каргасокского и Парабельского муниципалитетов алгоритмам включения игр логико-математического содержания в образовательный процесс;

2. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников (формирование уверенности в своих силах, развитие всех сфер личности ребенка и связанной речи);

3. Выявление и поддержка детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности;

4. Привлечение родителей к совместной досуговой деятельности с детьми, включение их в образовательный процесс.

5. Развитие мелкой и крупной моторики, как необходимого элемента в формировании интеллектуального потенциала и развития связанной речи детей дошкольного возраста;

6. Повышение уровня развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления).

Целевая группа проекта: педагоги города Томска, Каргасокского и Парабельского муниципалитетов.

План-график реализации проекта.

Мероприятия/Виды работ

Дата/сроки

Ответственный/исполнитель

Создание проблемно-творческой группы педагогов

январь-февраль

Антонова В.М. /Русан Т.С.

Консультации со специалистами в области дошкольного образования города Томска (ТОИПКРО, ИМЦ)

январь-февраль

Азбукина Е.Ю./Русан Т.С.

Изучение потребности удаленных муниципалитетов

(Каргасокского и Парабельского)

январь-февраль

Антонова В.М. /Русан Т.С.

Разработка плана проведения и содержания семинаров

январь-февраль

Азбукина Е.Ю./Русан Т.С., Казакевич О.А.

Приобретение необходимого материала (игры, пособия)

январь- февраль

Антонова В.М. /Русан Т.С.

Подготовка видеоматериалов по использованию игр в работе с детьми участниками проблемно-творческой группы

январь- февраль

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Включение родителей и детей с особыми

образовательными потребностями в  образовательные мероприятия

февраль- ноябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Проведение выездных образовательных мероприятий с педагогами отдаленных  муниципалитетов и в г. Томске

март-октябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Разработка плана и сопровождение процесса внедрения игр в образовательный процесс.

март-октябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Проведение мониторинга динамики изменений участников проекта (детей, педагогов)

март-октябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Анализ деятельности педагогов проблемно-творческой группы

февраль- ноябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Обобщение и тиражирование опыта внедрения игр

март-ноябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Подготовка публикаций совместно с участниками

семинаров

март-ноябрь

Антонова В.М. /Русан Т.С., Казакевич О.А.

Участие в конференциях и представление результатов деятельности

март-ноябрь

педагоги дошкольных образовательных организаций (проблемно-творческой группы, удаленных муниципалитетов, г.

Томска)

Исполнители проекта:

Ф.И.О. членов проектной команды

Основное место работы и занимаемая должность

Должность в проекте

Основные обязанности по проекту

1.

Антонова Вера Михайловна

МАДОУ № 83 г.Томска, заведующий

руководитель

контроль за исполнением

2.

Азбукина Елена Юрьевна

ТОИПКРО, заведующий кафедрой начального и дошкольного обучения

научный

руководитель

методическое сопровождение

работы по проекту

3.

Казакевич Ольга Александровна

МАДОУ № 83 г.Томска,

воспитатель

автор- исполнитель

проведение семинаров, мастер- классов, тренингов

4.

Коваленко Алена Игоревна

ЦБ КДО, бухгалтер

бухгалтер

ведение отчетно-расчетной

документации

5.

Русан Татьяна Семеновна

МАДОУ № 83 г.Томска,

старший воспитатель

автор-

исполнитель

проведение семинаров, мастер-

классов, тренингов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...