Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

формирование элементарных математических представлений  и интеллектуальных способностей воспитанников  в процессе решения практических заданий посредством использования логических блоков Дьенеша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.docx520.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию  элементарных математических представлений

с использованием  логических блоков Дьенеша.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Тема:

«Нолик в гостях у ребят»

в группе № 6 для детей с задержкой

психического развития в возрасте  5-7 лет.

                                   Выполнил:

                                                    учитель - дефектолог

                                                               Якунина Наталья Павловна

                                                                     имеющаяся категория: высшая

                                                                          запрашиваемая категория: высшая

                                                                               стаж педагогической работы:  29 лет

                                                                           стаж в данной должности: 22 года.

        г. Туймазы

  Цель: формирование элементарных математических представлений  и интеллектуальных способностей воспитанников  в процессе решения практических заданий посредством использования логических блоков Дьенеша.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать;

- систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур), посредством дидактических игр и игровых заданий;

- обобщать знания: о геометрических фигурах - треугольнике, круге, прямоугольнике, квадрате; в умение различать фигуры по форме, цвету, размеру, толщине;

- закреплять умение изображать и выкладывать предмет из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств, состоящей из нескольких частей;

- закрепить знания детей:  счет в пределах 10 (прямой и обратный);

- поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость;

- упражнять в умении работать со схемами, по воображению;

- упражнять в ориентировке на плоскости листа, пользоваться пространственной терминологией (правый верхний угол, правый нижний угол и.т.д.);

Коррекционно - развивающие:

- развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции;

- развивать умение выделять свойства в предметах (блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач;

- способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым;

-  развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию;

-  развивать мелкую моторику рук;

- развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе;

- развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение слышать и слушать друг друга;

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий;

- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку;

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: ноутбук, презентация PowerPoint, аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», фотоаппарат.

Используемые методы, приемы и технологии:

Проблемный: помочь найти мультипликационного персонажа;

игровая мотивация: использование сюрпризных моментов появление героя и предметов;

словесный: объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ педагога, использование художественного слова, оценка деятельности детей; продуктивные методы (практические):  

конструирование;

физ. минутка;

поощрение;

анализ ООД.

Материал:

Раздаточный материал: печатные карточки  с заданием, цифры от 1 до 10  на подносе, наборы блоков Дьенеша по количеству детей;

Дидактические средства (демонстрационный материал): кукла Нолик (из м/ф «Фиксики») - презентация; учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», мольберт, изображение мультипликационных персонажей Фиксиков, рюкзак, печатные карточки со схемами, воздушный шарик. 

Предварительная работа: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; индивидуальные занятия; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

Словарная работа (закрепление терминов):  одинаковые, разные, а так же названия геометрических блоков: красный, синий, желтый, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, большой, маленький, толстый, тонкий.

Ход организованной образовательной деятельности:  

Учитель - дефектолог: Здравствуйте дети! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! И мне очень хочется пожелать  всем, всем «Доброго утра!», и приветливо улыбнуться вам. И вы ребята, улыбнитесь мне и друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

(Дети  поворачиваются дуг к другу и улыбаются).

Учитель - дефектолог: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начать!

(звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Фиксики»)

Учитель – дефектолог: Дети, сегодня у нас будут гости, попробуйте догадаться, кто  же они?

Дети: Это Фиксики?

Учитель - дефектолог: Да, Фиксики - это человечки, которые живут в разных приборах, вещах созданных руками человека. Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка - растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. А может Фиксик уже здесь, давайте сделаем упражнение для глаз, и может быть,  мы его увидим.

Физминутка для глаз «Где же Фиксики?»

Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать.        (Быстро моргать)

Раз, два, три, четыре, пять, будем Фиксиков искать.

Глазки пускай в потолок поглядят.                                       (Посмотреть вверх)

Головки опустим - на стол поглядим. (Вниз)

И снова наверх - где там Фиксик бежит?                              (Вверх)

И по кругу поглядим.

Мы глаза закроем ладошками.

Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.

(В момент, когда дети закрывают глаза на мониторе появляется Нолик).

Учитель - дефектолог: Давайте поздороваемся с Ноликом по - фиксиковски.

Дети: Здравствуй, Нолик! (показать ладонь с тремя пальцами).

Нолик: Привет, я Нолик.

Учитель - дефектолог: Дети, я пригласила Нолика к нам в группу, чтобы он познакомился с Вами,  и мы подружились.

Нолик: Теперь мы друзья, только это секрет.

(Звучит аудио сигнал «Компьютерный вирус»)

Нолик чем-то огорчен.

Учитель - дефектолог: Пока мы делали гимнастику для глаз, Нолик куда - то положил свой помогатор. А сейчас вирусная программа сделала его невидимым. Дети, давайте поможем Нолику уничтожить компьютерный вирус.

( На мониторе появляется заставка с вирусами).

Так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша. Давайте расскажем Нолику, что такое блоки Дьенеша.

Дети: Это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету и размеру и толщине.

Учитель - дефектолог: Начинаем выполнять задания по уничтожению компьютерного вируса, чтобы Нолик смог найти свой помогатор.

ЗАДАНИЕ 1.

На столах  много карточек со знаками символами. Как вы думаете,  что они обозначают? (Учитель - дефектолог показывает  карточки, дети  рассматривают, называют  цвет, форму, размер).

Учитель - дефектолог: Нам необходимо отгадать необычные загадки - это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками, а знаки подскажут вам,  какие фигуры заданы. В игре загадываются 3 совместимых свойства: форма, размер, цвет.

Игра «Загадки без слов». Индивидуальная работа по картам - схемам.

Учитель - дефектолог:  Молодцы дети,  все хорошо справились с заданием.

Геометрический диктант.

(Перед каждым ребенком чистый лист белой бумаги.)

Учитель - дефектолог:   Покажите пальцем, где у листа верх, где низ, где левая сторона, где правая.

 Работа с блоками Дьенеша на карточном поле.

(Показываю схему блока, который нужно найти)

- Поставьте этот блок в верхний правый угол.

- Поставьте этот блок в центр клеточного поля.

- Поставьте этот блок в нижний левый угол.

- Какой блок вы поставили в центр?

- Какой блок вы поставили в левый нижний угол?

Нолик: Вы нашли  часть  элементов  вирусной программы (На мониторе пропадает изображение  одного вируса), но помогатор я не нашел.

Учитель - дефектолог: Продолжаем работу по уничтожению компьютерного вируса.

ЗАДАНИЕ 2.

Учитель - дефектолог: Нам необходимо отгадать загадки о геометрических фигурах:

1. Нет углов у меня,                                   2. Он  давно  знакомый  мой,

И похож на блюдце  я.                                 Каждый  угол  в  нем  прямой.

На тарелку и на крышку,                             Все  четыре  стороны одинаковой  длины

На кольцо, на колесо.                                  Вам  его  представить  рад,

Кто же я такой, друзья,                                А  зовут  его…    (Квадрат).

Назовите вы меня   (Круг).

                                                   3.  Что  похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Что же это? (Прямоугольник.)

 4. Три  вершины,  три  угла,   три  сторонки.   Кто   я?    (Треугольник).

(По мере отгадывания загадок на мониторе появляются  геометрические фигуры).

Учитель - дефектолог: Вы правильно отгадали загадки о геометрических фигурах, но они шалунишки решили поиграть с вами в прятки.

В центре ковра мешочек, сверху записка.

Читаю: Я,  чудесненький  мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

А вы любите играть?

Вы хотите узнать, что в мешочке?

Правило такое: не подглядывать, а определить на ощупь, что там, в мешочке. Дети по очереди вынимают  блоки из мешочка, рассказывают,  какой блок они достали. Называют все признаки,   сравнивают,   ищут  сходства и различия. 

Математическая разминка:  «Бывает - не  бывает».

Учитель - дефектолог: Я буду бросать вам  мяч    поочередно,  и задавать по одному вопросу.    Вы должны поймать  мяч, ответить  на вопрос, и возвратить мяч обратно.

Кто ребята мяч поймает,

На вопрос мой отвечает:                                    (Дети стоят вокруг педагога,

                                                                              он бросает мяч и задает вопрос).  

- Бывает круг с углами?

- Бывает у кошки два хвоста?

- Бывает ночью звездное небо?

- Бывает у слона три уха?

- Бывает трава зеленого цвета?

- Бывает у петуха четыре ноги?

- Бывает суп сладкий?

- Бывает небо голубое?

Молодцы, дети! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

Нолик: Мне очень понравилось играть с блоками Дьенеша (На мониторе пропадает изображение еще одного вируса),  но помогатор я так и не нашел.

ЗАДАНИЕ 3.

Учитель - дефектолог: А мы тебе поможем.

Жили-были фигуры в коробках, вдруг поссорились: "Не хотим вместе жить, мы такие разные!   Соберемся группами!"

Разложите фигуры перед собой так:

Первая группа - большие прямоугольники,

Вторая группа - большие квадраты,

Третья группа - большие круги,

Четвертая группа - большие треугольники.

( Маленькие фигуры дети раскладывают самостоятельно).

Учитель - дефектолог: Вы все выполнили верно. Продолжаем помогать  Нолику.

Игра «Построй дорожку» (Дети на наборном полотне выкладывают блоки по заданию педагога).

Что бы ему помочь нужно построить дорожку.

- Найдите красный, маленький треугольник.

- Найдите синий, большой круг.

- Найдите красный, толстый, маленький квадрат.

- Найдите желтый, тонкий, большой прямоугольник.

- Какой блок был первым?

- Какой блок был последним?

- Разложите числовой ряд от 1 до 10.

- Разложите числовой ряд от 10 до 1.

(Звучит музыка. На мониторе пропадает изображение еще одного вируса).

Нолик: Вы нашли  и уничтожили  еще один  элемент  вирусной программы, но помогатора так и нет.

Учитель - дефектолог: Продолжаем работу по уничтожению компьютерного вируса.

 ЗАДАНИЕ 4

Учитель - дефектолог: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Фиксики жили у нас в детском саду?  Давайте попробуем расселить их в разные группы.

 «Рассели жильцов в дом».

 Детям раздаются изображения домиков; необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам.

Во время работы детей, учитель - дефектолог задает вопросы: Какой житель  здесь живет? (Дети должны назвать блок).

Почему его  поселили именно сюда? (ответы детей).

http://4.bp.blogspot.com/-fvsecFxFWI4/UqOHflWTUNI/AAAAAAAANDQ/8bRdi8G14Sk/s1600/5%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BA.jpg

(Звучит музыка. На мониторе пропадает изображение еще одного вируса).

Учитель - дефектолог: Продолжаем работу по уничтожению компьютерного вируса.

Нолик: Мне так у Вас понравилось, но я очень задержался у Вас в саду и Симка будет очень сердиться.

ЗАДАНИЕ 5.

Учитель - дефектолог: Я, кажется, знаю, что нужно делать. Дети, что  любят девочки?

Дети: Играть в куклы, любят, чтобы им дарили цветы.

Учитель - дефектолог: Давайте мы сложим для Симки веселую куколку, цветы, сфотографируем их, она увидит фотографии - улыбнется, а когда человек улыбается, он не может сердиться.

«Подарки  для Симки»

Самостоятельная деятельность детей с демонстрационным материалом (повторение и закрепление знаний).

Конструирование « Подарки для Симки».

Учитель - дефектолог подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Учитель - дефектолог: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились подарки: цветы и куклы.

Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся.

(На мониторе пропадает изображение последнего  вируса, и появляется изображение помогатора и счастливого Нолика).

Нолик: Спасибо за помощь. Я нашел свой помогатор.

Учитель - дефектолог: Мы сейчас сфотографируем работы детей и по электронной почте перешлем Симке подарок.

Нолик  прощается с детьми.

До свидания! С вами было очень интересно! Я теперь знаю, что такое блоки Дьенеша и как интересно с ними играть. ТЫДЫЩ, ребята

Давайте и мы попрощаемся с Ноликом по - фиксиковски. ТЫДЫЩ, Нолик.

(На мониторе исчезает изображение Нолика).

Заключительная часть (Подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

Учитель - дефектолог  приглашает детей встать в центре  группы  в круг.

Учитель - дефектолог: Дети, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Дети, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Дети: Был Нолик. Из мульфильма «Фиксики».

Учитель - дефектолог: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

Дети: Играли в игры с геометрическими фигурами блоками Дьенеша, делали подарок   для Симки,  помогали  Нолику отыскать его  помогатор  и т.д.

Учитель - дефектолог: Вы сегодня справились со всеми заданиями, потому что хорошо знали геометрические фигуры, научились понимать символы, обозначающие цвет, форму, размер и толщину предметов.

Итог: Мы достигли своей цели и помогли Нолику.  Оказывается, математика не только на  занятиях, но и в мультфильмах  помогает.

Используемые ресурсы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Васильевой А.В.

2. Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Под общей редакцией Шевченко С. Г. М. 2005г.

3. Основная образовательная программа «Воспитание и обучение детей

с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) группе детского сада в возрасте от 5 до 7 лет».

4.Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М. 2004.                                                                                                              

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.1990.                                                    

http://cs22.babysfera.ru/e/9/1/1/25368652.212799300.jpeghttp://cs22.babysfera.ru/e/9/1/1/25368652.212802263.jpeghttp://cs22.babysfera.ru/e/9/1/1/25368652.212799050.jpeg

https://d3pl14o4ufnhvd.cloudfront.net/v2/uploads/98527d6e-c935-442d-9df7-345981f958df/922ecf5df156a30f44184416c877be0a12529daa_original.jpg

http://www.ulitka.kiev.ua/sites/default/files/styles/image_show/public/costume/pomagator_siniy.jpg?itok=QVyIKQpm

        

        

        

        

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию математических представлений в первой младшей группе. Тема: «Сварим вкусный компот»

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в подготовительной к школе группы "Каникулы в Простоквашино".

ООД с использованием развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, закрепление представлений о цифре  и числе 7....

Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группеКонспект организованной образовательной деятельности. Формирование элемента...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект организованной образовательной деятельности Формирование элементарных математических представлений. Тема НОД: «Возвращение Элли домой».

Формировать у детей стойкий интерес к математике, продолжать развивать умение решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....