Математическое развитие дошкольников с элементами экспериментирования (младшая группа).
методическая разработка по математике (младшая группа)

Слепышева Юлия Геннадьевна
Цель:
– формировать умение различать количество предметов (один — много — ни одного);
– формировать представление детей о геометрических фигурах;
– формировать умение различать противоположные признаки предметов; обозначать результат сравнения словами длинный короткий;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.7.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Утенок и цыпленок». Занятие по математике с элементом экспериментирования с детьми второй младшей группы

Цель:

– формировать умение различать количество предметов (один — много — ни одного);

– формировать представление детей о геометрических фигурах;

– формировать умение различать противоположные признаки предметов; обозначать результат сравнения словами длинный короткий;

– развивать умение видеть общий признак предметов;

– закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

– активизировать речь детей словами: яйцо, большое, маленькое; длинный, короткий; тонет, не тонет;

– формировать опыт к экспериментальной деятельности;

– закреплять знания детей о свойствах и качестве яйца, как объекта исследования.

Методы и приемы:

– практические: Игра «Разложи в корзинки» с использованием технологии «Хоровод», игра «Сравни длину», Игра «Собери бабочку» с использованием технологии «Деление на пары», Игра «Посчитаем лягушек», Экспериментирование «Тонет и не тонет»

– наглядные: показ способа действия

– словесные: объяснения, вопросы, разъяснения.

Демонстрационный материал: корзины, картины утенка и цыпленка, кувшинки с лягушками, сырые яйца.

 Раздаточный материал: яйца разных размеров и цветов, полоски из бумаги разной длинны, карточки для игры «Собери бабочку», ложки, соль.

***

Воспитатель с детьми стоят в кругу.

В: Ребята, посмотрите как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними. Мы сегодня будем нашим гостям рассказывать сказку. А про кого она будет, вы поймете, отгадав загадки.

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы ребенок, а зовут меня… (цыпленок)

2. Удивительный ребенок:

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (утенок)

Дети отгадывают загадки.

В: верно, а в какой сказке нам встречаются утенок и цыпленок вместе? Правильно, сказка так и называется «Утенок и цыпленок».

В: ребята, скажите пожалуйста какого размера яйцо из которого вылупляется цыпленок? А утенок?

Дети: Цыпленок вылупляется из маленького яйца, а утенок — из большого яйца.

В. В мешочке лежат яйца разных размеров (большие и маленькие) и цветов (синие, красные, зеленые и желтые). А на столе стоят корзинки с яйцами разных размеров и цветов, и на каждом яйце изображен утенок и цыпленок. Достаньте яйцо и положите его в ту корзинку, кому принадлежит данное яйцо (цыпленку или утенку)

Игра: «Разложи в корзинки» с использованием технологии «Хоровод»

Дети по очереди достают из мешочка яйцо, описывают его, называя цвет, форму и размер. Говорят, кому принадлежит яйцо, и кладут в корзину.

В: все справились с заданием? Молодцы.

В: Ребята, когда наши герои вылупились из яйца, что они стали делать?

Дети: Они пошли гулять.

В: Правильно, предлагаю с нашими героями отправиться на прогулку (по сюжету сказки).

Физминутка «Прогулка»

Мы идем цветущими лугами

И цветов букеты соберем

Где-то за высокими горами

Ручеек по камушкам пройдем

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем.

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем

Шаг за шагом, потихоньку

Дружно в сказку попадем.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

В: Ребята, предлагаю вам вспомнить, кого же утенок и цыпленок нашли во время прогулки?

Дети: Они нашли червяка.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу.

Игра «Сравни длину»

В: Посмотрите, на столе лежат полоски — червяки разной длины (длинные и короткие). А на мольбертах висят картинки цыпленка и утенка (рядом с цыпленком прикреплена короткая полоска, а с утенком длинная)

В: Скажите, пожалуйста, какого червяка нашел утенок? А цыпленок?

Дети: Цыпленок поймал короткого червяка, а утенок длинного.

В: Возьмите, пожалуйста, по одному червяку и прикрепите на тот мольберт, на который считаете нужным.

Дети выполняют задание.

В: Вот наши герои нашли червяка, а что же было дальше?

Дети: Утенок поймал бабочку, а затем и цыпленок.

В. предлагает детям помочь героям сказки поймать бабочек.

Игра «Собери бабочку» с использованием технологии «Деление на пары»

Раздает карточки — крылышки с изображением предметов, напоминающих по форме геометрические фигуры. Просит ребят разделиться на пары.

В. Посмотрите, ребята, на столе лежат бабочки с

геометрическими фигурами. Соберите бабочек так, чтобы формы картинок, изображенных на крыльях, соответствовали фигуре, которые изображены на бабочках.

Дети выполняют задание.

В: Продолжаем сказку. Что же было потом?

Дети: Утенок и цыпленок пошли купаться.

В: Кого они там повстречали?

Дети: Лягушку. Утенок сказал, что не боится лягушку и цыпленок тоже.

Игра «Посчитаем лягушек»

Воспитатель предлагает детям подойти к тканевому полотну (речке), на котором лежат кувшинки и посчитать их количество.

Дети: Три кувшинки.

Обращает внимание детей на лягушек, которые сидят на кувшинках

В: Скажите, пожалуйста, сколько лягушек сидит на первой кувшинке слева?

Дети: Одна

В: На второй справа?

Дети: Ни одной.

В: На третей слева?

Дети: Много.

Воспитатель совместно с детьми подходит к столу, на котором стоят предметы для экспериментальной деятельности.

В: Что же захотел сделать утенок на речке?

Дети: Поплавать.

В. У него получилось?

Дети: да.

В: А у цыпленка получилось?

Дети: Нет.

В: Почему?

Дети: Потому что он не умеет плавать.

Экспериментирование - «Тонет и не тонет»

В: Да, ребята цыпленок, который уже вылупился из яйца, плавать не умеет. Но я знаю один способ, благодаря которому цыпленок может плавать в воде, еще не вылупившись из яйца. И хочу с вами им поделиться. Посмотрите, на столе лежат два яйца и стоит таз с водой. Если мы опустим яйцо в воду, оно утонет. Как вы думаете почему? (педагог опускает яйцо в воду)

Дети: Потому что оно тяжелое.

В: Верно, но у на с вами есть волшебное вещество. Оно называется соль. Возьмите ложки и насыпьте соль в воду, теперь перемешаем и опустим яйцо. (педагог опускает яйцо в воду) Что случилось?

Дети: Яйцо не тонет.

Вывод: в обычной воде сырое яйцо тонет, а в соленой воде удерживается, не тонет, потому что частички соли, которые растворились в воде, поддерживают яйцо. Вот и наш с вами цыпленок поплавал в воде. А цыпленок из сказки захотел еще купаться?

Дети: нет

В: Ребята, а какой можно сделать вывод из этой сказки?

Дети: Если не умеешь плавать, в воду лезть нельзя.

Педагог обращает внимание детей на то, что если не умеешь плавать в воду лезть нельзя. И предлагает детям разобрать ситуации по правилам поведения на воде в летний период.

Литература:

Сказка «Цыпленок и утенок» В. Сутеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников) для детей второй младшей группы «Добрые дела» c учетом ФГОС

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: обобщить представление детей о доброте, формировать внимат...

Конспект НОД по математическому развитию дошкольников «Игрушки для матрешки» (младшая группа)

Формировать умение различать и называть предметы по форме, цвету и количеству....

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим». Средняя группа

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим». Средняя группаПояснительная записка:«Учит нас она считатьИ фигуры узнавать.Объясняет цифры, знаки,И зада...

Конспект итогового интегрированного ООД по математическому развитию и конструированию во второй младшей группе на тему: "В гости к сказке "Теремок"

Тема: «В гости к сказке «Теремок»Цель: закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей.Задачи:1. Закреплять умение различать и называть геометрические ...

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи с элементами экспериментирования подготовительная группа на тему: «Звуки вокруг нас»

Дать представление о звуке; разграничить понятие «звук» и «звуки речи»; совершенствовать устную речь детей....