КОНСПЕКТ НОД по развитию речи с элементами экспериментирования подготовительная группа на тему: «Звуки вокруг нас»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Новоселова Светлана Александровна

Дать представление о звуке; разграничить понятие «звук» и «звуки речи»совершенствовать устную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pod._zvuki.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» корпус 1-27

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами экспериментирования подготовительная группа на тему:

«Звуки вокруг нас»

Подготовила и провела

Воспитатель:

Новоселова С.А.

2022

Цели:

-Дать представление о звуке;

-разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;

-совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать фонематический слух детей;

- упражнять в умении выделять первый звук в слове;

Развивающие:

- развивать речь, внимание, воображение;

- развивать ассоциативное мышление;

-развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- воспитывать желание говорить правильно, красиво;

- формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?

А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!

- хлопаю в ладоши;

- шагаю на месте;

- рву бумагу;

- переливаю воду;

- шуршу пакетом;

Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?

Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков.

 Беремся за руки и повторяем.

Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,

Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.

Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в волшебной стране звуков! Ребята, посмотрите, кто-то оставил нам письмо! Прочитаем?

«Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок. Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам поиграть и выполнить мои задания, справившись с ними, вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит сюрприз для вас»

Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.

Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи.

А нам пора приступить к заданиям Звуковичка. Первое задание «Назови звук». Водящий бросает мяч и говорит слово. Вы ловите мяч, называете звук, с которого начинается это слово и возвращаете мяч.

Молодцы, ребята.

Ребята предлагаю поиграть в игру Цепочка слов». Встаньте в круг. Я скажу например слово "мама" и передаю мяч по кругу, а вы также передавайте мячи говорите слово, только оно должно начинаться со звука, на которое оно закончилось, таким образом выстраивается цепочка слов.

Ребята, предлагаю прогуляться по волшебной стране и немного отдохнуть. Вставайте и выполняйте движения.

Мы немножко отдохнем,                            Встать, ноги вместе, руки

Встанем, глубоко вздохнем.                      через стороны –вверх- вдох,

                                                                     опустить вниз-выдох.

Дети по лесу гуляли,                                  Ходьба на месте,       

За природой наблюдали.                           Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели                   Встать на носки, руки через стороны

И их лучики согрели.                                 вверх и посмотреть вверх.

Чудеса у нас на свете                                 Присесть, руки на поясе.

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                      Встать на носочках, руки на поясе,

Великанами мы стали.                               спина прямая, тянемся вверх.

Бабочки летали,                                         Бег на месте, плавно махая руками.

Крыльями махали.              

Дружно хлопаем,                                       Хлопки в ладоши,

Ногами топаем.                                          Притопы на месте.

Хорошо мы погуляли                                Дети присаживаются на свои места

И нисколько не устали.                             И слушают пение птиц.

 

Воспитатель: Молодцы ребята, послушайте следующее задание Звуковичка.

Ребята, предлагаю поиграть в игру «Кузовок».

- В этот волшебный кузовок можно класть только те слова, которые заканчиваются на –«ок». Каждый положит в кузовок один фишку со словами: «Кладу в кузовок цветок (например -грибок, молоток, цыпленок, замок, коробок, колобок, сапожок, мешок, листок, чулок, носок, колобок, колпачок, гребешок, воротничок, сахарок)».

Молодцы. Ребята. И вот последнее задание. Игра «Назови –наоборот».

Слова: умный, сладкий, светло, день, ночь, жадный, сильный, сухой, плохой, молодой, жарко, холодно, тихо, больной, старый, сытый, черствый.

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданиями. А вот и волшебный сундучок. Откроем его? Посмотрите, что в нем? (дети перечисляют)

-Как вы думаете, а эти предметы могут звучать?

Опыты

«Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материал: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход опыта. Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов:

Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают — возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется.) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается.)

Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом).

Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа ее пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание.) Делается вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй — касаясь пальцами, проверяет, есть ли дрожание; объясняет, что надо сделать для того, чтобы звук смолк. (Прижать предмет, взять его в руки прекратить колебание предмета.)

Опыт «Как сделать звук громче?»

Выявить причину усиления звука.

- пластмассовая расческа

- Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.

- Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.

-Что чувствую пальцы?

- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.

-Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. ( Звуки получаются разные по силе)

Мне очень понравилась с вами общаться, играть. Нам пора возвращаться обратно в детский сад.

Возвращаемся, друзья,

Поиграли вы и я.

Слова, звуки вспоминали,

В общем, весело играли!

Вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».

Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений  у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о р...

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в первой младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Развивать речь детей, расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет., помочь детям запомнить стихотворение А. Барто., учить рассказывать стихотворение с помощью воспитател...

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в первой младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» .

Тема: чтение стихотворения А. Барто «Мяч».Образовательная область «Развитие речи»Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие», «Познавательно...

Конспект ООД по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе «Вода вокруг нас». 17.05.2021

Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость,...

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»...