Перспективный план кружка «Умники и умницы»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Бурыкина Анастасия Александровна

Перспективный план кружка «Умники и умницы» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на основе парциальной  программы «Математические ступеньки»    Е.В. Колесниковой,  реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_fzmp_burykina_attestatsiya.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

                                                                                                                           Согласовано:

                                                                                                                          Старший воспитатель

                                                                                                                         _________Н.А. Вязникова

                                                                                                                          «01» сентября 2019г.

         Перспективный план  кружка «Умники и умницы»  

     Перспективный план кружка «Умники и умницы» разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Е. Комаровой, М.А. Васильевой, а также на основе парциальной  программы «Математические ступеньки»    Е.В. Колесниковой,  реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Цель работы: создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу и формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:

а). создание образовательной среды, способствующей повышению уровня развития математических способностей дошкольников;

б).способствовать формированию мыслительных операций, высокой  познавательной  мотивации, инициативы в деятельности и в общении;

в). развивать мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

г). развивать способность группировать предметы по цвету и величине;

д). содействовать освоению способов измерения с помощью условной мерки;

е). продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Тематическое планирование в старшей группе по месяцам     

            Особенности детей 5-6 лет.

           Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной  ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.  

месяца

Тема

 Программное содержание

Кол-во занят

   IX

Игра «Посчитаем с гномами»

 Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.  Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.

1

Конус.

 Игра «Фигурки спрятались»

Цель: Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

1

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Цель: Упражнять отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

1

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

 Цель: Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

1

X

Счет до 10

Цель: Формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»

1

Игра: «Весёлые человечки».

Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

1

 «Пространственные представления»

Цель: Развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

1

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?»

Цель: Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

1

   

    XI

Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.

1

Игра «Архитекторы» Игра-головоломка «Пифагор»

Цель: Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Цель: Закреплять умения составлять фигуры из частей.

1

Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары». (Использовать мозаику из пуговиц).

1

Математические игры «Поиграй-ка» Дидактические игры «Черный, серый, белый», Игра с крупой». «Разбери гречку и рис».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Цель: Развивать у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения.

1

  XII

Игры «Сравни, измерь…»,

«Угадай какая фигура»

Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

1

Круг, квадрат, прямоугольник.

Игра «Волшебные палочки»,

Цель: Называть геометрические фигуры, их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .

1

Игра «Украсим елку

Цель: Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно бусами».

1

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «Художник». Игра «Какой по счету?»

Цель: Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

1

    I

Графические умения.

Игра «Будь внимательным»

 Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант) .

1

Задачи на смекалку.

 Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

1

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Цель: Упражнять в  составлении числа из двух меньших, оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями; больше, меньше. , со знаками <, >.

1

II

Игра «Сравни и заполни».

 Игра «Логические кубики»

Цель: Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. фигурах.

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства

1

Цилиндр. Игра «Паспортный стол».

Цель: Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

1

Задачи на смекалку.

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов,

в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу;

вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа.

 Создать у детей радостное настроение.

1

Пирамида, цилиндр.

Игра «Целое-часть»

 Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».

1

  III

Игра «Танграм»

Игра «Логический поезд»

Цель: Закреплять умения составлять фигуры из частей.

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

1

Игры – путешествие во времени.

 Цель: Закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

Предметы ближайшего окружения, по определению их свойств (тонет, плавает, горит,  рвется, мнется, и т. д

1

Способы измерения. Игра «Узнай длину ленты»

Цель:  Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Упражнять понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения.

1

Игра «Палочки можно складывать» Дидактические игры «Определи на глаз», «Одинаковые или разные», «Что выше (шире) » Игра со счетными палочками» Выложи предмет по образцу,

Цель: Упражнять ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными.

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику.

1

 

   IV

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Цель:Закрепить умение отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

1

Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. Игра «Сколько всего»

Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.  Продолжать анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя).

1

Формирование навыков

 сложения и вычитания. Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Цель:Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. «Бегущие цифры».

Упражнять составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Упражнять в использовании понятий: больше, меньше,  знаки <, >.

1

Символы.

Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

1

   V

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

Цель: Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

1

Математические задачки в стихах

Цель: Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

1

Игра «Раздели фигуры»

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

1

Итоговое занятие «Я- математик!»

Цель: Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;

- создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- закреплять умения составлять числа из 2-х меньших.

1

ИТОГО

17

Тематическое планирование в старшей группе по месяцам 

            Особенности детей 6-7 лет.

            Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

месяц

Тема занятия

Программное содержание

кол-тво занятий

IX

«Где находится предмет?»

Цель: Развивать умение определять расположение предмета в пространстве

1

«Посчитай и обозначь цифрой»

Цель: Закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

1

Математическое задание «Раздели на группы»

Цель: Развивать умение делить множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком, объединять части в целую группу, дополнять, удалять из множества части.

1

Игра «Засели домики»

Цель: Закрепить знания по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10.

1

   X

«Какой по счету?»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

1

«Буратино в гостях у Мальвины» (измерение площади)

Цель: Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, вспомнить общепринятую единицу измерения площади – квадратный сантиметр.

1

«Какое число больше?»

Игра «Больше или меньше?»

Цель: Развивать умение сравнивать смежные числа.

Цель: Закреплять знания о знаках: “<”, “>”, развивать умение обозначать количество предметов знаками.

1

Дидактическая игра «Найди нужный предмет»

Игра «Чего больше?»

Цель: Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.

1

    XI

Игра «Раздели на части»

Цель: Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

1

Задачка на смекалку «Длина и величина»

Цель: Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Развитие понимания результата измерения длины от величины меры

1

Экспериментирование «Мы исследователи»

Цель: Развивать умение измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры.

1

Игры «Назови фигуру и ее свойства», «Сложи узор из счетных палочек», «Найди одинаковые снежинки».

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах.

 Цель: Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек.

1

XII

Сюжетная игра «Магазин»

Цель: Продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

1

Коллективная работа «Наша  нарядная елка»»

Цель: Развивать ориентировки на плоскости (елка)  (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д.

1

Игра «Который час?», «Делу время, а потехе час».

Цель: Развивать умение определять время по часам.

1

Спортивная игра «Двигаемся по команде»

Цель: Развивать умение изменять направление движения по заданию педагога.

Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

1

I

Игра «Что за чем следует?»

Цель: Развивать умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.

1

«Займи свое место»

Составление плана «У похода есть начало…»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

Цель: Закреплять умение ориентироваться по плану, употреблять для обозначения предметов знакомые символы, умение придумывать свои обозначения предметов, ориентироваться на листе.

1

«Угадай сколько, если в правой руке… то в левой …»

Цель: Продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда.

1

II

Игра «Измерь»

Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток).

1

Игра «Сравни»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки< >.

1

Игра «Сколько нас без одного?»

Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

1

«Реши задачу»

Математические загадки-шутки.

Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач используя цифры и математические знаки.

Цель: развивать логическое мышление,  гибкость ума; выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения.

1

 III

Дидактическая игра «Найди спрятанную игрушку»

Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты. находить спрятанную игрушку.

1

Игра «Что за чем следует»

Игра «Танграм»

Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели.

Развивать устойчивость внимания, закреплять представлений о геометрических фигурах.

1

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

1

«Опыты с кольцом и листом Мебиуса».

Игра «Соедини цифры» - «Подводная лодка» и «Собака».

Цель: познакомить со свойствами геометрических фигур,  полученных в результате их деформации.

Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 20. Закреплять знание последовательности чисел.

1

IV

«Назови слова с противоположным значением».

«Дядя Федор считает яблоки» (решение задач)

Цель: закрепление понятий : широко- узко, далеко – близко, выше-? меньше-? прибавить -? длинный-? толстый-? и т.д.

Цель: Упражнять детей в составлении простых задач, знать понятия «условие задачи, решение, вопрос». Упражнять в решении простых задач с помощью числового отрезка. Закрепить понимание взаимосвязи частей и целого.

1

Математическая викторина

Цель: создать эмоционально – положительный настрой; развивать внимание, речь, логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения; развивать смекалку, быстроту реакции, зрительное внимание; упражнять детей в решении задач, примеров.

1

Графический диктант «Цветок».

Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки.

1

Экспериментирование «Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

Цель: Формировать  представления о воде и о физических свойствах предметов, изготовленных из разного материала(камень, пластмасса, стекло, металл, дерево)» предметы тонут или не тонут; легкие или тяжелые;  развивать творческое мышление через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира.

1

V

«Разделите на 2 равные группы».

Игра «Успей вовремя».

Цель: развивать  умение работать в парах, следить за выполнением задания.

Цель: продолжать закреплять понятие времени.

1

«Заблудившиеся  

цифры» (модель логического древа (две ветки).

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

1

Математическая игра «Запиши при помощи цифр»

Цель: развивать умение составлять числовое  выражение при помощи цифр и знаков.

1

Развлечение «Юные математики»

Цель: закрепление изученного материала.

1

                                                                                  ИТОГО

    17

  Формы подведения итогов работы кружка:

- итоговое занятие, развлечение;

- фотовыставка для родителей.

     Итоги  работы: 

  • Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
  • Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов. - Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
  • Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
  • Сформированность поисковой активности к процессу познания математики;

дошкольники самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

Умение переносить усвоенный опыт в новые ситуации;

Сформированнность умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Умники и умницы.

Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Перспективное планирование кружковой деятельности «Умники и умницы» ( развивающие игры В.Воскобовича ) для детей разновозрастной группы 4-6 лет

Данный материал разработан на учебный год для кружковой деятельности. Для тех кто в своей работе использует игровые технологии В. Воскобовича. Материал для  детей 4- 6 лет....