Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей подготовительной группы «Путешествие по городу Котовску»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Алехина Наталия Николаевна

Наряду с математическими задачами в конспекте решаются задачи патриотической направленности, а также задачи по развитию у дошкольников коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_po_matematike_alehina_nn.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по математическому развитию детей подготовительной группы «Путешествие по городу Котовску»

                                                        Составила: воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад «Солнышко»

г. Котовска Алехина Н.Н.

Обучающие задачи: продолжать формировать умение ориентироваться по плану; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; уточнить последовательность дней недели, представления о математических понятиях (арифметическая задача, графический диктат), упражнять в умении придумывать задачу, определять ее основные составляющие, выполнять арифметические действия; продолжать учить ориентироваться в таблице, оперируя понятиями «столбик», «ряд».

Развивающие задачи: развивать интерес к математике, логическое мышление, внимание, воображение, умение отвечать на вопрос полным предложением; способствовать развитию коммуникативных навыков – умению работать в мини группе, выполняя общее задание (участвовать в обсуждении, доказывать свою точку зрения при решении поставленной задачи, выслушивать товарища, не перебивать, приходить к общему мнению); развивать  навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к малой Родине, способствовать закреплению знаний о родном городе.

Используемые технологии и методы:

- игровая технология (путешествие)

- исследовательские методы (метод «Путешествие по карте», метод логических задач)

- социоигровая технология (работа в мини группах)

- методы и приемы индивидуализации (учитываются уровень имеющихся математических знаний детей, темперамент, включение в работу в зависимости от пола, особенности характера)

- здоровьесберегающая технология (режим моторной свободы динамический поз)

Оборудование и материалы: карта города Котовска; тетради в клетку, простые карандаши на каждого ребенка; мольберты с магнитной доской, наборами магнитных цифр и арифметических знаков, картинки с изображением ранней весны; геометрические фигуры, карточки с арифметическими действиями; картинки для заданий «Какой фигуры не хватает?», «Найди две одинаковых картинки».

Структура ОД:

- приглашение отправиться в путешествие по родному городу

- игра-разминка «Ответь на вопрос»

- выполнение графического диктанта

- физкультминутка «Дни недели»

- игровое задание «Составь задачу по картинкам»

- игровое задание «Купи столько овощей или фруктов, сколько будет в ответе арифметического действия»

- игра  «Какой фигуры не хватает?»

- игра  «Найди две одинаковых картинки»

Ход.

Воспитатель показывает детям карту Котовска, спрашивает, знают ли они, что это. Совместно дети и воспитатель обсуждают  условные обозначения карты. Воспитатель приглашает отправиться в путешествие по родному городу с помощью карты по определенному маршруту.

Воспитатель:

- Какой объект на карте обозначен цифрой 1? (школа № 4, в которой на данный момент находятся дети и воспитатель - филиал детского сада «Солнышко»)

- Это - начало нашего маршрута. Но прежде чем отправиться в путь предлагаю поиграть в игру-разминку «Ответь на вопрос».

Игра проводится, стоя в кругу, с помощью мягкого кубика, который воспитатель поочередно бросает детям. Воспитатель чаще задает вопросы девочкам, т.к.  у них работоспособность выше в начале занятия. Застенчивых детей спрашивает не первыми, предлагает им сначала простые вопросы, чтобы придать уверенность, затем более сложные. Гиперактивных детей просит  помочь тем, кто затрудняется с ответом.

Воспитатель:

- Саша, назови соседей числа 5.

- Настя, назови предыдущее число от числа 7.

- Катя, назови  последующее число от числа 8.

- Дима, назови число на один меньше 6.

- Кристина, назови число на два больше 4.

- Артем, какой день недели находится между вторником и четвергом?

- Таня, какая по счету суббота?

Воспитатель:

- Как вы думаете, какой объект на карте под № 2? (Дети, рассматривая карту, выясняют, что это основной корпус детского сада «Солнышко».)

- Это следующий объект нашего маршрута.

- По каким улицам нам нужно пройти, чтобы прийти к объекту №2?

(Дети читают название улиц на карте.)

- Предлагаю с помощью воображения оказаться в детском саду «Солнышко» на занятии по математике  у детей, которые выполняют графический диктант.

- Вы помните, что такое графический диктант?

-  Это рисование по клеточкам с помощью словесного указателя.

Давайте присоединимся к ребятам и выполним графический диктант. (Дети за столами выполняют графический диктант.)

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам летящей птицы

Графический диктант для дошкольников. Рисование по клеточкам летящей птицы

Воспитатель:

- Какое изображение у вас получилось? (Птица)

- Какие птицы прилетают в наши края ранней весной? (Грачи, скворцы)

Воспитатель:

- Нам необходимо немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дни недели»

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник рисовал, (изображаем рисование)

А среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (изображаем удар по мячу)

В пятницу я прыгал, бегал. (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

Воспитатель:

- Какой объект на карте под № 3? (городской парк)

- По каким улицам можно до него дойти?

(Дети подходят к  месту в групповой комнате, отображающему парк. Здесь расположены мольберты, на которых находятся картинки и с изображением ранней весны (скворец на дереве, божья коровка на стволе дерева, подснежник на проталине и т.д.), магнитные цифры, знаки – арифметическое действие.

-  Дети, что вы видите на мольберте?

- Необходимо составить арифметическую  задачу по картинкам, обозначить ее решение с помощью магнитных цифр и знаков. Но сначала давайте вспомним, что такое арифметическая задача? Это текст, в котором содержится определенное условие, числа и вопрос (требование).  Решить задачу – значит выполнить  арифметическое действие в соответствии с условием задачи.

(Дети придумывают задачу).

Вариант задачи:

С юга в начале весны прилетело 5 скворцов. Позже вернулись еще 4 скворца. Сколько скворцов вернулось в родные места?

Воспитатель:

- Какое условие задачи?

- Какой вопрос задачи?

- С помощью какого арифметического действия можно решить задачу?

- Катя, обозначь решение задачи на мольберте с помощью магнитных знаков и цифр.

Воспитатель:

- Какой объект на карте под № 4? (Центральный рынок).

-Давайте отправимся на рынок, купим фруктов и овощей, для профилактики весеннего авитаминоза. Их нужно купить столько, сколько будет в ответе решенного вами арифметического действия. (Каждому ребенку воспитатель предлагает карточку с арифметическим действием)

Задания воспитатель предусматривает  с разным уровнем. Н-р, для детей низким уровнем развития, такие арифметического действия 3+1, для детей с высоким – 7-3+2, 13-4. Самым активным и быстрым предлагает проверить, правильно ли выполнили задание другие. (В этом случае решается несколько задач: удовлетворяется потребность в постоянной активности гиперактивных детей, (после выполнения своего занятия они не теряют интереса к дея-ти), закрепляют знания несколько раз, помогают воспитателю осуществить контроль, помогают товарищу.)

Дети подходят к месту в группе, обозначенному как Центральный рынок. Фрукты и овощи, которые продаются здесь - геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники). Решив пример арифметического действия, каждый ребенок, отсчитывает («покупает») столько овощей или фруктов, сколько получилось в ответе решения.

Воспитатель:

- Саша, сколько ты купил фруктов?

Саша:

- 6 апельсинов.

Воспитатель:

- Почему?

Саша:

- Потому что я решил такой пример: 2+4=6

 

Воспитатель:

- Последний объект нашего путешествия под №5. Давайте выясним, что это.

- Это детский сад «Теремок», который находится в северной части города.  На какой улице он находится?

-  Воспитанники  этого сада  просят нас помочь им выполнить задания. Сами они с этими заданиями справиться не смогли. Поможем?

- Мальчикам необходимо определить и нарисовать недостающую фигуру в игре «Какой фигуры не хватает?» Девочкам в игре «Найди две одинаковых картинки» нужно самостоятельно разделиться на две мини группы. Каждая группа выполнит свое задание.

В процессе выполнения задания мальчики и девочки обсуждают в своих группах варианты выбора того или иного решения.

Воспитатель наблюдает за тем, как происходит обсуждение в каждой группе.

Если мальчики затрудняются с выбором правильного варианта фигуры, воспитатель напоминает что, в таблице в каждом столбике и ряду изображения не должны повторяться и задает наводящие вопросы: 

   

- Какой формы туловище у птиц в каждом ряду и в каждом столбике? (овал, прямоугольник, треугольник)

- Какой формы должно быть туловище у недостающей птицы? (овальной)

- Какой формы голова у птиц в каждом ряду и в каждом столбике? (круг, треугольник, ромб)

- Какой формы должна быть голова у недостающей птицы? (треугольная)

- Какие хвосты у птиц в каждом ряду и в каждом столбике? (перья расположены вверх, вниз, в сторону)

- Какой хвост будет у недостающей птицы? (перья расположены вниз)

Если девочки затрудняются с выбором правильного выбора двух одинаковых изображений, воспитатель задает наводящие вопросы:      

- Какой длины усики у бабочек? (длинные и короткие)

- Сколько бабочек с длинными усиками?

- Есть ли среди них две одинаковые? (Выясняется, что нет одинаковых)

- Сколько бабочек с короткими усиками?

- Как у них расположен хоботок? (скручен вниз и вверх)

- Сколько бабочек с хоботком скрученным вниз?

- Есть ли среди них две одинаковые? (Выясняется, что нет одинаковых)

- Сколько бабочек с хоботком скрученным вверх?

- Есть ли среди них две одинаковые? (Выясняется, что именно эти бабочки одинаковые)

 

Воспитатель:

- Молодцы ребята, справились с заданиями. Наше путешествие по родному городу закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ".

Конспект содержит игровой материал занимательного характера, который может быть использован для проверки  уровня усвоения детьми программного материала по математическому развитию....

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе «Путешествие по городу»

Цель:1. Развивать умение ориентироваться подорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения.2. Закрепить знание детей о геометрических фигурах, их признаках и свойствах. развивать умение размеща...

Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы "Путешествие в город машин"

Конаспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»

Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей--- Развивать речевую активность, диалогическую речи, слуховое внимание, память, мышление.-Продолжать ориентировать детей в сферах чел...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в город профессий»Программное содержание:- Расширять знания, обогащать и конкретизировать представления о...

Од по математическому развитию в подготовительной группе "Путешествие по городу"

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры. Задачи: Обучающие:...