Играем и считаем
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

ПЛОТНИКОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА

Раз,два,три,четыре,пять-очень любим мы считать. Дети еще не научились говорить хорошо, но очень любят считать, сравнивать предметы, различать формы.В Этом им помогают игры, счет на пальцах, с помощью конкретных образов дети быстрей запоминают сложное и абстрактное понятие " число". Строгое и неодушевленное изображение цифры ассоциируется с нескушными образами. Учимся в игре, развиваем наблюдательность, память и логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_i_schitaem.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП «Играем и считаем»                                                                       средняя группа

Цель:

  • Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями и склонностями.

Образовательная область:    

  • Познавательное развитие                                                                                                        

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие                                                                                    Речевое развитие                                                                                                          Физическое развитие»                                                                                                              Социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: 

  • Познавательная
  • Коммуникативная
  • Игровая

Задачи:

  • закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?»;
  • раскрыть на конкретных примерах значение понятий: большая, маленькая, короче, длиннее.

Предварительная работа:

  •  организация дидактических игр по развитию математических способностей.
  • Чтение сказки В. Г .Сутеева « Мешок яблок»

Материал для НОД:  письмо, кукла, модули геометрических фигур, карточки с геометрическими фигурами, обручи и геометрические фигуры, игрушки: белочка и орешки, лисичка(две сестрички) воробей, зайка, мишка. Картинки: Незнайка, заяц(2шт.), медведь(2шт),ежик(две шт.), белочка(2 шт.),бельчата(ш шт.) коза, козленок, крот, яблоки (15 шт.), лось, суслик, мышь. Карточки с цифрами два комплекта (до пяти).Скамейка большая и маленькая, фигуры кочки, дорожки, листочков. Медали для награждения. Музыка звуки леса.                                                                                                                                  

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!                                                      

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать:

Готовы вы сейчас считать?                                                                                                     (ответы детей)

 Введение в игровую ситуацию.

В. Ребята! Сегодня в детский сад почтальон принес приглашение. Адресовано оно детям средней группы. А хотите узнать, куда нас приглашают?

(ответ детей)

В. (Читает письмо.) Нас приглашают в страну «Математики». В этой стране дети решают головоломки. Головоломки - это такие необычные интересные задания. А подготовили эти задания герои, которых вы все хорошо знаете. А вы хотите узнать кто это? И отправиться в эту страну?

(ответ детей)

В). Ну, готовы вы отправиться в путешествие? А я вам предлагаю отправиться пешком. Нам предстоит долгий путь. Отправляемся друзья! Отставать никак нельзя!                                                                                                                                              (дети идут по камушкам, по песочку, по листочкам)

И дети попадают в страну геометрических фигур.

1 задание «Геометрические фигуры».

В. Ой, ребята, смотрите, где это мы очутились? А я знаю. Мы на лужайке. А кто живет на этой лужайке, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Вы подумайте, друзья,

И скажите, кто же я?     (Круг.)

***

Три мои стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются -

Угол получается.

Что же вышло? Посмотри!

Ведь углов-то тоже три.

На меня вы посмотрите,

Моё имя назовите.    (Треуголник.)                                                                                              ***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

В. Догадались, кто ж такие живут на этой лужайке?                                                              (Ответ: геометрические фигуры)

В. Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Рассаживайтесь поудобнее.  

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким. А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким. А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись. Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».                                                                                                                                  - Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?                                   Ответ (две длинные, а две короткие)

В.А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть вам в игру «Найди свой домик».                                                                                                                       Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи большие фигуры). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре.                                                                                                                                                          В математику играю,                                                                                                                   Вас в фигуры превращаю!                                                                                                            Раз,два,три: треугольник (прямоугольник, квадрат, круг) в домик свой беги!                              (дети-фигуры забегают в свой обруч).

В. Молодцы ребята! Справились!  Но нам пора отправляться дальше!                                (опять дети идут по кочкам, травке, веточкам.) И снова бегут ножки по лесным дорожкам (дети  идут змейкой между деревьями).

2 задание «Считаем до 5»

В. Ребята… мы с вами оказались в  волшебном лесу…                                                                Устали немного? Давайте отдохнем.

В. Ой, кто-то шуршит листочками.  Смотрите: кто это спрятался?

(Ответ: белочка!)                                                                                                                    В. А что любит белочка?                                                                                                                        (Ответ: орешки.)                                                                                                                            В. Кого белочка угощала, давайте вспомним?

Пальчиковая гимнастика:

Сидит белочка в тележке                                                                                                     Продает она орешки                                                                                                            Лисички – сестрички                                                                                                                  Воробью – синичке                                                                                                                  Заиньке – усатому                                                                                                                    Мишке толстопятому.                                                                                                                       В. Давайте  посчитаем сколько друзей угостила белочка?                                                            (дети считают и отвечают)                                                                                                     (ответ детей: Пять)

В. Отдохнули? И снова отправимся в путь. Дети идут (держась за руки) между деревьями (змейкой).

В.  Ой, куда это мы опять пришли? А попали мы в страну Незнайки. Он приготовил нам несколько заданий. Вы готовы их решить? Тогда давайте решим с вами занимательные задачки. Только слушать их нужно очень внимательно! Навострите свои ушки на макушке и послушайте.                                                                        3 задание «Реши задачку»                                                                                                   (Магнитная доска с героями сказки)                                                                                                                                                  Задачка «Мешок и яблоки».( по сказке В.Г. Сутеева)                                                                                                                                                                              В. Ребята, а вы помните сказку о добром и отзывчивом зайце, который отправился на поиски еды для своих зайчат. Он набрал целый мешок яблок, но все раздал по дороге.                                                                                                               Когда он шел по дороге домой  -  вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!                                                                          — Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь.                                                                                                  — Вот… Яблоки. Угощайтесь, дядя Миша!                                                                             Набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.                                                             Ответы(5 яблок)                                                                                                                                          И дальше идет Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором : Дяденька Заяц! Дайте яблочек!                                                                                                                                                                                                                                           Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открыть.                                                           Ответ(4 яблока)                                                                                                                                           По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.                                      Заяц и насыпал Ежу полную корзину яблок.                                                                      Ответ(3 яблока).                                                                                                                              Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козленком гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.                                                                                                                     Ответ(2 яблока)                                                                                                          Ходил, ходил Заяц и устал. Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…                                                        Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоком.                                     Ответ(1 яблоко)

В.- Перечислите всех, кто встретился на пути зайца. Сколько их всего?

 - Каким по счету встретился медведь? Ответ ( первым)                                                                               А ежик? Ответ ( третьим)

 - Какой по счету была белка? Ответ (вторая)

 - У кого было больше всего яблок? Ответ (у медведя) Сколько? Ответ (пять)

 - У кого было меньше всего яблок? Ответ (у крота) Сколько? Ответ (одно)

 - Сколько яблок у бельчат, ежика и козлят? Ответы (четыре, три, два)

( дети раскладывают карточки с  цифрами  при подсчете  яблок)

- Принес ли заяц домой яблоки? Ответ (нет)                                                                                 - Вы помните, чем закончилась сказка?                                                                                           Ответ (все звери принесли зайцу свои угощения)

Задачка «У лося в гостях»

Купил лось телевизор, пригласил зверей мультфильм смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели лось и медведь. А на маленькую – еж, белка, заяц, суслик и мышь.                                                                                                                                         - Сколько зверей поместилось на большой скамейке? Ответ (двое)                                                                        - Сколько зверей поместилось на маленькой скамейке? Ответ (пять)                                                                     - На какой скамейке поместилось больше зверей? Почему? Ответ (Звери маленькие)                                                                                                                                               - Молодцы ребята!

В. Нам нужно отправляться домой! (опять дети идут по известному маршруту) 

4. Этап. Рефлексия.

В.-А что вам больше всего понравилось?                                                                                        - А что было трудно?                                                                                                                         - Вам понравилось путешествовать?                                                                                                  - Кому вы расскажете о своем путешествии? После прогулки друзья попрощались с лесными обитателями и отправились домой. Наше путешествие закончилась. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Дети (хором).                                                                                                                                     До свидания, сосед!                                                                                                             Улыбнись-ка мне в ответ.                                                                                                                   Никогда не грусти.                                                                                                                               И улыбки всем дари!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. "Играем, думаем, считаем."

мnИспользовать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.nЗаинтересовать    родителей  играми, способствующими развитию математических навы...

Конспект игрового занятия по математике «Мы играем, мы считаем» в старшей группе

В представленном занятии решаются следующие задачи: Учить детей отгадывать логико-математические загадки.    Формировать навыки порядкового и обратного счёта в пределах 10.  ...

Математическая викторина "Мы играем, мы считаем"

Учить решать задачи на сложение ,и вычитание....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в подготовительной группе "Мы играем, мы считаем".

Данный план-конспект предназначен для закрепления представлений детей о геометрических фигурах, навыков количественного и порядкового счета в пределах 10, учения соотносить количество предметов с цифр...

Авторская игра « Я считаю и играю»

« Я считаю и играю». Авторская дидактическая игра рекомендуется для индивидуальных (в том числе и для домашних игр) и подгрупповых занятий с детьми 4 – 7 лет. Цель игры « Я считаю и играю» : развитие ...

Дидактическая игра «Говори, считай, играй»

Цель:ü Познавательное развитие дошкольниковЗадачи:ü Развитие моторики;ü Развитие умения анализа, классифицирования, объединения предметов по общим признакам;ü Упражняться в знании геометрических фигур...

Проект по финансовой грамотности "В игры играем - деньги считаем"

Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед ТёрнерДошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизн...