Конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия по ФЭМП "Один и два.Первый и второй".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП «Один и два. Первый и второй» в старшей группе

Конспект занятия по ФЭМП «Один и два. Первый и второй» в старшей группе

Цели:

1. Познакомить с цифрами 1 и 2;

2. Познакомить с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;

3. Познакомить с правилами получения следующего и предыдущего числа;

4. продолжать знакомство с понятиями «часть» и «целое»;

5. Продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;

6. Находить и называть заданные закономерности;

6. Учить объединять подмножества и вычленять подмножества из множества на основе этих понятий;

8. Учить соотносить множество с натуральным количественным числом и называть его;

9. Учить записывать названные числа в виде числовых карточек;

10. Учить пересчитывать предметы в ряду.

Задачи:

1. Развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, обозначенную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;

2. Развивать коммуникативные умения: выражать свои действия в речи, помогать друг другу при выполнении заданий.

3. Оценивать результат работы (не получилось-получилось, исправлять допущенные ошибки;

4. Развивать память и внимание.

Материал для занятия: цветные верёвки или шнуры, фломастеры или цветные карандаши, готовые числовые карточки, счётные палочки.

Ход НОД.

Дидактическая игра «Ходим в гости», которая подводит к открытию и формулированию нового материала.

1. Игра по знакомым правилам. Форма работы: фронтальная.

На ковре из цветных верёвок выложено несколько «домиков». В одном «домике» сидит один ребёнок, во втором находятся двое детей, в третьем «домике» сидят трое детей.

П. : -Ребята, сегодня нас пригласили в гости, но только очень просят приходить по одному. Вы можете идти по выбору в любой «домик». Придя в гости, вам необходимо сказать, сколько человек в «доме» стало. Если вы назовёте число верно, то остаётесь в гостях, а если ошибаетесь, уходите.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не окажутся в «домиках», при условии–не более 10 человек в каждом «домике». Если группа большая, необходимо сделать необходимое число «домиков».

После того как все оказались «в гостях», педагог с детьми сравнивает число гостей в «домах» по парно (первый «домик» со вторым). При этом дети тоже становятся в пары.

2. Открытие нового умения и знания. Формулировка основной цели и темы занятия. Форма работы: в парах.

На данном и всех последующих занятиях, ребята знакомятся впервые с составом чисел из двух меньших и правилами получения предыдущего и следующего числа (следующее число образуется присчитыванием единицы к заданному числу, предыдущее число образуется отсчитыванием единицы от заданного числа).

А). Задание №1.

При работе с данным заданием детям необходимо сформулировать правила получения предыдущего и следующего числа, делая вывод, что число 2 (целое) состоит из 1 и 1 (частей, а если к одному прибавить (присчитать) один, то получится 2, число 1 получается из числа 2 путём вычитания (отсчитывания) одного из двух. Рассмотрев и сравнив рисунки предложенного задания совместно с детьми, педагог подводит ребят к рассказу о том, что число 2 на 1 больше, чем на 1, число 1 на 1 меньше, чем 2.

Последовательность работы.

Педагог просит детей рассмотреть два верхних рисунка, которые соединены зелёной стрелкой, друг с другом посоветоваться и придумать историю, где будут слова «было», «стало». На выполнение задания отводиться 1-2 минуты, после которых из пары один ребёнок рассказывает о том, что они придумали. (Медвежонок-девочка каталась на велосипеде, к ней приехал медвежонок-мальчик. Медвежат стало двое. Медвежонок-девочка приехала первым, а медвежонок-мальчик приехал вторым по счёту).

Далее рассматривается рисунок с числовыми карточками вверху страницы и объясняется, что обозначает каждая карточка (вместе собрали одного медведя и ещё одного: сложили число медведей).

Педагог предлагает детям задать вопрос, который будет начинаться со слов «Сколько стало?»

Педагог детям предлагает найти данное число, выложив перед собой предметы-заместители (пуговицы, геометрические фигуры, счётные палочки и т. д.) Дети, выполняя данную работу, комментируют вслух свои действия (один да один будет два). Далее на числовой карточке с вопросом записывается с помощью точек (чёрточек) результат выполненного действия (число 2).

Так же следует проработать и с нижним рисунком.

Воспитатель задаёт вопросы детям, которые отмечены рядом с красной точкой, и просит на них ответить. Детям при этом необходимо работать с предметами-заменителями (пуговицы, геометрическими фигурами, счётными палочками и т. д.)

Воспитатель поясняет детям, что число один можно обозначить цифрой 1, рядом ставится цифровая и числовая карточка. Также следует поступить с числом 2.

Б).Задание №2.

Работая с представленным заданием, дети пересчитывают медведей по порядку и присваивают им номера (порядковые числительные): первый, второй.

При этом проходит знакомство с понятием следующего и предыдущего числа: число один является предыдущим для числа два, число два – следующим за числом один и т. д. Проходит работа в соответствии с заданием пособия. Результатом её являются заполненные числовые карточки. Пересчитывая на рисунке медвежат, ребята рядом с каждыми рисунком кладут одну счётную палочку (один кружок) и комментируют свои действия (Медвежонок в платье – первый по счёту, кладу одну палочку, на числовой карточке ставлю одну точку, медвежонок в штанишках – второй по счёту, кладу вторую палочку, ставлю на числовой карточке две точки.)

Формулирование основной цели и темы занятия.

П.: -Ребята, что же мы узнали? Чем мы будем заниматься?

Д. : -Мы узнали, что числа один и два обозначаются цифрами 1 и 2. Сейчас будем рассказывать об этих числах.

II. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление).

1. Задание №3. Продолжение развития мелкой моторики рук. Учить узнавать и называть печатные арабские цифры.

Обводим на рисунке линии в соответствии с ранее данными рекомендациями: показать ребёнку, как должна двигаться рука, помогая определить начало и конец линии. Следует смотреть за тем, чтобы рука ребёнка двигаться в том направлении, что и при письме (слева направо по строке и по часовой стрелке, если это отдельная деталь). Необходимо помнить, что ребёнок-левша будет выполнять действия в обратном направлении.

После того как на рисунке обведены линии, приступаем к выполнению штриховки, необходимо комментировать свои действия: помпон на шапке медведя обозначен цифрой 1, значит, надо его штриховать справа налево, а отворот на шапке обозначен цифрой 2, значит, надо его штриховать сверху вниз.

Задание №4. Форма работы: фронтальная. Работаем в соответствии с заданием в пособии.

В.: -Ребята, расскажите, что вы видите на рисунке?

Д.: -Медвежонка и медведицу.

В.: -Сколько всего медведей на рисунке?

Д.: -Два.

В.: -Ребята, сейчас нужно найти на рисунке с этим числом числовую карточку. Какие под ней изображены карточки?

Д.: -Две пустые карточки.

В.: -Их каких чисел можно составить число два?

Д.: -Один и один.

П.: -Ребята, запишите на пустых карточках эти числа. Предлагаю вам составить рассказ, в котором будут слова «целое» и «часть».

Объясняем: на рисунке изображены два медведя. Их можно распределить на две группы: маленькие медведи и большие медведи.

На рисунке все медведи–это целое, маленькие медвежата и большие медведи–это части целого. Один и один–это части, два–целое. Если сложить один и один, то получится два.

III. Тренировочное упражнение. Форма работа: фронтальная. Работа в соответствии с заданием в пособии.

IV. Итог занятия.

Форма работы: фронтальная.

П.: -Ребята, что нового вы на занятии узнали? Чем занимались? Что вам больше всего понравилось?

Не использованные на занятии материалы, могут быть предложены ребят для индивидуальной работы в свободное время от занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....