Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени: целенаправленность, собранность, организованность. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Володина Евгения Николаевна, воспитатель

В настоящее время очень важно формировать представления о времени у детей дошкольного возраста. И детям важно уже в дошкольном возрасте: чувствовать его длительность, определять и т.д.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека, окружающий нас мир существует во времени. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. И детям важно уже в дошкольном возрасте ориентироваться во времени: чувствовать его длительность, измерять, определять.

Ребёнок получает представление о времени задолго до того, как начнёт определять его по часам и календарям. Ещё не умея выговаривать свой возраст, он уже показывает на пальчиках «сколько лет»; без часов чувствует приближение обеда. В 2-3 года малыш с нетерпением ожидает свой день рождения и Новый год; знает, что ночью спят; слышит слова- завтра, воскресенье, лето, минута… Годам к 5 дети уже задают многочисленные вопросы, связанные со временем: почему год называется круглым? Почему вторник называется вторником, а среда – средой? Можно ли, чтобы лето было дольше, а осень короче?...

В методике формирования начальных математических представлений ориентировка во времени – один из самых сложных вопросов. Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нём и распределять его, определять продолжительность и текучесть тех или иных действий и явлений, негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей школьной жизни. Даже к 7 годам не все дети довольно точно определяют времена года, называют месяцы, знают дни недели, а тем более определяют время по часам.

У детей 5 -7 лет закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

Опыт показывает, что не все дни недели запоминаются одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Кроме того, проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. С временами года (сезонами) лучше всего знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие вы еще знаете времена года? Сколько их всего? Правильно, год состоит из четырех времен года. Вот круг. Пусть это будет год .Разделим его на четыре части». Дети рассматривают части круга. Каждая часть разного цвета. Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.

У старших дошкольников формируют «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. Выводы. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

К 7 годам ребёнок должен научиться:

- чувствовать длительность времени – какой объём дел или что можно выполнить за 1 минуту, за час, за день, за неделю, что было раньше, а что позже;

- изменять темп и ритм своих действий;

- планировать свои дела и занятия;

- определять время по разным часам до получаса;

- понимать назначение календаря, знать название и последовательность времён года, месяцев, дней недели.

Список используемой литературы

1.Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). - М.: Знание, 1993

3.Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. - Рад. школа. 1988. - 112 с.

4.Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.

5.Ивановский М. Вчера, сегодня, завтра. - Л.: 1958.6.Кононенко И. Знакомство детей со временем Дошкольное воспитание, 1981. № 7.

6.Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.

7.Сай М.К., Удальцова Е.И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. — Мн.: Нар. асвета, 1979.

8.Сухарева Э. Л. Учим играя. — Ярославль, 1992.

Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс развивающих мероприятий для формирования временных предстовлений...

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...

Конспект ОД по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста." В поисках волшебного сундучка."

1.      Продолжать учить детей ориентироваться в последовательности дней неделизакреплять имеющие знания о частях суток, закреплять представления детей о временах года.2....

Моделирование как метод формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические аспекты формирования представлений о времени детей дошкольного возраста....

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций

Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания ...