" Знакомство с цифрой 6"
материал по математике (старшая группа)

Конспект занятий по формированию элементарных математических представлений .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_urok_gotov.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 99» Ново –Савинского района г. Казань

                     Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений   по теме :  

                                   «Знакомство с цифрой -6»

                                                                             Воспитатель: Бариева Н.Н

Задачи. Показать детям, как образуется количественная группа, называемая числительным шесть.

Учить детей при пересчете предметов согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным.

Учить детей различать процесс и итог счета.

Познакомить с цифрой 6. Учить детей устанавливать равенство групп предметов двумя способами: либо убирая от большей, либо прибавляя к меньшей.

Тренировать детей в устном счете до шести. Учить детей делить квадрат на четыре равные части разными способами.

Демонстрационный материал: Счетная лесенка.

Игрушки двух видов по шесть штук каждого. Карточки с цифрами 5 и 6 по две штуки каждой. Цифры 5 и 6 для доски или наборного полотна. По шесть картинок двух видов (например, «ежик , «грибочек»). Двенадцать кружков двух разных цветов (например, шесть красных, шесть синих).

Три квадратных листа бумаги.

Раздаточный материал:

Три квадратных листа бумаги.

Ножи для разрезания бумаги или ножницы

Ход занятия:

На верхнюю ступень воспитатель ставит 5 ежиков ,на нижнюю 5 грибочков .(интервалы одинаковы ,друг под другом)

Задает вопрос:

 «Где больше? Где меньше? А может быть поровну?» (Затем дети все вместе, хором, пересчитывают игрушки на верхней ступеньке: «один, два, три, четыре, пять».)

-«Сколько всего ежиков?»

Дети:  «Пять ежиков». Кладут цифру 5. То же самое с предметами на нижней ступеньке. «Всего пять грибочков». Кладут
цифру 5.        

Воспиататель следит   за тем, чтобы детки  перечисляли (один, два...), а, закончив счет, подводили его итог (пять ежиков).,

Затем  воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки стоят парами: у каждого ежика есть грибочек; ежиков и грибочков поровну; и цифры тоже одинаковые — «пять и пять».

Затем на верхнюю ступеньку воспиатель  ставит   еще одного ежика. Дети видят, что количественное соотношение изменилось.

«Теперь поровну? Или где-то меньше, где-то больше?»

Дети: «Ежиков больше. Грибочков меньше. Одному ежику не хватило грибочка».

 «А цифры лежат правильно?» Предлагаю кому-нибудь из детей убрать одну «неправильную» цифру. Внизу осталась цифра 5. Наверху пока цифры нет.

Дети вслед за воспитателем пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета воспитатель дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное воспитатель делает небольшую паузу, и, дотрагиваясь до последнего предмета, называет: «Шесть. Всего шесть ежиков». Дети повторяют вслед за ним.

Затем воспитатель показывает новую цифру 6 и ставит ее на верхнюю ступеньку. Вторую пару цифр 5 и 6  прикрепляет к магнитной доске

Затем на нижнюю ступеньку ставит еще один грибочек.

-Стало больше, меньше, поровну? Дети убирают цифру 5, потому что она «неправильная». Пересчитывают  нижний ряд. Воспитатель просит детей положить правильную цифру. Дети берут со стола  цифру б и кладут ее к грибочкам. Обращает внимание детей На цифры, говоря  вместе с ними: «Шесть и шесть. Поровну».

2.Дополнительно дети упражняются в установлении равенства двух групп предметов двумя способами.

Воспитатель выкладывает в верхнем ряду (в наборном полотне, на доске) шесть красных кружков, в нижнем — пять синих кружков. Спрашивает у детей, как можно сделать поровну. Кто-нибудь из детей обязательно скажет: «Убрать один красный». Воспитатель предлагает ему выйти и сделать это. Дети хором пересчитывают кружки в верхнем и нижнем ряду. Говорят: «Пять и пять. Поровну». Воспитатель предлагает ребенку восстановить ситуацию — поставить красный кружок обратно в верхний ряд. «Как еще можно сделать поровну?» — спрашивает воспитатель. Ответы могут быть разными, но кто-нибудь из детей скажет: «Добавить один синий в нижний ряд». Воспитатель предлагает ему это сделать. Воспитатель: «Теперь поровну?» Дети хором: «Поровну». Воспитатель: «Посчитаем». Дотрагиваясь до каждого кружка, воспитатель считает вместе с детьми, вначале вверху: «Шесть». Затем внизу: «Шесть». Воспитатель: «Шесть и шесть. Поровну».

Упражнение на установление равенства групп предметов двумя способами повторяется еще два раза. Вначале, когда наверху пять кружков, а внизу четыре, а затем, когда наверху четыре, а внизу три кружка. Дети могут выходить к доске по двое, сами выбирая себе пару.

                                       Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) 
В среду долго умывался, («умываемся») 
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте) 
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. 
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

3.«Умственная разминка»


1. Сегодня четверг, а завтра?

 2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
3. Если стол выше стула, то стул…?
4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
5. Сколько месяцев в году?

 6. Сколько времен года?

 Какое сейчас время года?
Назовите весенние  месяцы.
Сколько ушей у трех мышей?

 Сколько концов у двух палок?
Если сестра старше брата, то брат…? 

4.У воспитателя и у детей по три листа бумаги квадратной формы. У воспитателя листы — побольше, у детей поменьше. Воспитатель просит

детей взять один лист и разделить его на четыре равные части так, как они уже это делали, прежним способом. После того как дети разделили свои листы бумаги на четыре равные части, воспитатель делит свой лист также на четыре равные части. Ставит части в ряд в наборное полотно, перед ними слева — целый лист. Спрашивает у детей: «А можно по-другому разделить квадрат пополам или на четыре равные части?» Возможно кто-нибудь из детей предложит такой вариант — «сложить наискосок», показывая это на своем листочке (по диагонали). После чего воспитатель берет свой лист бумаги и показывает, как сложить квадрат «по-другому», по диагонали, чтобы потом его разрезать вначале пополам, а затем на четыре равные части. Способы деления квадрата:

Дети выполняют деление квадрата вслед за воспитателем. «Что у нас получилось?» — спрашивает воспитатель. Дети, глядя на части, говорят: «Четыре маленьких треугольника». «Или четыре части, — говорит воспитатель. — Покажите одну часть отделения первого квадрата». Дети показывают маленький квадратик. Воспитатель: «А теперь одну часть от деления второго квадрата». В руках у детей квадрат и треугольник:

Воспитатель спрашивает: «Похожи эти части?» Дети: «Нет». Воспитатель: «Вспомните, мы делили одинаковые листочки бумаги?» Дети: «Да». Воспитатель: «Каждый на сколько равных частей?» Дети: «На четыре». Воспитатель: «Я попросила вас показать одну из четырех частей первого квадрата, это квадратик, и одну из четырех частей второго квадрата, это треугольничек». Воспитатель: «Правильно, каждый из них называется одна четвертая».

5.Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно.6

  • Закрасьте первый карандаш желтым цветом,
  • Четвертый – синим,
  • Второй – зеленым,
  • Пятый – красным,
  • Третий – коричневым,
  • Шестой черным.

 (Дети закрашивают карандаши.)

 6.Шуточная задачка на сообразительность

Воспитатель описывает следующую ситуацию: «Шесть девочек вышли погулять во двор. У них на всех был один маленький зонтик, которым можно прикрыть только голову куклы. Гуляли долго. Никто не намок. Почему?»(правильный ответ -не было дождя)

7.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

«Счёт до пяти, число и цифра«5». Знакомство с цифрой «5» и соответствие с количеством предметов.

Упражнять в счете от 1 до 5. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия «сначала - потом», «узкий...

Задания для закрепления знаний о цифрах и числах от 1 до 6. Знакомство с цифрой и числом 7.

Задания могут быть использованы в старшей группе с задержкой психического развития для закрепления знаний о цифрах и числах от 1 до 6 и для знакомства с цифрой и числом 7. Также данные задания помогаю...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "

Конспект занятия по ФЭМП  в средней группе  "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "...