Конспект образовательной ситуации Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Альжанова Асемгуль Шохановна

Тема:«Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

Средняя группа: 4-5лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_peterson.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 291»                                                                                                                                                          

Конспект образовательной ситуации

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема:«Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

группа: 4-5лет № 2

Подготовила:

Воспитатель

Альжанова Асемгуль Шохановна

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Игровая,

Коммуникативная,

Познавательная

Продуктивная

Двигательная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Счёт до четырёх. Число и цифра»

Программа «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный (вопрос-ответ, диалог)

Наглядный (видеопрезентация «Сова»,  Карточка с цифрой 4)

Продуктивный (игровизор:выкладывание витаминок каждому бельчонку, приготовление обеда из грибов)

Индивидуальный (выбор карточки и цифрой 4)

Работа в паре определение размера грибов

Игровой (подвижная игра «Команду найди»)

3.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»  «Социально –коммуникативное развитие». «Физическое развитие»

4.

Возрастная группа:

Дети 4 5-лет

5.

Цель:

Познакомить детей с числом и цифрой 4

6.

Задачи:

6.1

  • формировать представление о числе и цифре 4,умение считать до четырех, соотносить цифру с количеством;
  • закреплять счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар

Образовательные

6.2

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя(на основе рефлексивного метода)и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • развивать двигательную и мыслительную активность.

Развивающая

6.3

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  • воспитывать умение слушать ответы товарищей,
  • воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей в процессе занятия;

Воспитательные

7.

Планируемые результаты:                

7.1

  • сформировано представление о числе и цифре 4,
  • умеет считать до четырех, соотносить цифру с количеством;
  • умеет выделять и сравнивать свойства предметов,
  • умеет сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар,
  • сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя(на основе рефлексивного метода)и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • развита двигательная и мыслительная активность,
  • сформированы навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  • умеет слушать ответы товарищей,
  • выражает положительные эмоции и радостное настроение в процессе занятия.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный: Карточки с числами от 1 до 4 (4 по количеству детей)

Раздаточный:

1)лист с изображенными на нем 3 бельчатами;

2)изображение 1 бельчонка;

3) 4 маленьких круга (витаминки);

4)8 больших грибов;

5)8 маленьких грибов

6)1 большой круг (сковорода),

7) «Игровизор» на каждого ребенка

8)Тарелочки для грибов и витаминок (2 шт. на стол)

Конспект занятия (образовательной ситуации)

1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

Дидактические задачи:

- мотивировать детей на включение в деятельность,

- актуализировать знания об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Любите ли вы ходить в детский сад?

- Знаете ли вы, кто,кроме воспитателя, каждый день приходит на работу в детский сад?(ответы детей)

- Что делает медицинская сестра?(ответы детей)

Воспитатель рассказывает, что в лесу тоже есть детский сад, куда ходят малыши зверушки.

Сегодня в лесном детском саду медсестра проводит осмотр группы бельчат. В конце осмотра она хочет раздать бельчатам витамины.

- Для чего нужно пить витамины? - Можно ли принимать витамины без разрешения взрослых?(ответы детей)

Сюрпризный момент: появление на экране фото ДОУ с сопровож-дением звука.

1.2

Мотивация деятельности детей

- Хотите вместе с медсестрой раздать витамины бельчатам?

-Сможете?

Дети выражают своё желание

1.3

Целеполагание

(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы пойдем в лесной детский сад,чтоб раздать витамины бельчатам

Дети проговаривают цель занятия

II.

Основная часть:

Актуализация знаний

Затруднение в ситуации 1

Дидактические задачи:

- актуализировать счет до трех,

- сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчетом.

Дети садятся за столы парами по нескольку человек,на которых для каждого приготовлен игровизор с распечатанными на нем тремя бельчатами,а также тарелочка, на которой лежат3 круга –витаминки.

- Сколько бельчат сегодня привели в детский сад (3)

- Сколько витаминок принесла медсестра в эту группу (3)

- Хватит ли каждому бельчонку витаминки?

- Почему вы думаете, что хватит? (Бельчат 3 и витамино3) три - три поровну

А вот бельчата пока считать не умеют и беспокоятся, хватит ли всем витаминок.

-Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, что витаминок хватит, то есть три и три –поровну?

Ответы детей(Надо каждому бельчонку дать по одной витаминке).

Дети выкладывают по одному кругу около каждого бельчонка.

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для введения числа 4. Счет до 4;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель говорит, что в лесной детский сад привели еще одного бельчонка, и кладет на каждый стол столько изображений бельчат, сколько за столом детей сидит. Каждый ребенок берет по одному бельчонку и располагает его на листе рядом с остальными бельчатами.

Волшебные слова для перемещения в лес.

Поделить детей на пары по симпатиям

Дети выполняют счёт до 3

Индивидуальное выполнение задания

Открытие нового знания

- Сосчитайте, сколько теперь бельчат в группе лесного детского сада?

Дети хором считают бельчат: один, два, три, ..…

После этого некоторые дети могут сбиться,  так  как еще не знают счета до 4х.

Возникает затруднение, как правильно сосчитать дальше?

-Сумели ли вы сосчитать бельчат? Нет

-Почему не сумели?(Потому что не знаем, как считать дальше)

Дидактические задачи:

- закреплять представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, формировать представление о числе, четыре, умение считать до 4 предметов;

- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

-Что можно сделать если чего то не знаешь, но очень хочешь узнать?(Можно спросить у того кто знает)

Воспитатель предлагает спросить у мудрой совы, которая живет в лесу.(Видео ролик)

Мудрая Сова отвечает: При счете за числом 3 идет 4.

Если же кто-либо из детей посчитает правильно, обратить на это внимание, а затем попросить всех детей посчитать до 4.

Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета: при счете надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая:  «Всего четыре бельчонка»

Дети хором считают бельчат и говорят: «Всего 4 бельчонка»

-Как получилось 4 бельчонка? (Было три, пришел еще один, стало 4).

-Поровну ли теперь бельчат и витаминов? ( Не поровну)

-Кого  больше? (Бельчат больше, витаминов меньше)

-Что нужно сделать, чтоб их было поровну?

Ответы детей (Надо принести еще одну витаминку)

Воспитатель кладет на столы дополнительные круги-витаминки.

Дети берут по одному кругу и уравнивают группы бельчат и витаминов.

-Сколько витаминов?

- Как получилось 4 витаминки?

Ответы детей (сначала было 3, добавили еще одну, и получилось 4).

Дети дотрагиваются пальчиком до каждого бельчонка

в группе есть дети, умеющие считать до 4

Сюрпризный момент

Первым считает ребёнок, умеющий считать до 4

Методический приём «Игралочки»

Затруднение в ситуации

Открытие нового знания

Включение нового знания в систему знаний.

Дети совместно с воспитателем делают вывод:

-Бельчат -4, витаминок – 4 .Четыре и 4 поровну.

Дидактические задачи:

- создавать мотивационную ситуацию для введения новой цифры4;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель рассказывает детям, что медсестра каждый день должна записывать количество детей в каждой группе для того, чтобы повар знал, сколько порций готовить на завтрак, обед и полдник.

-Хотите помочь медсестре записать количество бельчат?

Ответы детей (да, хотим)

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых находятся карточки с числами 1,2,3,4,5и взять карточкугде записано число 4

Возникает затруднение.

-Смогли вы выбрать карточку, на которой записано число 4?

-Почему не смогли? Потому что не знаем, как записывается число 4

Дидактические задачи:

- познакомить  детей с цифрой 4;

- закреплять умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»

-Что можно сделать,если чего –то не знаешь, а очень хочешь узнать?

Ответы детей (Можно спросить у того,кто знает)

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает карточку с числом 4.

-Этот значок говорит о том, что предметов четыре.

Дети выбирают карточку с числом 4.

Воспитатель предлагает показать свои карточки друзьям и проверить правильность выполнения задания, хвалит детей и собирает у них карточки с числом 4 для,того чтобы отдать медсестре.

Дидактические задачи:

- закреплять счет до четырех, умение соотносить число с количеством,

- развивать двигательную и мыслительную активность.

4 по количеству детей

Похвалить ребёнка знающего цифру  4

Самостоятельное выполнение задания

Взаимопроверка

Часть1

Часть 2

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает,что сейчас у группы бельчат прогулка.

Бельчата на прогулке любят играть так: пока играет музыка, надо прыгать. Как только музыка заканчивается и воспитатель показывает  карточку с числом, надо собраться в команду с таким количеством человек, сколько показывает число. Всем детям в команде нужно взяться за руки.

-Хотите поиграть вместе с бельчатами?

Воспитатель показывает карточка 2,3,4. И еще раз 4

Дидактические задачи:

- закреплять умения считать до 4,соотносить число с количеством.

- развивать умение работать в паре

Воспитатель собирает детей около себя.

-Кто готовит обед в детском саду?

-Хотите помочь повару приготовить обед для бельчат?

Дети садятся  за столы по 2 чел на середине каждого стола вперемешку лежат 8 больших и 8 маленьких  грибов. Кроме этого перед каждым  ребенком находиться игровизор с нарисованным большим кругом –сковородка.

Воспитатель рассказывает, что сегодня у бельчат на обед грибы.

-Положите на сковородку вот столько (показывает детям карточку с числом 4) небольших гриба.

Дети отсчитывают от общего количества 4 маленьких гриба.

- Положите на сковородку столько же больших грибов.

-Посолите грибы.

Дети делают движение пальцами,как будто солят.

-Попробуйте,вкусно получилось?

Дети берут в руки «ложку». Пробуют грибы.

- Вкусно! Бельчата будут довольны.

Подвижная игра «Команду найди»

Визуализация цифры 4

В случае затруднения дети выполняют способ сравнения предметов по размеру

III.

Заключительная часть:

Дидактические задачи:

- восстановить в памяти детей то, что  делали на занятии,

- создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях мы побывали?

- Кому и чем мы помогали?

- Когда мы помогали медицинской сестре и повару, мы познакомились с какой цифрой?    С каким числом?

- Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали,как пишется цифра 4, то бельчата остались бы без витаминов и без обеда.

Цель занятия достигнута

Демонстрирует нить с цифрой 4

IV.

Дальнейшая разработка темы:

Подвесить под потолок нить с цифрой 4 и 4 геометрическими фигурами.

Закрепление полученных знаний в пособии «Игралочка для детей 4-5 лет во вторую половину дня.

Методический приём «Игралочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ область « Познавательное развитие» – формирование элементарных математических представлений на тему: «В гости по дорожке к вам идет Матрешка….» для детей средней группы

Цель:  развивать интерес к формированию элементарных математических представлений, познавательную  активность   и любознательность.Программные задачи:  учить детей поряд...

Конспект непосредственной образовательной деятельности область «Познавательное развитие»

laquo;Сохрани своё здоровье сам!»                                            ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Дикие животные Рязанской области»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюв подготовительной группе «Дикие животные Рязанской области» Цель: создание условий для выявления уровня знаний ...

Конспект организованно-образовательной деятельности Область «Познавательное развитие»

Конспект организованно-образовательной деятельности Область «Познавательное развитие»Тема:«Свойство воды»...