Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) подготовительная группы Тема: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

занятие по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

 (формирование элементарных математических представлений)

подготовительная группы

Тема: «Космическое путешествие»

Воспитатель. МихельсИ,Л.

Цель:  создание условий для  формирования у дошкольников элементарных математических представлений (на основе познавательной активности и любознательности, развитие логического мышления).

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачу  на сложение и вычитание, выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ
  • Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, называть предыдущее и последующее число.
  • Закрепить представление о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, о временах года, о геометрических фигурах.
  • Продолжать знакомить детей с простейшими арифметическими операциями, со знаками действий <.>.=.

Развивающие:

  • Развивать смекалку, зрительную память,  внимание, воображение, мелкую моторику рук, речь.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим заданиям, умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие – работа в коллективе сверстников, формирование основ безопасности, общение в игре.

Познавательное развитие (познавательно- исследовательская деятельность)-  проведение опыта, выполнение заданий.

Речевое развитие – беседа, обсуждение, ситуативный разговор, художественное слово, загадки.

Физическое развитие  динамическая пауза

Формы организации детей: подгрупповая

Словарная работа: активизировать в речи ребенка новые слова – экологическая катастрофа, астероид, метеорит

Предварительная работа: составление и решение задач, примеров, отгадывание загадок, ребусов, продолжать знакомить с объёмными  геометрическими фигурами; логические игры: «Найди закономерность», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?»; дидактические игры: «Назови соседей», «Назови пропущенное число», «День-ночь», игра «Танграм», «Числовые домики». Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос». Беседы о космическом пространстве, космонавтах,  упражнение «графический диктант»

Индивидуальная работа: помочь затрудняющемуся  ребенку  в решении арифметических задач,  обратить внимание на Лизу, Киру  при формулировке правильного ответа

Материалы и оборудование:

ТСО: интерактивная доска,  ноутбук

Демонстрационный материал: презентация «Космическое путешествие»

Раздаточный материал: игра «Танграм» на каждого ребенка, мяч, карточки с цифрами, знаками  (+), (-) ,(=),  листы в крупную  клетку, карандаш,    миска, мука, набор объёмных геометрических фигур,  звездочки.

Методы и приемы:

Организационный момент

Сюрпризный момент

Наглядный (использование интерактивной доски)

Словесный

Физкультминутка

Проблемная ситуация

Пальчиковая гимнастика.

Практический

Экспериментирование  - проведение опыта (сделай кратер)

Ведущий метод обучения

Познавательно-исследовательская деятельность используется в совокупности с экспериментированием  и игровой деятельностью.

Ход занятия:

1. Вводная часть: Психологическая гимнастика

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дружно за руки возьмёмся,

В круг широкий соберёмся.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

Улыбнёмся, подмигнём

И на место все пойдём.

И занятия начнем.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Отгадайте загадку:

 Белые цветочки на небе

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звёзды) (Слайд звёздное небо)

А кто знает, что такое звёзды? (огромные раскалённые газовые шары)

 Ребята, обратите внимание на экран.

 Как называется этот безграничный и необъятный мир? (космос или вселенная)

 А как вы представляете себе вселенную? (у космоса или вселенной нет ни начала, ни конца, она бесконечна. Вселенная наполнена множеством звезд, планет, кометами и другими небесными телами)

Давайте посчитает по порядку все планеты:

 По порядку все планеты

Назовет любой из нас: Раз… Меркурий, два… Венера, три…Земля, четыре…Марс, пять…Юпитер, шесть…Сатурн, семь…Уран, за ним Нептун. Он восьмым идет по счету. А за ним уже потом и девятая планета под названием Плутон.

(на экране появляется космическое письмо, по щелчку мышки появляется  и голос из компьютера.

2.Основная часть

Введение проблемы:

Воспитатель: Ребята, смотрите к нам пришло  звуковое письмо.

Звуковое письмо: «Всем, всем, всем! Кто нас слышит!  К вам обращаются ученые  астрономы  института «Роскосмоса». Нам угрожает опасность, которая может послужить угрозой для жизни человечества. Столкновение с астероидом, приведет к   экологической  катастрофе, гибели миллионов людей, изменению климата. Помогите предотвратить катастрофу!!

Воспитатель:  Ученые астрономы, предполагают падение  огромного астероида, способного  вызвать глобальную катастрофу.

Ученые предлагают уничтожить астроид во время сближения с Землей, но  возможно другой вариант,   изменить путь астероида.

Воспитатель: Ребята, это зов о помощи. Мы поможем предотвратить катастрофу? Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? (изменить путь астероида, от падения на землю)

Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие к далеким звездам, планетам и выполнить поставленную нам задачу. Вы согласны? Как называют людей, которые совершают полеты  в космос. (космонавты)

 Мы будем с вами космонавтами, а какие должны быть космонавты?

Космонавты мужественные люди, работают в необычных условиях невесомости. Ещё космонавты хорошо знают математику, умеют считать, точно выполняют  поставленные задачи.

Поэтапное решение проблемы:

Словесная игра «Вопрос-ответ»

 Мы сейчас проверим, готовы ли вы к сегодняшнему путешествию? Но перед тем как отправиться в космос каждый космонавт должен знать какой день недели и какого числа он отправится в полет.

(имя) Какой  сегодня день недели?  Какой будет завтра?  

(имя) Понедельник какой день недели по счету? А среда, а пятница?  

(имя) Какой  сейчас идет месяц?

(имя) Как называется первый день выходного;

(имя) Сколько месяцев в году

(имя) Сколько дней в неделе?

(имя)А какое  сейчас время года? Назовите зимние  месяца?

 (Дети по очереди отвечают на вопросы)

Молодцы, справились с заданием.

Я  хочу вас  предупредить, что нам нужно выполнить ряд заданий, которые могут ожидать вас на пути. Сможете преодолеть все препятствия, которые встретятся в космосе?  Тогда вперёд.  Я буду руководителем полёта и всех вас принимаю в отряд космонавтов.  За каждое правильно выполненное задание ваша команда получит звезду, а в конце занятия мы создадим свое созвездие группа «Лучик».

А на чем мы полетим в космос, отгадайте загадку:

 Чудо-птица синий хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

Снова обращает внимание на слайд.

 Да, полетим мы с вами ребята на ракете.  Для начала нам нужно построить ракету.

Игра « Танграм», игровое упражнение «Построй ракету»

Представьте, что вы сейчас работаете в конструкторском бюро и вам необходимо  построить ракету из всех  предлагаемых  геометрических фигур.

Перед вами  на тарелочках лежат  геометрические  фигуры. Ваша задача, построить ракету  из всех предлагаемых геометрических  фигур.

Дети выполняют задание самостоятельно выкладывают ракету за столами..

Проверяем друг у друга (рядом сидящего товарища) правильно ли построили ракету, чтобы нам не потерпеть бедствие в космосе, на пути к астероиду.

Сколько всего вам понадобилось геометрических фигур для ракеты?(семь)

Молодцы ребята, справились с заданием,  построили  ракету. Получите свою звезду.

Сложите все фигуры на тарелочку и уберите все на край стола

«Графический диктант»

 Воспитатель: Ребята, чтобы не сбиться  с курса к астероиду  и для безопасного полета в космическом пространстве нужно точно проложить маршрут нашей ракеты  к астероиду.

Но сначала   проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Ра, два, три, четыре, пять ( по одному загибают пальчики  руки)

В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки)

Командир в бинокль  глядит (пальцы обеих рук соединяются с большим, образуя бинокль)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальцы рук)

В космосе сквозь много лет (сжимают и разжимают пальцы рук)

Ледяной летит объект (поднимают сжатый кулак, наклоняют в право- влево)

Хвост его полоска света,( в кулак присоединяют раскрытые пальцы рук второй руки «хвост»)

А зовут объект комета (сжимают и разжимают пальцы рук)

Готовы?  Будьте внимательны! Начинаем.

У вас на столах лежат листы в клетку, кладем их перед собой, возьмите в руку карандаш. Карандаш держим правильно, тремя пальцами. Я буду читать вам инструкцию, а вы должны ее выполнить.  

Проводится графический диктант (3 вправо, 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 3 вверх).
 Молодцы! Маршрут полета внесен в компьютер нашего задания. За ваше старание звезда.

Для полёта всё готово. Мы свами уже столько заданий выполнили  и наверное устали, давайте немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА« Будем космонавтами»

Всё готово для полёта (Руки в перёд , вверх)

Ждут ракеты всех ребят( руки над головой)

Мало времени для взлёта ( маршировать на месте)

Космонавты встали в ряд (прыжки руки на поясе)

Поклонились в право, влево(наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон (наклоны в перёд)

Вот ракета полетела ( прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром (приседания)

Отдохнули! Пора в полет!

Мы начитаем свое путешествие. Внимание! Приготовились к запуску ракеты.

Космонавты, для того чтобы ракета взлетела, нужно отсчитать от 10 до 0. Запуск двигателя начинаем обратный отсчет «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1», пуск!

Разрешение проблемы:

Игра с мячом «Назови число»

Воспитатель: Итак, мы находимся в космическом пространстве, где нас ждут космические неожиданности! Посмотрите в иллюминаторы, как здесь красиво! Смотрите,  вот и первая планета, которая встретилась нам на пути, планета Марс.

И чтобы продолжить космическое путешествие,  нам необходимо выполнить космическое задание «Назови число»(игра с мячом).

Приглашаю вас встать из-за столов и подойти ко мне построиться  в  круг и поиграть в игру «Назови число»  (дети встают в круг на ковре).

Давайте вспомним какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным числом)

 Какое последующим (то, которое стоит после названного числа)?
Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
«Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая мне мяч обратно будете называть предыдущее и последующее числа», и «соседей числа»..

Назовите последующие числа 6, 4, 9

Назовите предыдущие числа 2, 10,9,7

Назовите соседей числа 6? (5 и 7) 8(7 и 9) 3(2 и 4) 9(8 и 10)
Молодцы!  Вы отлично справились с этим заданием,  заслуженная вами звезда,  мы продолжаем путешествие. Занимайте свои места.

Запуск двигателя начинаем обратный отсчет «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1»

Словесная игра «Умственная разминка»

А пока мы с вами  продолжаем  наш полёт небольшая «Умственная разминка»
Какие арифметические знаки вы знаете?
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Если стол выше стула, то стул…?
Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Сколько ушей у трех мышей?
Если сестра старше брата, то брат…?

Сколько пальцев на двух руках? (10)

Сколько солнышек на небе? (1)

Сколько носов у трех слонов?

 Сколько орехов в пустом стакане?

 Сколько раз в году бывает День рождения? (1)

Сколько углов в треугольнике? (3)

Что бывает раньше: утро или вечер?

Дети по очереди отвечают на вопросы.

 Молодцы космонавты, на все вопросы ответили. Продолжаем наш путь по просторам вселенной.

Дидактическое игра  «Расставь знаки»

Посмотрите ребята,   мы приближаемся снова   к какой- то планете, это планета Юпитер.

Чтобы  продолжить путь по заданному маршруту, необходимо выполнить задание «Сравни числа».

Когда мы сравниваем числа, мы говорим «больше», «меньше», «равно» (< ; > ; = )  Эти слова мы записываем при помощи определенных знаков. Педагог обращает внимание детей на то, что острым концом знак всегда показывает наименьшее число, а широким концом – наибольшее число. Предлагает сравнить числа с помощью знаков.

Один ребёнок выполняет задание  у доски

( дети по одному  читают неравенства у доски, объясняют свой выбор, рассуждают). 5> 3, 4 <6, 5 =5,  9 >7, объясняют свои действия выполнения задания. Все вместе читает неравенства.

 Молодцы, все справились с заданием. И получите еще одну звезду, мы летим дальше.

Запуск двигателя: начинаем обратный отсчет «10,9,8,7,6,5,4,3,2,1»

Ребята, давайте проверим не сбились ли мы с маршрута. Вот и пролетели планету Юпитер, летим  дальше.

Опытно-экспериментальная деятельность «Сделай кратер

 Внимание! Поступил сигнал тревоги! К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. Их много. Мы спасёмся, если правильно назовём на какую фигуру похож каждый осколок. Я буду показывать  каждый осколок, а вы называете на  какую геометрическую фигуру похож осколок метеорита.  (Дети называют геометрические тела: конус, цилиндр, шар, куб, параллелепипед, пирамиды).

Ребята, если осколки метеорита упадут на землю, что будет (произойдет) от нашей планеты. Вы с определенной высоты будете бросать осколки метеорита в лунную пыль. И объяснять, что происходит от падения осколков.

Опытно-экспериментальная деятельность «Сделай кратер»(лоток мукой и объёмные геометрические фигуры).

Описание: Дети с определенной высоты бросают осколок метеорита  в емкость с "лунной пылью”. Делают вывод: От падения осколков метеоритов образуются ямки. (обобщаю ответы детей)

 Молодцы? Выполнили ещё одно задание, что бы выполнить поставленную на задачу.

Ещё одна звезда.

Продолжаем наш путь по галактике,  начинаем обратный отсчет «10, 9,8,7,6,5,4.3,2,1.»

Решение задач

 Мы с вами в космической галактике.  Впереди еще одна планета.

Эта планета Сатурн. По счету от Солнца 6-я планета. Ребята ученые астрономы предупреждали, что бы изменить путь астероида нам необходимо решить космические задачи. Приступаем к решению космических задач. (составить по картине задачу, решить её; закрепить структуру задачи)

 Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить- ?Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить  +?

             Задача на вычитание.

 На небе сияло 6 звезд, 1 звезда упала на землю. Сколько звезд осталось на небе?

Повторите условие задачи? (На небе сияло 6 звезд, 1 звезда упала на землю) .

Повторите вопрос задачи? (Сколько звезд осталось на небе?)

Каким действием решается эта задача: сложением или вычитанием?

У вас на столах лежат карточки с цифрами и знаками.  Выложите  цифрами решение задачи (6-1) и прочитайте запись. Дети выкладывают пример у себя на столе. Сияло 6 звезд на небе ,  1 звезда упала. (Дети говорят, педагог щелкает мышкой, на экране появляется пример). Шесть  минус один равно пять. Проверьте  у друг друга (рядом сидящего товарища), правильность выполнения задания. Назовите и выложите ответ задачи. (5). Давайте проверим решение задачи  (6-1=5)

Задача на сложение

 В понедельник в  космос полетело 2 ракеты, а во вторник вылетело  в открытый космос ещё 2 ракеты. Сколько всего ракет полетело  в космос?

Назовите условие задачи?(В понедельник в космос полетело 2 ракеты, а во вторник в открытый космос вылетело еще 2 ракеты)

 Назовите вопрос задачи?.(Сколько всего  ракет полетело в космос?)

Каким действием решается эта задача: сложением или вычитанием? Какой знак мы используем: плюс или минус?

Выложите на столах  решение  с помощью цифр и знаков. Прочитайте запись

Дети выкладывают пример у себя на столе. В понедельник в  космос полетело 2 ракеты, а во вторник вылетело  в открытый космос ещё 2 ракеты,  всего  4 ракеты  полетело в космос. (Дети говорят, педагог щелкает мышкой, на экране появляется пример)   Два плюс два равно 4. Проверяем у друг друга  правильность выполнения задания. 2+2 =4

Молодцы! Все справились с заданием? Получаем ещё одну звездочку. Сложите цифры в тарелки и уберите на край стола.

Ребята, посмотрите, у нас получилось. Астероид изменил свой путь, сообщают ученые из центра «Астрономии» и  благодарят  вас за помощь, что помогли предотвратить катастрофу, спасли нашу планету Земля от гибели. Мы выполнили поставленную нам задачу. Значит, мы все задания выполнили правильно.

Звуковое письмо: Юные космонавты, большое спасибо, что спасли планету Земля от катастрофы, выполнив все задания правильно! Благодарим вас мои друзья!

Рефлексия:

А теперь пора прощаться

И на землю возвращаться,

Космонавты, по местам,

Старт давайте кораблям. (Обратный отсчёт)

Есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные.

Наша ракета приземлилась.

Вот мы и дома.

Где мы с вами сегодня побывали?

Что мы сделали для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу из космоса? (изменили путь астероида)

А вам понравилось наше путешествие?

Какие задания с вами выполняли?

Какие задания вам понравились?

С какой трудностью вы столкнулись?

Что больше всего запомнилось?

Что нового вы узнали ,  путешествуя по космосу?

Вы сегодня показали хорошие знания и выполнили все задания. Мне понравилось с вами работать.

Мы с вами за время полета выполняли очень много заданий. Предлагаю вам оценить свою работу на занятии.

  – Кто доволен сегодня своей работой? Возьмите красную звездочку.

   – Кто хотел бы что-то исправить? Возьмите зеленую звездочку.

    – А кто считает, что он поработал сегодня не в полную силу? Возьмите жёлтую звездочку. (ребенок объясняет свой выбор)

Все звездочки прикрепим на созвездие. Мы  свами создали свое созвездие..      

 Молодцы!!! Сегодня на небе появилось новое созвездие, созвездие  подготовительной группы «Лучик».