Методическая разработка по подготовке руки к письму старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Джамиева Джамиля Абдуловна

Методическая разработка  по подготовке руки к письму  старшего дошкольного возраста.

 

Содержание

Введение……...……….………………………………………………………………………….3

Содержательный раздел ……………………………………………………..………………….5

Практическая часть………….…………………………………………………………………...7

Заключение ……………………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы …………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………………………………………..12

 

 

 

Введение

Пояснительная записка

Уровень рaзвития мелкой моторики – один из покaзателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Рaбота по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет постaвить руку, подготовить её к рaботе.                                        

  Учёными доказано, что рaзвитие руки находится в тесной связи с рaзвитием речи и мышлением ребёнкa.

 Уделяя внимaние тренировке движений пaльцев и кистей рук, можно стимулировaть речевое рaзвитие ребёнкa, способствовaть улучшению aртикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее вaжно, это является мощным средством, повышaющим рaботоспособность коры головного мозгa, стимулирующим рaзвитие мышления ребёнкa.

Направленность серии занятий

Художественно-эстетическое

Актуальность

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручка, карандаш, кисть). Чем сложнее движения, необходимые для этого, тем ярче творческая стихия детского разума, тем ребенок умнее. Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это очень сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, необходимо создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что  в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.

Таким образом, формирование готовности руки к письму в подготовительной группе играет значимую роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника.

 

Новизна

Новизна цикла занятий заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Использовании современных технологий: развивающее обучение, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская).

 

Педагогическая целесообразность.

Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание. Обозначить необходимость представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок. Акцентировать внимания на содержательной стороне материала и на способах овладения им, а также на организации деятельности детей по усвоению материала. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Отличительной особенностью данных занятий то, что они предусматривают работу  по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Так как в последние годы в практике многих школ школы можно наблюдать усложнение программы первого класса, введение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, которые  предъявляют будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий.

Возрастной состав

Серии занятий «Подготовка руки к письму» рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки и этапы реализации серии занятий

Они предполагают проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Занятия проводятся с октября по май. Общее количество занятий в год – 32. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации один год. А также обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание условий для самостоятельной деятельности детей и сотрудничество педагога с семьей.

Цель занятий:

помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Основные задачи.

Образовательные:

--Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

- Учить соблюдать  во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно, учить держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе).

-Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

Воспитательные – воспитывать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развивающие -  Развивать мелкую моторику руки.

- Формировать пространственное восприятие пространственных представлений.

Методы работы по развитию способностей дошкольников:

- словесный  метод;

- практический метод;

- наглядный метод обучения;

-информационно- рецептивный метод

Ожидаемые результаты работы.

Воспитанник научится правилам и различным видам штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная), гигиеническим правилам письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради); правилам работы с тетрадью; правильно сидеть за столом во время письма; правильно располагать рабочую тетрадь; правильно держать карандаш и ручку; проводить линии (прямые, ломаные, изогнутые); проводить линии в разных направлениях; обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку; формирование и развитие мелкой моторики рук.

 

Содержательный раздел

Анализ литературы по проблеме развития пальцевой моторики и подготовки руки дошкольников к письму.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина отмечают, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.

Большое внимание авторы уделяют пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии

«Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб, 1996), указывая, что такие упражнения

активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук.

Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Лагутина в программе и методических рекомендациях для образовательных учреждений компенсирующего вида предлагают систему графических упражнений, которая делится на три этапа: 1) зарисовка фигур из прямых вертикальных и горизонтальных линий; 2) письмо наклонных линий; 3) зарисовка кругов и овалов. Однако, авторы не дают конкретных заданий по данным направлениям работы.

Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., обосновывая тем самым подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному [2].

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики в целях

подготовки руки дошкольников к письму

Существуют несколько основных путей развития и совершенствования мелкой моторики:

- пассивная гимнастика (массаж и самомассаж);

- активная гимнастика (развивающие игры для пальцев рук), пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр и пальчиковый театр теней, графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, логоритмика и др.

Пассивная гимнастика.

Простейший метод — массаж. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук детям предлагается самомассаж с

использованием специального мячика с шипами, с «ребристым» карандашом (ручкой) и

катушкой из-под ниток.

Активная гимнастика.

Предполагает игры для развития мелкой моторики рук ребенка, развития тактильной

чувствительности, осязания, подвижности пальчиков. Это различные конструкторы,

шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные

палочки.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения пальчиковой гимнастики условно делятся на три группы. Первая группа упражнения для кистей рук. Вторая группа – упражнения для пальцев условно статические. Третья группа – упражнения для пальцев динамические.

Графические упражнения.

Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по

трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей.

Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали,

волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.

Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 мин.

Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для

переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия

нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с

речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом

преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а

наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В ходе физкультминуток

детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросу подготовки руки дошкольников к письму мы убедились в важности данной работы в общей системе воспитательно-образовательного процесса; отметили зависимость развития речи от степени развития «тонких» движений пальцев рук; познакомились с дидактическими материалами по подготовке руки дошкольников к письму, предлагаемыми разными авторами (С.Е. Гаврина, Е.В. Владимирова, Р.Д. Тригер и др.); выделили основные пути развития и совершенствования мелкой моторики в целях подготовки руки дошкольников к письму.

В дальнейшем мы руководствовались данными положениями при планировании работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму.

 

Практическая часть.

 

Перспективное планирование деятельности для подготовительной группы с 01.10.2018г. по 30.05.2019г.

Месяц

Содержание

Октябрь

Занятие 1

Вводная часть: Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадкой, положением листа.

Цель: Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Занятие 2

Упражнение «Обведи по точкам»

Штриховка.

Занятие 3

Работа с бумагой. Оригами «Собака»

Занятие 4

Упражнение «Продолжи узор»

 «Перебери узелки».

Ноябрь

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика:  «Корзинка», «За грибами»

Упражнение «Веселый дождик» ,

«Строим забор» (вертикальные линии).

Штриховка геометрических фигур.

Занятие 2

Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

Игра с перловкой (грибы).

Занятие 3

Упражнения «дорожки для автомобилей» (горизонтальные линии)

Упражнение « Чудесный платочек» (пунктирные линии)

Графический диктант.

Занятие 4

Самомассаж рук.

Работа по точкам.

Индивидуальные беседы, о том, как ребенок держит ручку (карандаш)

Декабрь

Занятие 1

Упражнение «дорисуй картинки, недостающие части»

Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка».

Графический диктант  «Елочка».

Занятие 2

Упражнение «Резные снежинки»

Консультация для родителей « Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребенка к письму»

Штриховка наклонными линиями.

Занятие 3

Занятия с прозрачными страницами, обводилки.

Обрывание (игрушки для ёлочки).

Занятие 4

Самомассаж с шишками

Графические узоры.

Январь

Занятие 1

Штриховка наклонными линиями

Упражнение «Обведи и раскрась картинку»

Занятие 2

Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Работа в тетради в клетку «Продолжи узор»

Занятие 3

Вырезание геометрических фигур по контуру.

Упражнение «дорисуй картинки, недостающие части»

Февраль

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик».

Упражнения «повтори узор», « Дорисуй вторую половину»

Графический диктант.

Занятие 2

Самомассаж с гранёными карандашами.

Обрывание бумаги  «снеговик» (аппликация)

Занятие 3

Пальчиковая «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Упражнение «Продолжи узор по клеточкам».

Д.И. «Найди, где спрятано»

Занятие 4

Вырезание силуэта предмета.

Упражнение «Кто больше завяжет узелков на веревке»

Графический диктант.

Март

Занятие 1

Упражнения для формирования четкости линий.

Вырезывание ножницами «Цветы для мамы»

Занятие 2

Упражнения «повтори узор», « Дорисуй вторую половину»

Составь узор из счетных палочек.

Пальчиковая гимнастика «Тюльпан»

Занятие 3

Вырезывание по контуру геометрические фигуры.

Упражение «Соедини по точкам»

Графический диктант.

Занятие 4

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Рисование узоров из кругов и овалов.

Апрель

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

Дорожки для автомобилей.

Игра с фасолью и горохом (с закрытыми глазами рассортировать фасоль и горох).

Занятие 2

Графический диктант.

Вырезание силуэта предмета.

Раскрашивание по цифрам.

Занятие 3

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Оригами «Корабль»

Занятие 4

Штриховка (горизонтальная, вертикальная, наклонная)

Игры с конструктором «Лего-Сити».

Май

Занятие 1

Упражнение «Нанизывание пуговиц на веревочку»

Графический диктант

Занятие 2

Упражнение «Продолжи узор»

Игра со счетными палочками «Выложи узор»

Занятие 3

Игра «Выложи машину» (пуговицы).

Работа с бумагой. Оригами «Голубь»

 

Занятие 4

Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Симметричное вырезывание фигур.

 

 

Серия занятий включает в себя следующие разделы:

  • Аппликация, вырезание
  • графические упражнения
  • графический диктант (по словесной инструкции)
  • игры и действия с предметами
  • пальчиковая гимнастика
  • игровой самомассаж
  • работа с бумагой, оригами
  • обводка шаблонов, раскрашивание
  •  

Раздел «Аппликация»

      При выполнении обрывной аппликации, развивается мелкая моторика руки, развиваетя координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

учатся пользоваться клеем и ножницами. Задача педагога состоит в

том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов и наклеивании их на плоскость.

Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

      Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости, что способствует скоординированности движений.

 

Раздел  «Графические упражнения»

     Систематическое  выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму.

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Графические упраженния так же способствуют развитию точности движений и контролю за ними.

      Штриховка – одно из важнейших упражнений, при выполнении которого, ребенок вырабатывает уверенность штриха.

Правила штриховки:

·       Штриховать только в заданном направлении.

·       Не выходить за контуры фигуры.

·       Соблюдать параллельность линий.

·       Не сближать штрихи.

 

Раздел «Графический диктант»

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке.      Далее  задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

 

      Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого  к сложному. Учитывая возрастные особенности  дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия  занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

     

Раздел «Игры и действия с предметами»

      Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные

по размеру, материалу, фактуре, структуре.

     Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под

строгим контролем взрослых.

 

Раздел «Пальчиковая гимнастика»

      Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают

их ловкость, подвижность. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего

тонуса.

Раздел «Игровой самомассаж».

     Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.    Самомассаж выполняется в течение 5 – 10 минут. Используется от 2 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

   Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

 

   Раздел «Работа с бумагой, оригами»

      Предназначен для развития точных движений и памяти. Этому помогают складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги.

 

Раздел «Рисование, раскрашивание»

     Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

 

Заключение

 

Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза) необходимо начинать задолго до поступления ребенка в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти пук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Поэтому в дошкольном учреждении очень важно уделять мелкой моторике особое внимание.

 

 

Список использованных источников

         

1.        Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

2.        Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.

3.        Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

4.        Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.

5.        Жукова Н.С. Пропись №1, №2, №32-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.

6.        Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд.

7.        Калмыкова Л.М. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.

8.        Карельская Е. Весёлые прописи.//Дошкольное воспитание.2000.№8

9.        Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. СПб., 2004.

10.    Лыкова И. А., Мастерилка. Я вырезаю из бумаги, 2008

11.    Лыкова И. А., Мастерилка. Я создаю поделки, 2008

12.    Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг. // Ребёнок в детском саду.2003, №5.

13.    Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. Сада/ Светлана Мусиенко,Галина Бутылкина. – М.: Обруч, 2010. – 96 с.

14.    Нижегородцева Н.В.,. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001

15.    Узорова О., Нефёдова Е. 1000 узоров. М. 2004.

Приложение 1.

Конспект  занятия №1.

Цель:  Формирование навыка координации движения руки при письме.

Задачи: 

1. Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме сидя.

2.  Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий.

 3. Формирование навыка наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма.

Оборудование:   образец; шариковую ручку с красной пастой; мел; столы и стулья по росту детей; наточенные простые карандаши серии М;  тетради; крупный рисунок «Собаки».

                                                           Ход  

 Организационный момент. 

– Ребята, сегодня к нам придёт гостья. А кто, догадайтесь сами, послушав  загадку:

Защищать должна я дом

Все обнюхаю кругом

Вас спасать я брошусь в реку

Первый друг я человеку

Лаю если где-то драка

Потому что я ….

– В гости к нам пришла собачка. Она желает  посмотреть, как вы будете играть с пальчиками, карандашами.  

Оздоровительное упражнение для формирования правильной осанки.

                         (Дети встают вкруг и выполняют упражнение.)

 «Начинается разминка»

Начинается разминка.

 Встали, выровняли спинки.

 Вправо-влево наклонились

 И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)

 Приседаем мы по счёту,

 Раз- два- три - четыре - пять.

 Это нужная работа -

 Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

 А теперь рывки руками

 Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

2.  Основная часть.

- Ребята, встаньте позади стула, держите спинку. Покажите правую руку, вытяните ее в сторону. А теперь положите ее на правое плечо. Снова вытянули правую руку, положили  на правое плечо. Умницы! Тихо сядьте  за стол.

Тренировка руки в работе с карандашом.

- Ребята, сейчас мы поиграем с нашим другом - карандашом.

а)  Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.) Послушайте, как он «шумит». Молодцы!

б)  Возьмите карандаш, покрутите двумя пальцами, тремя пальцами.

в) Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад. Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

  Формирование навыков посадки.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

   Стол вам– это не кровать,

   И на нем нельзя лежать.

  Ты сиди  тихонько стройно

   И веди себя достойно.

2.Самостоятельная работа в тетрадях:

- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе  положите правильно. Молодцы! Готовы? (Да.)  Тогда начинаем работать.

«Капельки»

Капельки упали на листок тетради. Точечками стали на бумажной глади. Уголки у клеточек заняли неспешно. Острый карандашик им помог, конечно.

«Бусы»

Мы по линеечке ниточку тянем. В уголки клеточек точки поставим. Вот получились  на каждой из строчек.  Бусы для мамы бусы для дочек. 

«Забор повалился»

Ветер подул и  забор повалился! Но не упал, лишь слегка наклонился.  

«Зубцы»

 Стена крепостная в тетрадке растёт. По ней карандаш наш неспешно идёт. Зубцы появляются сразу меж строчек. Бойцы за них спрячутся без проволочек. 

 «Кирпичи»

Запасаем кирпичи плохо в доме без печи! Наберём их, сколько нужно и за печь возьмёмся дружно!  

Молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем с нашими пальчиками:

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки вместе закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Продолжение работы:

- Ребята, а ведь собачка к нам пришла не просто, ей нужен дом, давайте поможем собачке и нарисуем для него домик по клеточкам

-Отсчитайте 6 клеток виз и поставьте точку

-Начертите полоску вниз длиной в 4 клетки

- От этой точки начертите полоску вправо длиной в 5 леток

-От этой точки начертите полоску вверх, длиной в 4 клетки

-От этой точки начертите полоску влево длиной в 6 клеток

-От этой точки полоску вверх в одну клетку

-  Вправо в одну клетку

-  Вверх в одну клетку

-  Вправо в одну клетку

-  Вверх в одну клетку

- Вправо в одну клетку

- Вверх в одну клетку

- Вправо в одну клетку

- Вниз в одну клетку

- Вправо в одну клетку

- Вниз в одну клетку

- Вправо в одну клетку

-Вниз в одну клетку

- Вправо в одну клетку

-Вниз в одну клетку

-Влево в одну клетку

-Ребята, что у нас получилось?

-Правильно домик, дорисуйте  окошко и дверь.

 - Ну вот, молодцы, теперь нашей собачке ничего не страшно, ни дождь, ни ветер

 - Что вам сегодня понравилось делать?

 - Что было трудно вам выполнить?

 - Что бы вы хотели еще делать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ruki_k_pismu_5.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка серии занятий по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста.

 

Содержание

Введение……...……….………………………………………………………………………….3

Содержательный раздел ……………………………………………………..………………….5

Практическая часть………….…………………………………………………………………...7

Заключение ……………………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы …………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………………………………………..12

 

 

 

Введение

Пояснительная записка

Уровень рaзвития мелкой моторики – один из покaзателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Рaбота по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет постaвить руку, подготовить её к рaботе.                                        

  Учёными доказано, что рaзвитие руки находится в тесной связи с рaзвитием речи и мышлением ребёнкa.

 Уделяя внимaние тренировке движений пaльцев и кистей рук, можно стимулировaть речевое рaзвитие ребёнкa, способствовaть улучшению aртикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее вaжно, это является мощным средством, повышaющим рaботоспособность коры головного мозгa, стимулирующим рaзвитие мышления ребёнкa.

Направленность серии занятий

Художественно-эстетическое

Актуальность

Одним из немаловажных аспектов подготовки ребенка к школьному обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручка, карандаш, кисть). Чем сложнее движения, необходимые для этого, тем ярче творческая стихия детского разума, тем ребенок умнее. Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это очень сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, необходимо создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что  в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Таким образом, есть основание рассматривать кисть руки как орган речи. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями овладения навыками письма. Детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение.

Таким образом, формирование готовности руки к письму в подготовительной группе играет значимую роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника.

 

Новизна

Новизна цикла занятий заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Использовании современных технологий: развивающее обучение, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская).

 

Педагогическая целесообразность.

Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание. Обозначить необходимость представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок. Акцентировать внимания на содержательной стороне материала и на способах овладения им, а также на организации деятельности детей по усвоению материала. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Отличительной особенностью данных занятий то, что они предусматривают работу  по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем современной педагогики. Так как в последние годы в практике многих школ школы можно наблюдать усложнение программы первого класса, введение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, которые  предъявляют будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий.

Возрастной состав

Серии занятий «Подготовка руки к письму» рассчитаны для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Сроки и этапы реализации серии занятий

Они предполагают проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Занятия проводятся с октября по май. Общее количество занятий в год – 32. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации один год. А также обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание условий для самостоятельной деятельности детей и сотрудничество педагога с семьей.

Цель занятий:

помочь детям 6-7 лет подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Основные задачи.

Образовательные:

--Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

- Учить соблюдать  во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно, учить держать карандаш, правильно сидеть, формировать умение работать в общем темпе).

-Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

Воспитательные – воспитывать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Развивающие -  Развивать мелкую моторику руки.

- Формировать пространственное восприятие пространственных представлений.

Методы работы по развитию способностей дошкольников:

- словесный  метод;

- практический метод;

- наглядный метод обучения;

-информационно- рецептивный метод

Ожидаемые результаты работы.

Воспитанник научится правилам и различным видам штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная)гигиеническим правилам письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради); правилам работы с тетрадью; правильно сидеть за столом во время письма; правильно располагать рабочую тетрадь; правильно держать карандаш и ручку; проводить линии (прямые, ломаные, изогнутые); проводить линии в разных направлениях; обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку; формирование и развитие мелкой моторики рук.

 

Содержательный раздел

Анализ литературы по проблеме развития пальцевой моторики и подготовки руки дошкольников к письму.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой (А.С. Большаков, Л.В. Филиппова). И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина отмечают, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.

Большое внимание авторы уделяют пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии

«Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб, 1996), указывая, что такие упражнения

активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять движениями, воспитывают координацию и развивают речь. Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора М.М. Кольцовой, которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук.

Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Лагутина в программе и методических рекомендациях для образовательных учреждений компенсирующего вида предлагают систему графических упражнений, которая делится на три этапа: 1) зарисовка фигур из прямых вертикальных и горизонтальных линий; 2) письмо наклонных линий; 3) зарисовка кругов и овалов. Однако, авторы не дают конкретных заданий по данным направлениям работы.

Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., обосновывая тем самым подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному [2].

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики – кисти и пальцев рук. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики в целях

подготовки руки дошкольников к письму

Существуют несколько основных путей развития и совершенствования мелкой моторики:

- пассивная гимнастика (массаж и самомассаж);

- активная гимнастика (развивающие игры для пальцев рук), пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр и пальчиковый театр теней, графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами, физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой, логоритмика и др.

Пассивная гимнастика.

Простейший метод — массаж. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук детям предлагается самомассаж с

использованием специального мячика с шипами, с «ребристым» карандашом (ручкой) и

катушкой из-под ниток.

Активная гимнастика.

Предполагает игры для развития мелкой моторики рук ребенка, развития тактильной

чувствительности, осязания, подвижности пальчиков. Это различные конструкторы,

шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные

палочки.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения пальчиковой гимнастики условно делятся на три группы. Первая группа упражнения для кистей рук. Вторая группа – упражнения для пальцев условно статические. Третья группа – упражнения для пальцев динамические.

Графические упражнения.

Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по

трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей.

Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали,

волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д.

Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 мин.

Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для

переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия

нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с

речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом

преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а

наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В ходе физкультминуток

детям предлагается «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую, методическую литературу по вопросу подготовки руки дошкольников к письму мы убедились в важности данной работы в общей системе воспитательно-образовательного процесса; отметили зависимость развития речи от степени развития «тонких» движений пальцев рук; познакомились с дидактическими материалами по подготовке руки дошкольников к письму, предлагаемыми разными авторами (С.Е. Гаврина, Е.В. Владимирова, Р.Д. Тригер и др.); выделили основные пути развития и совершенствования мелкой моторики в целях подготовки руки дошкольников к письму.

В дальнейшем мы руководствовались данными положениями при планировании работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму.

 

Практическая часть.

 

Перспективное планирование деятельности для подготовительной группы с 01.10.2018г. по 30.05.2019г.

Месяц

Содержание

Октябрь

Занятие 1

Вводная часть: Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадкой, положением листа.

Цель: Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Занятие 2

Упражнение «Обведи по точкам»

Штриховка.

Занятие 3

Работа с бумагой. Оригами «Собака»

Занятие 4

Упражнение «Продолжи узор»

 «Перебери узелки».

Ноябрь

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика:  «Корзинка», «За грибами»

Упражнение «Веселый дождик» ,

«Строим забор» (вертикальные линии).

Штриховка геометрических фигур.

Занятие 2

Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

Игра с перловкой (грибы).

Занятие 3

Упражнения «дорожки для автомобилей» (горизонтальные линии)

Упражнение « Чудесный платочек» (пунктирные линии)

Графический диктант.

Занятие 4

Самомассаж рук.

Работа по точкам.

Индивидуальные беседы, о том, как ребенок держит ручку (карандаш)

Декабрь

Занятие 1

Упражнение «дорисуй картинки, недостающие части»

Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка».

Графический диктант  «Елочка».

Занятие 2

Упражнение «Резные снежинки»

Консультация для родителей « Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребенка к письму»

Штриховка наклонными линиями.

Занятие 3

Занятия с прозрачными страницами, обводилки.

Обрывание (игрушки для ёлочки).

Занятие 4

Самомассаж с шишками

Графические узоры.

Январь

Занятие 1

Штриховка наклонными линиями

Упражнение «Обведи и раскрась картинку»

Занятие 2

Пальчиковая гимнастика «Подарки»

Работа в тетради в клетку «Продолжи узор»

Занятие 3

Вырезание геометрических фигур по контуру.

Упражнение «дорисуй картинки, недостающие части»

Февраль

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик».

Упражнения «повтори узор», « Дорисуй вторую половину»

Графический диктант.

Занятие 2

Самомассаж с гранёными карандашами.

Обрывание бумаги  «снеговик» (аппликация)

Занятие 3

Пальчиковая «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Упражнение «Продолжи узор по клеточкам».

Д.И. «Найди, где спрятано»

Занятие 4

Вырезание силуэта предмета.

Упражнение «Кто больше завяжет узелков на веревке»

Графический диктант.

Март

Занятие 1

Упражнения для формирования четкости линий.

Вырезывание ножницами «Цветы для мамы»

Занятие 2

Упражнения «повтори узор», « Дорисуй вторую половину»

Составь узор из счетных палочек.

Пальчиковая гимнастика «Тюльпан»

Занятие 3

Вырезывание по контуру геометрические фигуры.

Упражение «Соедини по точкам»

Графический диктант.

Занятие 4

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Рисование узоров из кругов и овалов.

Апрель

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями, Комета».

Дорожки для автомобилей.

Игра с фасолью и горохом (с закрытыми глазами рассортировать фасоль и горох).

Занятие 2

Графический диктант.

Вырезание силуэта предмета.

Раскрашивание по цифрам.

Занятие 3

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Оригами «Корабль»

Занятие 4

Штриховка (горизонтальная, вертикальная, наклонная)

Игры с конструктором «Лего-Сити».

Май

Занятие 1

Упражнение «Нанизывание пуговиц на веревочку»

Графический диктант

Занятие 2

Упражнение «Продолжи узор»

Игра со счетными палочками «Выложи узор»

Занятие 3

Игра «Выложи машину» (пуговицы).

Работа с бумагой. Оригами «Голубь»

 

Занятие 4

Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Симметричное вырезывание фигур.

 

 

Серия занятий включает в себя следующие разделы:

  • Аппликация, вырезание
  • графические упражнения
  • графический диктант (по словесной инструкции)
  • игры и действия с предметами
  • пальчиковая гимнастика
  • игровой самомассаж
  • работа с бумагой, оригами
  • обводка шаблонов, раскрашивание
  •  

Раздел «Аппликация»

      При выполнении обрывной аппликации, развивается мелкая моторика руки, развиваетя координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

учатся пользоваться клеем и ножницами. Задача педагога состоит в

том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов и наклеивании их на плоскость.

Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

      Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости, что способствует скоординированности движений.

 

Раздел  «Графические упражнения»

     Систематическое  выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму.

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Графические упраженния так же способствуют развитию точности движений и контролю за ними.

      Штриховка – одно из важнейших упражнений, при выполнении которого, ребенок вырабатывает уверенность штриха.

Правила штриховки:

       Штриховать только в заданном направлении.

       Не выходить за контуры фигуры.

       Соблюдать параллельность линий.

       Не сближать штрихи.

 

Раздел «Графический диктант»

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке.      Далее  задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания.

 

      Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого  к сложному. Учитывая возрастные особенности  дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия  занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

     

Раздел «Игры и действия с предметами»

      Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные

по размеру, материалу, фактуре, структуре.

     Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под

строгим контролем взрослых.

 

Раздел «Пальчиковая гимнастика»

      Пальчиковая гимнастика – это специально разработанные упражнения для тренировки пальцев и укрепления мышц руки. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают

их ловкость, подвижность. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего

тонуса.

Раздел «Игровой самомассаж».

     Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему дошкольника, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.    Самомассаж выполняется в течение 5 – 10 минут. Используется от 2 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

   Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

 

   Раздел «Работа с бумагой, оригами»

      Предназначен для развития точных движений и памяти. Этому помогают складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги.

 

Раздел «Рисование, раскрашивание»

     Дети учится раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

 

Заключение

 

Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза) необходимо начинать задолго до поступления ребенка в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти пук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Поэтому в дошкольном учреждении очень важно уделять мелкой моторике особое внимание.

 

 

Список использованных источников

         

1.        Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

2.        Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: “Астрель”, 2001.

3.        Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

4.        Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.

5.        Жукова Н.С. Пропись №1, №2, №32-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.

6.        Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд.

7.        Калмыкова Л.М. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247 с.

8.        Карельская Е. Весёлые прописи.//Дошкольное воспитание.2000.№8

9.        Крупенчук О.И. Готовим руку к письму. СПб., 2004.

10.    Лыкова И. А., Мастерилка. Я вырезаю из бумаги, 2008

11.    Лыкова И. А., Мастерилка. Я создаю поделки, 2008

12.    Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг. // Ребёнок в детском саду.2003, №5.

13.    Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. Сада/ Светлана Мусиенко,Галина Бутылкина. – М.: Обруч, 2010. – 96 с.

14.    Нижегородцева Н.В.,. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001

15.    Узорова О., Нефёдова Е. 1000 узоров. М. 2004.

Приложение 1.

Конспект  занятия №1.

Цель:  Формирование навыка координации движения руки при письме.

Задачи: 

1. Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме сидя.

2.  Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий.

 3. Формирование навыка наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма.

Оборудование:   образец; шариковую ручку с красной пастой; мел; столы и стулья по росту детей; наточенные простые карандаши серии М;  тетради; крупный рисунок «Собаки».

                                                           Ход  

 Организационный момент. 

– Ребята, сегодня к нам придёт гостья. А кто, догадайтесь сами, послушав  загадку:

Защищать должна я дом

Все обнюхаю кругом

Вас спасать я брошусь в реку

Первый друг я человеку

Лаю если где-то драка

Потому что я ….

– В гости к нам пришла собачка. Она желает  посмотреть, как вы будете играть с пальчиками, карандашами.  

Оздоровительное упражнение для формирования правильной осанки.

                         (Дети встают вкруг и выполняют упражнение.)

 «Начинается разминка»

Начинается разминка.

 Встали, выровняли спинки.

 Вправо-влево наклонились

 И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)

 Приседаем мы по счёту,

 Раз- два- три - четыре - пять.

 Это нужная работа -

 Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

 А теперь рывки руками

 Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

2.  Основная часть.

- Ребята, встаньте позади стула, держите спинку. Покажите правую руку, вытяните ее в сторону. А теперь положите ее на правое плечо. Снова вытянули правую руку, положили  на правое плечо. Умницы! Тихо сядьте  за стол.

Тренировка руки в работе с карандашом.

- Ребята, сейчас мы поиграем с нашим другом - карандашом.

а)  Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.) Послушайте, как он «шумит». Молодцы!

б)  Возьмите карандаш, покрутите двумя пальцами, тремя пальцами.

в) Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад. Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

  Формирование навыков посадки.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

   Стол вам– это не кровать,

   И на нем нельзя лежать.

  Ты сиди  тихонько стройно

   И веди себя достойно.

2.Самостоятельная работа в тетрадях:

- Ребята, откройте тетради. Тетради на столе  положите правильно. Молодцы! Готовы? (Да.)  Тогда начинаем работать.

«Капельки»

Капельки упали на листок тетради. Точечками стали на бумажной глади. Уголки у клеточек заняли неспешно. Острый карандашик им помог, конечно.

«Бусы»

Мы по линеечке ниточку тянем. В уголки клеточек точки поставим. Вот получились  на каждой из строчек.  Бусы для мамы бусы для дочек. 

«Забор повалился»

Ветер подул и  забор повалился! Но не упал, лишь слегка наклонился.  

«Зубцы»

 Стена крепостная в тетрадке растёт. По ней карандаш наш неспешно идёт. Зубцы появляются сразу меж строчек. Бойцы за них спрячутся без проволочек. 

 «Кирпичи»

Запасаем кирпичи плохо в доме без печи! Наберём их, сколько нужно и за печь возьмёмся дружно!  

Молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем с нашими пальчиками:

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки вместе закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Продолжение работы:

- Ребята, а ведь собачка к нам пришла не просто, ей нужен дом, давайте поможем собачке и нарисуем для него домик по клеточкам

-Отсчитайте 6 клеток виз и поставьте точку

-Начертите полоску вниз длиной в 4 клетки

- От этой точки начертите полоску вправо длиной в 5 леток

-От этой точки начертите полоску вверх, длиной в 4 клетки

-От этой точки начертите полоску влево длиной в 6 клеток

-От этой точки полоску вверх в одну клетку

-  Вправо в одну клетку

-  Вверх в одну клетку

-  Вправо в одну клетку

-  Вверх в одну клетку

- Вправо в одну клетку

- Вверх в одну клетку

- Вправо в одну клетку

- Вниз в одну клетку

- Вправо в одну клетку

- Вниз в одну клетку

- Вправо в одну клетку

-Вниз в одну клетку

- Вправо в одну клетку

-Вниз в одну клетку

-Влево в одну клетку

-Ребята, что у нас получилось?

-Правильно домик, дорисуйте  окошко и дверь.

 - Ну вот, молодцы, теперь нашей собачке ничего не страшно, ни дождь, ни ветер

 - Что вам сегодня понравилось делать?

 - Что было трудно вам выполнить?

 - Что бы вы хотели еще делать?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Методическая разработка по подготовке руки к письму старшего дошкольного возраста

Для чего нужна подготовка руки к письму перед школой, когда в первом классе выводить «азы» и «буки» ребенка научат?Во-первых, и это должно быть основной мотивацией, потому что ...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Письмо из Индии».

Систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» Используемые современные образовательные технологии: ИКТ - технологи...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте.

Письмо-это сложный для ребенка навык,который требует выполнения тонко-координированных движений,слаженной работы мелких мышц кисти рук,способности к сосредоточению и управлению своей деятельности....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...