Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Алексеева Лариса Николаевна

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_yarmarka_narodnyh_masterov_poznanie._9.12.docx103.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Конспект

 образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

«Ярмарка народных мастеров»

0016-050-Russkaja-matreshka.jpg

дымка.jpg

свинка.jpg

                                                                                                                   Подготовил

воспитатель:

Алексеева Л.Н.

                                                               Пыть-Ях

                                                                 2018г.

                                 Тема: «Ярмарка народных мастеров»

Цель: Формировать у детей представление о количественном счете, посредством ознакомления с народной игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять количественный счет до 4, умение соотносить цифру с количеством предметов.

-Закреплять умение расставлять предметы по величине.

Развивающие:

- Развивать умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу,  на, под.

-Развивать  представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера своего дела.

-Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям народных  матеров-умельцев. 

-Воспитывать интерес к математике, побуждать  к сотрудничеству и взаимопомощи.

-Формировать представления у детей гендерных различий.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие

                                                                           речевое развитие

                                                                     социально – коммуникативное развитие

                                                                     художественно-эстетическое развитие;

                                                                     физическое развитие

Центры активности детской деятельности:

Центр математики
Центр  художественного творчества

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей

Форма проведения: игра-путешествие

Активизация словаря:  название цифр,  над, под, вверху, внизу,  ярмарка, народные мастера- умельцы, народные игрушки, матрешка, дымковская барыня, лошадка, гжельские игрушки.

Методы и приемы:  игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесные, дидактическая игра, использование художественной литературы, беседа, игровая ситуация, вопросы-ответы, показ, объяснение.

Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки, музыкальные динамические паузы.

Материалы и оборудование: Набор карточек с цифрами,  игрушки -  набор матрешек, дымковские  игрушки,  гжельские игрушки,   силуэты матрешек и элементы для составления узора аппликации, тарелочки, клей, салфетки, образец, мольберт, фонограмма русской  народной  музыки, музыкальный инструмент бубен, колокольчик, расписные ложки, народный костюм - русский сарафан. Сарафан для девочки-матрешки, русские рубахи для мальчиков-ложкарей.

                                Ход образовательной деятельности

1.Организационно-мотвационная  часть.

В.-Здравствуйте ребята! У нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся,  и поприветствуем всех, кто находится с нами!

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!

В.- Ребята к нам сегодня в гости пришла красивая девочка, а кто же она мы сейчас узнаем, послушайте загадку:

       Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

Д.: Матрёшка.

В. – Правильно, как вы быстро отгадали. Сегодня, к нам в гости пришла Матрёшка с нами поиграть  и узнать много нового!

2. Основная часть.

В. – Скажите, пожалуйста, а в какой стране мы живём?

Д. - В России.

В – Если вы заметили, я к вам сегодня тоже пришла в красивом красном сарафане. Это русский национальный наряд.

В-Наша страна Россия очень большая. И когда-то давно  в далёкие времена наши предки делали всё своими руками: игрушки, посуду, разные инструменты для работы.

В-А как называли таких людей?  (предположения детей)

В –  Это  русские мастера-умельцы.  Они  делают своими руками необыкновенные  забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся и взрослым и детям.

В. – Весь свой товар мастера везли продавать на ярмарку. Кто из вас знает, что

такое ярмарка? (предположение детей)

В. – Ярмарка – это место, где можно и купить и посмотреть  разнообразный товар.

Мастера из разных уголков России везут свой товар на ярмарку. Народ ходит

по рядам, любуется, а товара так много, что глаза разбегаются.

В. – Давайте мы сейчас сходим на ярмарку народных мастеров.  На ярмарке всегда весело. Идем?

Под счет бубна: 1, 2, 3, обернись и на ярмарке очутись!
В. Вот мы и на ярмарке мастеров! Мы свами пройдёмся по рядам и посмотрим товар мастеров.

(Дети подходят к столу)

В. – Давайте посмотрим, что есть у нас на ярмарке?

В. – Как вы думаете кто это? Правильно, это  наша красавица Матрешка! Ребята, это самая главная игрушка русского народа. Каждый гость, который приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку. Матрёшка – это символ России.

– А как вы думаете, из какого материала  она сделана? (Ответы детей )

-А кто сможет сосчитать,  сколько матрешек на столе? (Ребенок считает)

-А теперь найди  цифру, соответствующую количеству матрешек. (Ребенок показывает цифру)

В. -Ребята, а на ярмарках раньше люди веселились,   играли в разные народные игры.  

В. -Давайте  мы сделаем разминку и поиграем в народную игру «Мы матрешки».

Мы красавицы, матрешки (разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки

Раз-Матрена, 2-Милаша, (загибают поочередно пальцы)

Мила-три, четыре-Маша,

Маргарита-это пять

Нас нетрудно сосчитать (Разжимают кулачки 2 раза)

Посмотрим, какие еще есть игрушки на ярмарке?

В.- Посмотрите, какие красивые игрушки! (Показывает дымковские игрушки).

В. – Это дымковские игрушки. Здесь и кони, и кавалеры, и барыни.

Из какого материала  сделаны,  дымковские игрушки? (из глины)

В.- А  называются они так, потому что их сделали мастера из деревни Дымково.

Эти игрушки украшают,  кругами, точками,  полосками, волнистыми линиями.

Посмотрите, сколько труда вложил мастер в эту игрушку. (Дети рассматривают

игрушки: барыня, лошадка)

-А кто сможет сосчитать, сколько дымковсих игрушек  на столе? (Ребенок считает)

-А теперь найди соответствующую цифру, количеству игрушек.

В.- сейчас мы с вами поиграем!

 Математическая игра «Куда спряталась  лошадка»

В.- К нам в гости прибежала лошадка, она хочет с вами поиграть. Когда зазвенит колокольчик, вы закроете глазки, а лошадка в это время от вас спрячется». Воспитатель прячет  ее под стол, на стульчик… Дети, открыв глаза, ищут игрушку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под.

А посмотрите рядом тоже необычные игрушки. Обратите внимание,  какого они н цвета? Это гжельские игрушки,  потому что  мастера которые расписывают живут в деревне Гжель. Они рисуют по белому фону изделия,  используя  синюю краску, рисуют цветы, листочки,  завитки.

-А кто сможет сосчитать, сколько гжельских  игрушек  на столе? (Ребенок считает)

-А теперь найди соответствующую цифру, количеству игрушек.

В. –Ребята, а к нам сегодня пришли ребята – ложкари, смотрите в каких они красивых костюмах. Они сейчас нам на ложках сыграют, а мы им похлопаем в ладоши. (Мальчики ложкари играют на ложках под музыку «Танец с ложками»)

В: -пойдемте ребята дальше, а сейчас у нас как в сказке, две  дороги и  я вас приглашаю поиграть и позаниматься в наших центрах активности: первая дорожка ведет в центр математики,  вторая в центр художественного творчества.

-А давайте мы попробуем стать умельцами и мастерицами,  мальчики будут умельцами и пойдут в центр математики – считать и расставлять матрешки. А девочки будут мастерицами – они будут для матрешек украшать платья.

Переход в работу по центрам активности.

-Ребята, в «Центре математики», у нас такое задание,  нам нужно расставить матрешки по росту и правильно посчитать и подобрать правильную цифру.  Кто справился с заданием, меняемся матрешками.

В. – В  «Центре  художественного творчества», нас ждет  такое задание «Укрась матрешке платье», используя детали цветка и листиков из цветной бумаги.

(Показ воспитателя как составлять узор на платье матрешки)

Работа в центрах под тихую  русскую музыку.

-Ну что справились с заданием? Давайте девочки мастерицы,  покажите какой узор на платье матрешки у вас получился? А сейчас девочки пойдемте к нашим мальчикам. Посмотрим,  как справились наши  мальчики умельцы? Молодцы, наши мальчики правильно расставили матрешек и посчитали, подобрали нужную цифру . Теперь мальчики пойдут, посмотрят работы наших девочек-мастериц. Девочки показывают платья  для матрешек.

В. –А сейчас сюрприз, девочки переверните нижний листик и приложите к платью матрешки! Как здорово получилось!  Давайте полюбуемся, покажите мальчикам и нашим гостям!

Заключительная часть. Рефлексия:   Вот и закончилась наше путешествие на ярмарку.  Нам нужно возвращаться в детский сад. Готовы!

Под счет бубна: 1, 2, 3, обернись в детском садике очутись!

В. -Ребята мы с вами сегодня были на ярмарке, познакомились с разными игрушками,  считали их,  играли в разные игры, искали лошадку, играли на ложках, мастерили платья для матрешек, считали и расставляли по росту матрешек.
В. - Что вам запомнилось больше всего? Чем вам понравилось сегодня заниматься? Какие игрушки были привезены мастерами на ярмарку? (Ответы детей).

 В.- Мы с вами узнали много о русских игрушках,  у всех я вижу прекрасное настроение, давайте свою улыбку,  подарим друг другу и нашим гостям.

А наша гостья-матрешка, хочет сделать вам сюрприз – раскраски с разными видами росписи (девочка-матрешка дарит детям подарки).

Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию    «Ярмарка народных мастеров» для средней группы (детей 4-5 лет).

Образовательная область: «Познавательное развитие»

1. Тема: «Ярмарка народных мастеров»

Цель: Формировать у детей представление о количественном счете, посредством ознакомления с народной игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять количественный счет до 4, умение соотносить цифру с количеством предметов.

-Закреплять умение расставлять предметы по величине.

Развивающие:

-Развивать умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу,  на, под.

-Развивать  представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера своего дела.

-Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям народных  матеров. 

-Воспитывать интерес к математике, побуждать  к сотрудничеству и взаимопомощи.

-Формировать  у детей представления гендерных различий.

В процессе данной  образовательной деятельности решались задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

-По познавательному развитию: Закреплять количественный счет до 4, умение соотносить цифру с количеством предметов, закреплять умение расставлять предметы по величине, развивать умение находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу,  на, под.

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.

-По социально-коммуникативному развитию - развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми;

-По развитию речи - развивать у детей речевую активность на занятии. Учить детей отвечать на поставленные вопросы,  отгадывать и понимать смысл загадок

 по художественно – эстетическому развитию:  умение составлять узор для платья матрешки,  развивать чувство ритма во время музыкальной игры:  умение передавать через движения характер музыки.

-По физическому развитию - способствовать закреплению умений детей действовать по сигналу выполняя свободные координированные движения рук и ног в соответствии с текстом.

2. Организация и структура  образовательной деятельности

Образовательная деятельность проводилась с подгруппой детей на протяжении 20 минут. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

      По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы способствовать и поддерживать познавательный интерес. Образовательная деятельность  велась  воспитателем, одетой в русский сарафан.

Организационная  часть включала психологический настрой, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности.

На организационном этапе образовательной деятельности  был применен

 метод игровой ситуации со словами приветствиями друзьям, и сюрпризный момент с девочкой - матрешкой. В основной части образовательной  деятельности использовались разные методы: словесные, беседа, вопросы-ответы, показ, объяснение, игровые ситуации. Наглядный  метод использовался во время рассматривания игрушек на ярмарке мастеров, также использовались приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки, музыкальные динамические паузы. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к  речевой деятельности. Дети получили знания о разных народных игрушках, узнали особенности разных видов декоративной росписи, научились создавать узор. Материал для образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно я считаю, в процессе образовательной деятельности удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности.  Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование физкультурной паузы, пальчиковой гимнастики позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей.

Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. Ребята остались довольны, что побывали на ярмарке мастеров, дети приобрели знания о народной игрушке – русской матрешке, дымковской и гжельской игрушке, научились различать разные виды росписи, научились создавать узор используя цветовые сочетания,  закрепляли количественный счет до 4 и умение соотносить цифру с количеством предметов, закрепляли умение расставлять предметы по величине.

3.Методы и приёмы обучения.

 Основной метод – игровой, также использовались и другие методы:  наглядный, словесный, дидактическая игра, использование художественной литературы, практическая деятельность детей,  беседа, игровая ситуация, вопросы-ответы, показ, объяснение. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутки, музыкальные динамические паузы. Образовательная деятельность представляла собой целостную систему; выбранные и использованные методы и приемы соответствовали её задачам и материалу, были направлены на познавательное развитие детей и явились эффективными в достижении поставленных целей.

  4. Результативность по образовательной деятельности

Задания, поставленные  детям, были посильны, и задания выполнены. В ходе занятия я чувствовала, что ребята ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным.

Вывод: поставленные   задачи реализованы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе. «Мы живем в России»

Подготовила   Воспитатель 1 квалификационной категорииЕлизарова Татьяна Кронидовна   Казань.2015...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект по математике в средней группе на закрепление у детей знаний по геометрическим фигурам....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе детского сада по теме"Форма, цвет, звукоподражание".

           Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе детского сада по теме"Форма, цвет, звукоподражание"....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в царство цветов» .

Цели и задачи:- Расширить представления детей о цветах, поддерживать интерес к жизни растений, желание наблюдать за ними.- Воспитывать бережное отношение к цветам.-Уточнить и обобщить представления де...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в сказку»

Выявить знания детей:умение соотносить цифру с количеством предметов;знания о геометрических фигура;знания о временах года (зима, весна, лето, осень);умение ориентироваться на листе бумаги; конст...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Фрукты".

Занятие помогает закреплять знания детей о фруктах, умение различать их по внешнему виду и вкусу....