"Экологическое воспитание дошкольников в рамках познавательно- творческих проектов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5 – 6 лет «Математический марафон».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omo_predstavlenie_opyta_raboty.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 62 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Представление опыта работы

на окружном методическом объединении

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках познавательно- творческих проектов»

Воспитатель

Толстова Т.Р.

г. Голицыно

 6 октября 2020 г.

 

Актуальность:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский

Цель:

- расширение представлений педагогов об экологической культуре дошкольников.

Задачи:

- познакомить с методами, приёмами и средствами обучения экологического воспитания дошкольников.

- представление опыта работы в сфере экологического воспитания дошкольников.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Дошкольный возраст – это первый этап в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.

В работе я следую следующим педагогическим      принципам:

- системность

- наглядность

 -доступность

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

-сезонность.

    Формы работы с детьми:

    - Экологические праздники, досуги

- Чтение литературы, загадок, пословиц, поговорок

- Опытно-экспериментальная деятельность

- Трудовая деятельность

- Проектная деятельность

- Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры

- Оформление группы и участка

      Формы работы с родителями:

       - Анкетирование

      - Беседы, консультации

      - Участие в конкурсах, выставках творческих работ

      -  Участие в субботниках, мероприятиях по озеленению     территории ДОУ

      - Реализация совместной проектной деятельности.

     Было реализовано несколько познавательно-творческих проектов, направленных на формирование экологической культуры дошкольников:

1.Познавательно-творческий проект «Птицы наши друзья»

2. Познавательно-исследовательский проект «Мир воды»

3. Познавательно-исследовательский проект «Деревья нашего детского сада»    

Для меня очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней.

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды. В нашей группе создан природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.

На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за растениями в уголке природы. Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ежедневно мы проводим заполнение календаря природы.  Для установления связей и отношений между предметами и явлениями мы проводим эксперименты и опыты.

Прогулки широко используются в работе для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Немаловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа».

 На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы.

Одной из важных форм экологического воспитания считаю праздники и развлечения, в которых активное участие принимают дети и родители.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы)

Такую форму работы, как консультации, например, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе я заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» «Лучшая кормушка» и другие.

Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. В этой работе у меня сложилась определенная система:

1. В экологическом уголке помещаю советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

2. Ежегодно проводится экологический праздник «День птиц». В программе праздника - конкурс «Лучший домик для птиц», выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая» Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки.

  Проект «Птицы – наши друзья» объединил детей, родителей, педагогов в желании оказать помощь маленьким пернатым собратьям, привлечь внимание всех вокруг к бережному и доброму отношению людей к природе. Я поставила перед собой следующие цель и задачи: воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них, а также закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значение для природы. Раскрывать творческие способности детей в разных видах деятельности.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены следующие познавательные занятия: «Зимующие птицы нашего края», «Почему надо беречь птиц», «Рассматривание и сравнение воробья и синицы», «Составление описательного рассказа об одной из птиц», «Перелетные птицы», «Птичья столовая».

На занятиях дети рисовали птиц, готовили яркие аппликации «Совушка», лепили фигурки птиц (синиц, грачей) из пластилина.

Во время бесед - игр на темы: «Как живут наши пернатые друзья», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню в птичьей столовой», «Почему птиц стало меньше?» ребята узнавали о различных видах птиц своей местности, узнавали характерные особенности внешнего вида, поведения. Кроме того, дети учились заботиться о птицах, испытывая радость от осознания того, что подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

В целях поддержания интереса воспитанников к теме «Птицы – наши друзья» и закрепления их знаний, была изготовлена дидактическая игра: «Зимующие и перелётные птицы”, которая позволила систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах. 

В ходе реализации проекта «Птицы - наши друзья» предполагаемые результаты были достигнуты:

- обогатился опыт воспитанников путем использования разных методов и приёмов;

-  собран материал по темам «Птицы», обобщен опыт работы по данному проекту;

-  пополнился словарный запас детей;

-  на протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи (будет мало птиц – нарушится баланс в природе); 

-  дети стали различать и уверенно называть птиц, их особенности и различия, научились заботиться о птицах;

-  взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании;

Работа над проектом «Птицы наши друзья» принесла ребятам большую радость и удовлетворение.

Познавательно-исследовательский проект «Мир воды» позволил детям много экспериментировать. В ходе реализации проекта у детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.
Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой.
Усвоены знания о свойствах воды и ее состояниях.
Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
В результате проведенных мероприятий у детей расширились и углубились знания и представления о воде, её признаках и свойствах, о значении воды в жизни человека, в природе; у родителей пробудился интерес к проблеме экологического воспитания своих детей
. В завершение проекта были проведены итоговые мероприятия:

1. Выставка совместных творческих работ детей и родителей на тему «Для чего нужна вода» и «Берегите воду!»

2. Создание книжек-малышек «Вода нужна всем!».

3. Создание дидактической игры «Очисти водоём от мусора»

В ходе работы над познавательно-иследовательно-творческим проектом «Деревья нашего детского сада» были достигнуты результаты:

- Обогащён и обобщён опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. - Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы дидактические игры, выставки совместного творчества родителей и детей- «Берегите лес!», «Деревья- наши друзья».

- В период работы над проектом у детей развились: эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности.

- В ходе экспериментальной деятельности у детей развились воображение, мышление, восприятие, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности (наблюдение за прорастанием семян). Дети с большим желанием трудятся, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей группе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»».

          Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все е...

Городской обмен опытом на тему «Методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в рамках НРК»

Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родного края, красоту родной земли, красоту человека, живущего на ...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

laquo;РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом ...

:«Экологическое воспитание дошкольников в рамках познавательно- творческих проектов»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен...