Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Деление целого на части»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Плешканева Диана Васильевна

Конспект занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема «Деление целого на части»

Возрастная группа дошкольников Подготовительная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_tselogo_na_chasti.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема «Деление целого на части»

Возрастная группа дошкольников Подготовительная

Тема «Деление целого на части»

I. Содержательно-целевой компонент:

Цель: Усвоение навыка деление целого на равные и не равные части.

Задачи: Образовательная: уметь делить предметы разных размеров на равные части; усвоить если предметы не равны, не равны их части

Развивающая: ориентироваться на поверхности стола, внимательно слушать.

Воспитательная: взаимодействовать друг с другом, с воспитателем; быть отзывчивым; послушным во время занятия

Словарная работа:

Обогащение словаря: половина, часть, целое.

Интеграция в целостный образовательный процесс:

Познавательное развитие;

Социально- коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Предварительная работа: Деление целого на 2, 4 части. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы делили апельсин».

Связь с общей темой работы на неделю: «Неделя познания и чудеса в решете»

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование:

Демонстрационный: плоскостное изображение кота; магнитная доска.

Раздаточный: геометрические фигуры круги; цветные полоски.

Подготовка к НОД: воспитатель вместе с детьми-дежурными подготавливает место для проведения занятия, раздаточный материал на столах.

Формы организации НОД: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

Методы обучения:наглядный (показ);словесный (пояснение, беседа, ответы детей, познавательные вопросы); практический (выполнение заданий), игровой (игровые задания).

III. Эмоционально - мотивационный компонент:заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате персонажа.

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы к детям о том, что получилось, что больше всего понравилось.

Список используемой литературы:

пособие Н.В. Нищевой; Л.С. Метлина(№39)

Этапы реализации  содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

Дидактический материал

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть:

Приветствие с детьми, проблемная ситуация- появление персонажа

Собрались все дети в круг

( становятся в круг)

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

(берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

(все улыбаются друг другу)

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Вы посмотрите кто к нам пришел?

Воспитатель показывает детям кота

Вы узнали кто это?

Да, правильно это кот, только он необычный, это  Мудрый Кот из волшебной страны. И он пришел к нам за помощью,  он очень хочет, чтобы бы мы помогли ему справиться с его котятами. Ну что превратимся в настоящих помощников, поможем Мудрому коту?

Все движения дети повторяют за воспитателем

Дети улыбаются друг другу

Да, это кот

Да, поможем

Дети присаживаются за столы

Демонстрационный: плоскостное изображение кота

Раздаточный:

II. Организационно-деятельностный компонент

II. Основная часть

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

Перед детьми лежит плоскостное изображение круга- апельсин.

Найдите перед вами лежит оранжевая фигура – круг. Это наш апельсин. Мудрый кот хочет, чтобы мы для его 4 котят поделили 1 апельсин. А как же мы это сделаем? Да! Сначала на 2 части. А теперь каждую  часть еще пополам. На сколько частей мы поделили апельсин? Сложите апельсин из частей. Все части равны?

Молодцы! Теперь каждому котенку достанется по равной дольке апельсина.

Чтобы продолжить выполнение заданий нашим пальчикам надо отдохнуть.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Разбегайтесь кто куда!

Ну молодцы! Ну что продолжим дальше помогать нашему коту?

Второе задание Мудрого Кота

Мы будем делить на равные части предметы, одинаковые и разные по размеру.

 Перед вами полоски синего и красного цвета. Это ленточки для котят. Но у нас их две, а как получить для 4 –х котят? Равны эти плоски по размеру? А как это проверить?

Да. Молодцы! Разделите синюю полоску на 2 равные части, а теперь красную. Равны половины красной и синей полосок?

Да, правильно! Полоски были равны и их половины тоже равны.

А теперь обратите внимание на зеленую и желтые полоски -это тоже ленточки. Равны они по размеру? Верно!

Теперь разделите пополам длинную (зеленую) полоску, и теперь поделите короткую полоску. Равны половины длинной и короткой полосок?  Почему эти половины не равны? Если предметы не равны, то не равны и их части.

Сейчас мы немного разомнемся, чтобы отдохнуть

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

И еще Мудрый кот нас просит нас о помощи , на праздник испекли пиццу, но котята поссорились, потому что не поровну поделили кусочки у кого то больше, у кого то меньше.. Обратите внимание перед вами лежит изображение пиццы, но она уже поделена котятами на не равные части, вам нужно разрезать . А как узнать, что эти части не равны?

 Да, молодцы! Но если у кого то будет кусочек больше, у кого меньше, кому то же будет обидно! Что же мы можем сделать, чтобы всем равные кусочки достались и никто не обижался?

Да, верно! Мы поделим пиццу  на равные 4 части, что бы всем котятам хватило.

А теперь сложите перед собой 2 пиццы, посмотрите внимательно, так оказывается пиццы одинаковые по размеру, одинаковые по форме. На сколько частей мы поделили 2 пиццы? Да, только смотрите на первой неравные части, а на второй равны. Оказывается можно поделить одну и ту же фигуру на равные и неравные части, прям настоящие чудеса! Правда ребята?

Сложим круг пополам, а потом еще пополам

На 4 части

Да, равны все

Все движения дети повторяют за воспитателем

Да, продолжим

Да,  равны

Поделить пополам

Приложить одну полоску к другой, если концы полосок совпадают значит равны

Тоже равны

Дети прикладывают полоски друг ко другу.

Зеленая полоска длиннее желтой

Нет, не равны

Полоски их не равны , поэтому части полосок не равны.

Дети встают

Повторяют все движения

Нужно разрезать части и наложить на друг друга

Поделить пополам на равные части.

 Дети делят пиццу на 4 части

На 4 части

Да, правда

Демонстрационный: плоскостное изображение кота;

Раздаточный: плоскостное изображение круга для каждого ребенка;

Раздаточный: полоски синего, красного цвета, зеленого, желтого.

Раздаточный: 2 круга

 ( изображение пиццы) одного размера для каждого ребенка

III. Результативно-оценочный компонент

III. Заключительная часть

Подведение итогов

Ребята, как я рада сегодня, что у вас получилось справиться со всеми заданиями!  Вы были очень внимательными помощниками, очень помогли Мудрому коту. А чем же помогли то коту? Да! Молодцы! Делили апельсин, ленточки…  А  как мы помогли котятам не поссориться?

 А вам занятие понравилось?                   Что больше всего запомнилось? Узнали вы что-то новое для себя? Что именно?                                              Ребята, сегодня я была очень приятно удивлена! Вы были такими внимательными, не отвлекались, работали все вместе!

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: порядковые числительные в пределах 5.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: порядковые числительные в пределах 5. Цель:формирование элементарных математических представлений....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Умники и умницы».

Занятие разработано для детей речевой подготовителной группы.  Цель занятия формирование элементарных математических представлений, через использование игровых технологий....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема занятия: «У зайчика в гостях»

Программное содержание:Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте.Уточнить в речи употребление слов: широкий, уз...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Путешествие в математическую страну

Конспект занятия по формированию элементарных математических представленийТема: «Путешествие в математическую страну...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Целое и часть».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений.Тема: «Целое и часть»....