Проект "Математические сказки" в старшей группе детского сада.
проект по математике (старшая группа)

Русакова Татьяна Владиславовна

Краткосрочный проект в старшей группе детского сада "Математические сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematicheskie_skazki.docx54.73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Ростова-на-Дону «Детский сад № 296»

ПРОЕКТ

«Математические сказки»

(Развитие образной речи)

(01.12.2021-10.12.2021)                               

                               

Составила:

                                                      Воспитатель:

Русакова Т. В.

2021год.

Проект «Математические сказки»

 (Развитие образной речи)

Паспорт проекта

проекта:

-творческий, групповой, информационно - практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: с 01.12.21 по 10.12.21

Руководитель проекта: Русакова Т.В.

Участники проекта:

 дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей:

-возраст детей 5-6 лет

Принцип построения: интегративный.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».

Актуальность проекта:                                                                      

Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи. Тема проекта: «Математические сказки» (Развитие образной речи) . Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, а театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Цель проекта:

  • Создание условий для математических способностей, развития речи дошкольников через сказку, театрализованную деятельность.
  • Ознакомление детей с различными видами сказок, для повышения речевой активности.
  • Формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи проекта:

  • Последовательное знакомство с различными видами сказок.
  • Развивать математические способности, активную речь детей в процессе бесед-диалогов между детьми и педагогом.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи.
  • Развитие монологической и диалогической речи
  • Совершенствование артистических навыков.
  • Совершенствование навыков общения детей в коллективе
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Содержание проекта:

Проект «Математические сказки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. В проекте подобраны разные виды театров: кукольный театр, настольный театр, театр с переодеванием и масок, теневой театр, конусный.

В проекте использованы современные технологии:

-игровая;

-технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

-технология исследовательской деятельности,

-комплексно – тематическое планирование;

-Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с математическими сказками. История происхождения математики, математических сказок».

- Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в театрализованной деятельности» (Сказки, рассказы, стихи, картины)

-Цикл мероприятий по обучению инсценировок и драматизаций сказок.

-Итоговая организованная деятельность «Математические сказки».

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно - эстетическое воспитание.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Информационный ресурс

-Н.Ф. Губанова развитие игровой деятельности- Москва – Синтез 2016

- А.В. Щёткин Театральная деятельность в детском саду «Мозаика-Синтез» 2006

- Л.В. Артёмова Театрализованные игры в дошкольников Москва «Просвещение» 2000

-И.П. Кошманская Театр в детском саду Ростов-на-Дону «Феникс» 2004

-И.А.Понамарёва,В.А.Позина Формирование Элементарных математических представлений в детском саду «Москва- синтез» 2016

  • Кадровый ресурс  -  воспитатели, дети, родители.  

Предполагаемые результаты:

- Дети знают историю возникновения математики, сказок с числами.

- Различают виды сказок.

- Проявляют интерес к сказкам, театрализованной деятельности.

- Каждый ребенок знает несколько сказок наизусть, может их рассказать.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Продукт проектной деятельности:

- Рисунки детей, поделки из пластилина.

- Копилка разных видов сказок.

- Копилка р. сказок для инсценировок и драматизаций.

- Детские книги.

- Итоговая организованная деятельность «Математические сказки».

Направления реализации проекта:

- Совместная деятельность педагогов и детей.

- Взаимодействие педагогов.

- Взаимодействие с родителями.

Системная паутинка проекта

     

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о математических сказках?

- Сказки читают взрослые детям.

- Есть разные виды сказок.

- В сказку можно играть

- Сказки показывают дети в детском саду друг другу

Что хотим узнать?

- Как появились математические сказки?

-Есть ли в сказках математика?

- Для чего нужны математические сказки?

Как узнать?

- Спросить у мамы, бабушки.

- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.

Этапы проекта:
1. Подготовительный:

Разработка плана реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Для родителей была проведена консультация

- «Математика -это интересно».

-«Математические сказки»

Опрос «Во что играют дети дома»

Совместная работа по изготовлению теневого театра.
2. Основной.

Реализация проекта.
Практическая деятельность детей, родителей, педагогов.
3. Заключительный: 

В ходе проекта:

-Изготовлены декорации, маски, конусный театр, теневой театр.

-Организована выставка коллективных детских рисунков «Волк и козлята», «В гостях у трёх поросят»

- Проведены инсценировки по сказкам «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Три медведя»

Сетевая паутинка проекта.

Структура проекта

Номер цикла.

Образовательные области.

          Тема цикла.

   Содержание цикла.

1.

 «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

     «Художественное    

          творчество»,

«Чтение художественной литературы»

«Математические сказки».

(Развитие образной речи)

Рассказ «История появления математики». Беседы «Математика», «Есть ли в сказках математика?», «В названиях каких сказок используются числа».  

Д/и «Найди лишнюю фигуру».

Разучивание сказок.

Разучивание С/Р. игры «Театр».

Лепка и рисование героев сказок.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Инсценировка «Волк и семеро козлят».

Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят»

2.

«Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация».

«Знакомство с образными средствами в театрализованной деятельности».

НОД «Порядковое значение чисел».

Д/упр. «На что похоже», «Узнай по описанию».

Р/и «Смешные названия»,

 «Художник слова», «Сундучок сказок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р.н. игры «Волк и зайцы».

Разучивание стихов.

Лепка и рисование животных к сказкам.

Чтение р.н.с. «Три поросёнка».

Развлечение «Вечер сказок».

3.

«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Обучение пересказу сказок.

Беседа «Сравнение фигур».

Д/и «Чудесный мешочек», «Где живут сказки».

Д/упр. «Подбери по цвету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Узнай по описанию», «Хорошо-плохо».

Разучивание русской игры «Гуси -лебеди».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение «Светик- трёхцветик».

 Изготовление теневого театра.

Игра-драматизация  «Три поросёнка».

4. 

«Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Итоговая организованная деятельность «Математические сказки» (Развитие образной речи)

Открытое итоговое мероприятие для   родителей. (дистанционно)

Этапы реализации проекта

1.Этап

Организационный

01.12.2021

   

Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

2.Этап

Подготовительный

02.12.2021

Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор математических сказок, дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей о математических сказках (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

3.Этап

Практический  

03.12.2021

06.12.2021      

Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Совместные мероприятия с детьми (3 цикла):

беседы, наблюдения, занятия с детьми, инсценировки, игры-драматизации, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

4.Этап

Заключительный

07.12.2021

Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей о математических сказках (методом беседы).

Отчет о реализации проекта.

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.

Перспективный план работы по реализации проекта

«Математические сказки»

(Развитие образной речи, элементарных математических представлений)

День

недели

Мероприятия, проводимые с детьми

Утро

Прогулка

Вечер

 

понедельник

Беседа «Математика» Цель: Дать детям элементарное представление о математике и её роли в жизни.

Д/И «Найди лишнюю фигуру» Цель: Закрепить знание геометрических фигур, упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Ситуативный разговор «Есть ли в сказках математика?» Цель: Рассказать о том, где и для чего нужна математика. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений.

ОД Познавательное развитие – природа «Пернатые друзья» Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелётных  птицах. Учить отгадывать загадки.

Н/П/И разрезные картинки сказок «Колобок», «Три поросёнка», «Сложи узор» Цель: Учить складывать изображение из фрагментов, по заданному образцу.

С/Р И «Поездка в страну сказок» Цель: Познакомить детей с математическими сказками, обогащать словарь детей.

Пальчиковая гимнастика «Жили-были сто ребят» Цель: Согласовывать слова с действиями, развивать мелкую моторику, речь, память.

П/И «Угадай героя» Цель: Развивать пантомимические навыки, умение пользоваться мимикой и жестами.

«Хитрый лис» Цель: Учить детей ходить в заданном направлении, соблюдая определённый ритм движения, вызвать радость от игры со сказочным героем.

Д/И «На что похоже?»

Цель: рассказать детям сказку, сопровождая текст показом фигурок животных настольного театра.

Гимнастика пробуждения «Бабочка» Цель: Развитие выразительной пластики движений, мимики.

Опыт «Горячий-холодный» Цель: Учить сравнивать контрастные по температуре предметы.

С/РИ «Театр» Цель: развивать диалогическую речь.

Утро

Прогулка

Вечер

вторник

Беседа «В названиях каких сказок используются числа?». Цель: Помочь вспомнить сказки с использованием чисел, приобщать детей к словесному искусству.

Ситуативный разговор «Правда- неправда» Цель: Расширять знания о математике, развивать диалогическую речь, расширять словарный запас.

Д/И «Чудесный мешочек» Цель: узнавать предметы на ощупь, описывать, развивать речь.

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками в которых есть числа.

ОД Речевая деятельность рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: помочь детям понять содержание сказки, опираясь на показ настольного театра. Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении.

Наблюдение за кустарниками Цель: учить распознавать отличия от деревьев.

П/И «Хитрая Лиса» Цель: учить согласовывать слова с действиями. Развивать быстроту, ловкость движений.

«Волк и зайцы» Цель: учить тетей ходить и бегать в заданном направлении.

Д/И «Где живут сказки» Цель: воспитывать интерес к сказкам и желание быть похожим на положительных персонажей сказок.

Гимнастика пробуждения «Мы будущие артисты» Цель: развитие выразительной пластики.

Игра соц. Нравст.содержания «Что изменилось?»

Цель6Воспитывать доброжелательные отношения.

С/Р И «Семья» Цель: развивать образную речь, развивать дружеские взаимоотношения.

Игра-драматизация    «Три медведя» Цель: Учить создавать сказочные образы, вызвать интерес у детей.

среда

Беседа «Сравнение фигур» Цель: учить находить сходства и различия фигур.

С/РИ «Космонавты» Цель: учить распределять роли.

Д/И «Хорошо-плохо» Цель: Учить изображать действия используя мимику и пантомиму. узнавать персонажи по описанию.

Игра социальной нравственности «Угадай и скажи о ком я говорю» Цель: развивать понятия «дружба», «сплочённость», развивать образное мышление, узнавать персонаж по характерным признакам.

Опыт «Свойства дерева и ткани» Цель: называть различия предметов по ощущениям, по прочности.

Заучивание «Берёза» С. Есенин Цель: познакомить детей с произведением русского поэта, понимать эмоционально образное содержание стихотворения.

ОД ФЭМП «Порядковое значение чисел» Цель: Учить детей порядковому счёту .

Д/И «Смешные названия» Цель: дать своим персонажам смешные имена.

П/И «Раздувайся мой шар» Цель: учить выполнять разнообразные движения образуя круг. «Воробышки икот» Цель: Согласовывать слова с движениями.

Конструктивная деятельность «домики трёх поросят» Цель: делать прочную постройку.

Работа в ИЗО уголке рисование «Домики трёх поросят» Цель: рисовать предметы геометрических форм.

четверг

Рассказывание сказок «Белоснежка и семь гномов» Цель: умение рассказывать сказки, пересказывать увиденное, развивать речь, мышление.

Чтение Т. Александрова «Светик – трёхцветик» Цель: чётко произносить слова и звуки.

Пальчиковая гимнастика «Семья» Цель: считать и называть членов семьи.

ОД Худож. Творчество – аппликация «Сказочные домики» Цель: Рисовать предметы геометрической формы.

Д/И  «Подбери по цвету»

 Цель: закреплять цвет, форму, размер.

Опыт «Движение ветра» Цель: находить движение ветра при помощи ленточек и султанчиков.

Ситуативный разговор «Береги книгу» Цель: воспитывать бережное отношение к книге.

Д/И «Окошки» Цель: находить нужное окошко по описанию.

П/И «Лови- бросай, цвет называй» Цель: учить ловить мяч двумя руками, называть цвет.

«Солнышко и дождик»

Гимнастика пробуждения «Рыбка» Цель: развивать двигательные способности.

Оздоровительная работа ритмопластика «Лиса идёт» Цель: развивать умение пользоваться жестами.

Работа в вИЗО уголке «Цветы из геометрических фигур» Цель: Учить вырезать геометрические фигуры.

пятница

Беседа «на кого из сказочных героев я похож?» Цель: учить детей рассматривать персонажей и находить сравнения.

Ситуативный разговор «За труд говорят спасибо» Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, учить благодарить.

Заучивание А.Фэт «Кот поёт, глаза прищурил» Цель: познакомить детей с поэзией А.Фэта, приобщать детей к поэтическому искусству.

Пальчиковая гимнастика «В лес всех выпустим зверей» Цель: согласовывать слова с действиями.

Д/И «Один- много» Цель: учить использовать нужную карточку, находить нужное число предметов.

П/И «Волк и лиса», «Волк и зайцы» Цель: развивать ловкость, быстроту. Учить не наталкиваться, друг на друга.

Опыт «Увеличительное стекло» Цель: учить детей различать предметы по величине.

С/Р И «Театр» Цель: развивать диалогическую речь, память.

Ручной труд «Кораблик» Цель: учить складывать бумагу пополам, делать кораблик.

Консультация для родителей «Математика- это интересно»

Результат:

Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов сказок, в которых используются числа. Что способствует закреплению знаний математики, развитию образной речи.

Цель проекта достигнута - изучить детскую литературу, и узнать какие числа от 1 до 10 встречаются в сказках. Процесс исследования очень понравился.                                                                                                                             В сказках можно встретить все числа от 1 до 10, так как они есть не только в названиях, но и в содержании сказок. Больше всего в сказках встречаются числа: 3,7. Мы выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три и семь. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.                                                                 Дети получили устойчивые знания о математических сказках.

Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о математических сказках.  Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми сказок. Участвовали в подборке детских сборников сказок.                  Вывод: Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3. Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)

Интегрированное занятие для старшей группы детского сада « Путешествие по сказкам» (занятие с элементами математики и художественной литературы)...

НОД в старшей группе детского сада"Незнайка в гостях у сказки"

Непосредственно образовательная деятельность встаршей группе детского сада. по развитию   речи"Незнайка вгостях у сказки"...

"Осенняя сказка" праздник для детей старшей группы детского сада

сценарий праздника - сказки, много путишествий, игр песен, частушек...

НОД Конспект театрализованного занятия в старшей группе детского сада.«В гостях у русской сказки»

занятие в старшей группе детского сада .Конспект театрализованного занятия в старшей группе «В гостях у русской сказки»Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь, попавшей в б...

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе детского сада "Фруктово-ягодная сказка"

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе детского сада с использованием технологии нетрадиционных способов рисования....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.

     Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.Задачи:Образовательные:...