кружковая деятельность "Занимательная логика"
рабочая программа по математике

Лебедева Анастасия Вячеславовна

МБДОУ №308

Рабочая программа

кружка по развитию логического мышления «Занимательная логика» для детей 5-7 лет.

Воспитатели: Лебедева А.В.

 

Пояснительная записка.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – 2 учебных года.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут, четверг.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа в тетрадях на печатной основе, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы. Консультации для родителей.

Содержание программы.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.Изд. «ГРИНГО», 1995г.
  2. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  3. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  4. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  5. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  6. Рабочая тетрадь «Лабиринты и схемы»
  7. Рабочая тетрадь «Учимся считать 1-120»
  8. Графические диктанты
  9. Материал для занятий на отдельных листах «Подумай – дорисуй»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №308

Рабочая программа

кружка по развитию логического мышления «Занимательная логика» для детей 5-7 лет.

Воспитатели: Лебедева А.В.

Пояснительная записка.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – 2 учебных года.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут, четверг.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа в тетрадях на печатной основе, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы. Консультации для родителей.

Содержание программы.

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.Изд. «ГРИНГО», 1995г.
  2. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  3. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  4. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  5. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  6. Рабочая тетрадь «Лабиринты и схемы»
  7. Рабочая тетрадь «Учимся считать 1-120»
  8. Графические диктанты
  9. Материал для занятий на отдельных листах «Подумай – дорисуй»

Перспективный план работы кружка «Занимательная логика»

На 2021-2022 уч.год

Содержание занятий

Задачи

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2.»Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

Октябрь

Занятие №2

1.Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Раб. тетрадь «Лабиринты и схемы.          

3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Октябрь

Занятие №3

1.Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»

2. «Чем похожи и чем отличаются»

3. Раб. тетрадь «Учимся считать 1-120»                                        4.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Октябрь

Занятие №4

1.Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».            

3. Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы»              

4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Ноябрь

Занятие №1

1.Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови».         3.Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120».  

4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Ноябрь

Занятие №2

1.Д/И «Картинки последовательные»,

2.Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы»                     3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Ноябрь

Занятие №3

1.  Д/И «В гостях у лисы»,

2«Что лишнее».                    

3.Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120»                                  

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Ноябрь

Занятие №4

1.Д/И «Потому, что…», «Логика».   2. Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Декабрь

Занятие №1

1.Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Декабрь

Занятие №2

1.Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Декабрь

Занятие №3

1.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

2. Решение логических задач.     3.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Декабрь

Занятие №4

1. Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120»                          

2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.              

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Январь

Занятие

№1

1.Разгадываем кроссворд          2.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Январь

Занятие

№2

1.Д/И «Что изменилось».        

2. Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы»          3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Февраль

Занятие №1

1.Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему»  

3.Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120» .

4.Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Февраль

Занятие №2

1.Д/И «Логические цепочки».            2.Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы.

3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

Февраль

Занятие №3

1.Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».        

2.Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120».  

3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Февраль

Занятие №4

1.Д/И «Продолжи ряд предметов».    2. Построй из счетных палочек.        3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

Март

Занятие

№1

1.Д/И «Найди фрагменты изображений».                                

2. Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы»

3.Учимся разгадывать кроссворды.                                  

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Март

Занятие

№2

1.Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».                    

2. Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120»

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Март

Занятие

№3

1.Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         2.Логическая мозаика.

3. Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы»

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Март

Занятие

№4

1.Д/И «И хорошо и плохо».        

2. Придумывание небылиц.       3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель

Занятие №1

1.Д/И «Найди пару»

2.Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120»

3.решение логических задач

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель занятие №2

1.Д/И «Найди лишнее»

2. «Как научить ребенка думать»

3. графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель занятие №3

1.Д/И «Найди недостающую фигуру»

2. Отгадываем ребусы

3.Раб.тетрадь «Логика – лабиринты и схемы»

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель занятие №4

1.Д/И «Найди лишнее»

2.Раб.тетрадь «Учимся считать 1-120»

3.решение логических задач

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Май

Занятие №1-2-3

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Занятие по логике : « В поисках жильцов Логики»

Занятие в подготовительной группе!...

Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»

     Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ  в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...

Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».

Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....