Кружок "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (средняя группа)

Бородавка Алина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сказка»

ПРИНЯТА:                                                                  УТВЕРЖДЕНА:

на Педагогическом совете                                          Заведующий

МКДОУ Детский сад №2 Сказка                               МКДОУ Детский сад №2 Сказка

                                                                                       ___________________ Е.А.Дедова

протокол  № ___ от «___» ____ 2020г                       Приказ № ____ от «_____» ______ 2020г

Рабочая программа

кружка «Занимательная математика»

средней группы (4- 5 лет)

Срок реализации программы – 2020 - 2021 учебный год

                                                                 Автор программы: Бородавка А. В.

                                                                                                   

село Казьминское

2020 год 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Срок проведения: с 3 сентября по 31 мая

Возрастная группа: дети 4-5 лет

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Форма организации:  групповая

Длительность занятий: 20 минут

Место проведения кружка: групповая комната

Методическое обеспечение:

— Демонстрационный материал: Математика для детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007.

—Математика для детей 4—5 лет: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014.

— Я считаю до пяти: Рабочая тетрадь для детей 4—5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014.

  1. Актуальность

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией  развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как  полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и  обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

            Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления — способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

 

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.  

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5 — 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Исходя из этих особенностей  принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его

логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

  1. Цель кружковой работы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная математика».

Образовательные задачи:

  • Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу.
  • Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.
  • Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.
  • Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа)), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).  
  • Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.
  • Развитие умения замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
  • Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному — двум признакам.
  • Развитие психических процессов: абстрактно-логического и наглядно-образного мышления,  памяти, внимания.
  • Развитие любознательности:  формировать умение задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывать мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
  • Формирование  наблюдательности, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.
  • Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
  • Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.

Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи  – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень  важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

          Темы подобраны с учётом возрастных особенностей детей.

Используемые  пособия:  блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

  1.  Место кружковой работы в учебном плане:
  • Работа кружка осуществляется во второй половине дня.
  • С целью осуществления индивидуального подхода к детям и личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка, непосредственная образовательная деятельность проводится с группой детей 12 человек, 2 раза в неделю.

 

4.Основные принципы и методические приемы:

Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом ФГОС ДО.

Принципы проведения занятий:

  • системность,
  • наглядность,
  • цикличность построения занятий,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы:

  • констатация успеха;
  • поддержка ребенка в ситуации неудачи;
  • одобрение поведения;
  • анализ игровой ситуации расширение кругозора;
  • создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
  • безопасности, доверия;
  • демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
  • анализ образцов поведения сказочных героев.
  • прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
  • прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
  • тематический просмотр видеозаписей;
  • эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
  • движение к открытию комплимент благодарность;

 

  1. Результатами работы кружка «Занимательная математика».

К концу года дети должны:

— считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе предметов,

согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;

— называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество предметов с цифрой;

— понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения в речи;

— отгадывать математические загадки;

— различать количественный, порядковый счет;

— устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;

— находить заданные геометрические фигуры среди множества других;

— сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах пяти, обозначая

результаты сравнения соответствующими терминами;

— выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по этому

признаку;

— отгадывать загадки о временах года;

— различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;

— уметь ориентироваться на листе бумаги;

— решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление

последовательности событий, анализ и синтез;

— понимать задание и выполнять его самостоятельно;

— проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. 

III. Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика)

Педагогический анализ развития познавательных способностей детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)

 

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • данных планового педагогического обследование уровня  математического развития детей (сентябрь и май);
  • бесед с воспитанниками и их родителями;
  • проведение консультаций для родителей

 

Формы подведения итогов реализации  рабочей программы:

1 этап —  открытое занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап — выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие,

выставка детских работ (аппликаций на основе  наглядной геометрии).

 

ДИАГНОСТИКА

Педагогическая диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками в средней группе.

  1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
  2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
  3. Умение узнавать цифры в пределах 10
  4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
  5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире — уже, длиннее-короче и т.д.)
  6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
  7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
  8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
  9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя 
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень

Список детей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Перспективный  план работы кружка «Занимательная математика»

Неделя

Тема

Содержание

Кол-во в неделю

Кол-во в месяц

Сентябрь

1 - 3 неделя

1.Педагогическая диагностика

Выявить уровень математических представлений.

2/40 мин

8

4 неделя

Занятие 1

Один – много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой и маленький. Круг.

2/40 мин

5 неделя

Занятие 2

Сравнение чисел 3 и 4. Счет по образцу. Загадки. Времена года. Осень. Слева, справа.

2/40 мин

Октябрь

1 неделя

Занятие 3

Установление соответствий между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат. Развитие внимания.

2/40 мин

8

2 неделя

Занятие 4

Счет по образцу, сравнение чисел 4 и 5. Части суток. Слева, посередине, справа.

2/40мин

3 неделя

Занятие 5

Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге и квадрате.

2/40мин

4 неделя

Занятие 6

Закрепить знания о цифре. Большой, поменьше, маленький.  Одинакового размера. Треугольник.

2/40мин

Ноябрь

1 неделя

Занятие 7

Ознакомление с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше.

2/40мин

8

2 неделя

Занятие 8

Закрепить знания о цифре 2. Короткий - длинный. Овал.

2/40мин

3 неделя

Занятие 9

Ознакомление с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года. Осень.

2/40мин

4 неделя

Занятие 10

Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3. Высокий, низкий. Развитие внимания.

2/40мин

Декабрь

1 неделя

Занятие 11

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3 и 4. Широкий, узкий. Прямоугольник.

2/40мин

8

2 неделя

Занятие 12

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства.

2/40мин

3 неделя

Занятие 13

Ознакомление с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький.   Развитие внимания.

2/40мин

4 неделя

Занятие 14

Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Влево, вправо.

2/40мин

5 неделя

Занятие 15

Закрепить знания о цифрах 1, 2, 3,4. Счет по образцу. Сравнение чисел3 и 4. Далеко, близко.

2/40мин

Январь

2 неделя

Занятие 16

Вверху, внизу. Слева, справа, под. Квадрат, прямоугольник.

2/40мин

6

3 неделя

Занятие 17

Ознакомление с цифрой 5.Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей.

2/40мин

4 неделя

Занятие 18

Закрепить знания о цифре 5. Сравнение чисел 4 и 5. Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро, медленно.

2/40мин

Февраль

1 неделя

Занятие 19

Ознакомление с порядковыми числительными. Верхний правый угол. Нижний правый угол. Левый верхний угол. Нижний левый угол. Середина.

2/40мин

8

2 неделя

Занятие 20

Закрепить знания о порядковом счете. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький), установление последовательности событий.

2/40мин

3 неделя

Занятие 21

Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Закрепление  понятий «широкий, поуже, еще уже, самый узкий». Установление последовательности событий. Части суток.

2/40мин

4 неделя

Занятие 22

  Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр.

2/40мин

Март

1 неделя

Занятие 23

Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

2/40мин

8

2 неделя

Занятие 24

Установление соответствий между цифрой  и количеством предметов. Слева, посередине и справа. Развитие внимания.

2/40мин

3 неделя

Занятие 25

Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет  по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо.  Установление последовательности событий.

2/40мин

4 неделя

Занятие 26

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки.  Развитие глазомера, развитие внимания.

2/40мин

5 неделя

Занятие 27

Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания.

Апрель

1 неделя

Занятие 28

Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. Развитие внимания.

2/40мин

8

2 неделя

Занятие 29

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Слева, справа, вверху, внизу. Развитие внимания.

2/40мин

3 неделя

Занятие 30

Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

2/40мин

4 неделя

Занятие 31

Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. Развитие внимания. Логическая задача.

2/40мин

Май

1 неделя

Занятие 32

Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года.

2/40мин

8

2 неделя

Занятие 33

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах. Величина. Широкий, узкий.

2/40мин

3 неделя

Педагогическая диагностика.

2/40мин

4 неделя

Подведение итогов.

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Систематизировать и обобщить знания, полученные за год

2/40мин

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

конспект по математике " Юный математик"

Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...