Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Знакомство с календарем» для детей старшей группы.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Валерия Николаевна Тадибе

Цель: ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности.

Задачи:

- вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели, месяцев и календаря;

- рассказать о разных видах календаря;

- закрепить счет от 1 до 9.

- развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание.

Методические приемы: наглядный метод, практический метод, беседа, демонстрация и подбор картинок времена года, объяснение, слушание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы, изготовление макета календаря.

Оборудование: интерактивная доска, модель календаря, разные виды календарей, листы бумаги 4 цветов (голубой, розовый, зеленый, желтый), цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маленькие календари по количеству детей.

Предварительная работа: беседа о временах года, сезонных явлениях, заучивание с детьми физминутки про дни недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_starshaya_gruppa_znakomstvo_s_kalendarem.docx128.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему:

«Знакомство с календарем» для детей старшей группы.

Воспитатель: Тадибе В.Н.

Яр-сале 2022

Цель: ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности.

Задачи:

- вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели, месяцев и календаря;

- рассказать о разных видах календаря;

- закрепить счет от 1 до 9.

- развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание.

Методические приемы: наглядный метод, практический метод, беседа, демонстрация и подбор картинок времена года, объяснение, слушание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы, изготовление макета календаря.

Оборудование: интерактивная доска, модель календаря, разные виды календарей, листы бумаги 4 цветов (голубой, розовый, зеленый, желтый), цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маленькие календари по количеству детей.

Предварительная работа: беседа о временах года, сезонных явлениях, заучивание с детьми физминутки про дни недели.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(дети вместе с воспитателем стоят в кругу)

Станем рядышком по кругу,

Улыбнемся мы друг другу,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Воспитатель: ребята, для сегодняшнего занятия нам надо с вами вспомнить и повторить дни недели, а также все времена года.

- Сколько дней в неделе? (семь)

- Какой сегодня день недели? (вторник)

- Какой день недели был вчера? (понедельник)

- Какой день недели будет завтра? (среда)

- Назовите пятый (первый, второй, и.т.д) день недели? (пятница)

- Сколько всего времен года? Назовите по порядку все времена года? (зима, весна, лето, осень)

- Какое время года у нас сейчас? (зима)

- Назовите признаки зимы (весны, лета, осени)

Воспитатель: Ребята, найдите на доске изображение того предмета, который является ответом к загадкам.

Что ни день - по одёжке отдает нам Серёжка,

А с последней расстался - сам куда-то девался.

Каждый день роняет листочек,

А как год пройдет - последний лист опадет. (Календарь)

- По каким признакам вы догадались, что речь идет о календаре? (Календарь отдает листочки, как Серёжке одёжку. Последний отдал и закончился.)

- Сегодня на занятии мы будем говорить и решать задачи о календарях.

2. Основная часть. Беседа.

(Воспитатель уточняет, какие календари видели дети)

Воспитатель: Календари бывают разные, предлагаю их рассмотреть.

(на столе лежат несколько видов календарей: настенный календарь, отрывной календарь, перекидной календарь, карманный календарь, ежедневник, настольный)

- Как вы думаете, для чего нужны календари? (чтобы знать, какой сегодня день недели, знать какой месяц, год)

-А что еще можно узнать с помощью календарей? Посмотрите ребята, С помощью календаря можно узнать какое сегодня число, Время восхода и захода солнца, долготу дня, рабочий сегодня день или выходной, праздничный или обычный. В календаре праздники обозначены красным цветом, остальные дни черным. Еще на календаре можно показать свой день рождения и день рождения нового года. Ведь каждый год начинается с 1 января, а заканчивается встречей Нового года 31 декабря. Посмотрите, как много листиков в отрывном календаре, каждый лист - один день. А в перекидном календаре 1 лист – это один месяц. В календаре царит порядок, каждое время, года идут по очереди, месяц за месяцем. Каждый день недели на своем месте. А мы уже знаем, что в неделе семь дней.

Воспитатель предлагает детям размяться

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

- Мы с вами в начале занятия вспомнили, что времен года четыри. (зима, весна, лето, осень) В каждом времени года по три месяца. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы: март, апрель, май. Летние месяцы: июнь, июль, август. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Всего их 12 – они составляют год.

- Человек помечает в календаре важную встречу, запись к врачу, дату приезда гостей, поход в кино, покупку билета. Какие еще события, можно отметить в календаре? (Дети отвечают о датах значимых для них событий: день рождения мамы и папы, покупка щенка, поездка к бабушке)

- Ребята, а чем отличаются календари? (Размером и величиной, большой – маленький, толстый- тонкий, длинные- короткие, широкие- узкие, цветом, оформлением, назначением)

Воспитатель предлагает решить задачи о календаре:

  1. На столе лежало 3 календаря. Толя положил еще один календарь. Сколько стало календарей больше или меньше? (больше ,4.)
  2. Соседи среды - вторник и пятница. Верно? (Нет. Вторник и четверг)
  3. У воспитателя было несколько календарей. Он раздал маше и мите по 2 календаря. Сколько календарей было? (4 календаря)
  4. У Киры 2 карманных календаря, 3 настенных и 1 отрывной календарь. Сколько всего календарей у Киры? (6 календарей)
  5. У Глеба 7 календарей, он подарил другу 1 календарь. Сколько календарей осталось у Глеба? (6 календарей)
  6. На столе лежало поровну настольных и карманных календарей, настольных - 2 календаря. Сколько всего календарей? (4 календаря)

Воспитатель: Молодцы с задачами справились.

ФИЗМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика.

Календарь отрывной - (дети имитируют раскрывание календаря)

Людям дарят. (ладошки прижаты мизинцами)

Красной краской- (постукивают подушечками пальцев по столу)

День отмечен выходной. (похлопывают ладошками стол)

В будни ходят на работу, (пальчиками «ходят» по ладошкам)

Этих будней много что-то. (пальчиками «ходят» по ладошкам)

Раз, два, три, четыре, пять. (загибают по одному пальцы на руках)

Можно снова отдыхать! (разжимают кулачки).

- А сейчас, я предлагаю нарисовать свой календарь группы. Помогите мне определить какого цвета бумагу мы возьмем для рисования зимы, осени, весны и лета? (Голубой цвет - это зима, Розовый цвет - это весна, Зеленый цвет -это лето, желтый цвет - это осень.)

- Мы разделимся на 4 группы по времени года, каждая группа на трех листах нарисует значимые события, которые случились, произошли и будут происходить осенью, зимой, весной и летом. Например, что у нас было интересного в группе осенью? (Праздник Осени. День рождения Вари и Вовы, день рождения Кати)

Воспитатель по желанию детей разделяет на подгруппы. Дети рисуют на цветной бумаге. По окончанию работы воспитатель предлагает детям встать по временам года и по порядку месяцев

  1. Подведение итога

Воспитатель: Мы познакомились с разными календарями. Нарисовали свой календарь «События в нашей группе». Вы все постарались и получаете все подарок маленький карманный календарь с символикой нового 2022го года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме "Космос" (для детей старшей группы (5 - 6 лет))

В данном материале представлен конспект НОД по ФЭМП по теме "Космос" для детей старшей группы 5 - 6 лет и материалы к данному конспекту...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в Фигуроград и Цифроград» для детей старшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представлений«Путешествие в Фигуроград и Цифроград»для детей старшей группыСоставила: восп...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Данный конспект непосредственной образовательной деятельности закрепляет с детьми знания о последовательности времён года, месяцев, умение сравнивать числа в пределах 10, прямой и обратный счёт. Форми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений На тему" Посылка" для детей средней группы.

Конспект НОД по формированиюэлементарных математических представленийОбразовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)Тема: «Посыл...