Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Самойлова Наталья Викторовна

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) "Кукла и ее подружки матрешки"21.62 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) « Счет и отсчет предметов в предела 19.84 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) - "Строим дорожки"21.12 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) -«Сравнение трех предметов по ширине. 21.43 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) - "Большое путешествие"20.59 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) - "Куклы у нас в гостях"19.95 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в Матемандию"22.2 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) "Поездка на праздник сказок"24.35 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) "Письмо от волшебника"22.1 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) "Умники и умницы"21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема занятия «Кукла и ее подружки матрешки»

Самойлова Наталья Викторовна

  Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей через совместную деятельность.

      Задачи:

Образовательные: Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

• Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

• Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание

Воспитательные: воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: умеют считать в пределах 5, знакомы с порядковым значением числа 5, умеютна вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Сравнивают предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки». Продолжает совершенствоваться умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади; развито логическое мышление, сообразительность, память, внимание; любознательны, активны, целеустремлённые.

Подготовительная работа: знакомство с числом 5, дидактические игры «Где звенит колокольчик?», «Найди свой домик», «Который по счету?».

Оборудование:

 Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, красная длинная и широкая лента, зеленая короткая и узкая лента, игрушки для дидактической игры (пирамидка, мяч, машина, кубики и др.), фланелеграф.

   Раздаточный материал: на каждого ребенка двухполосная карточка, по пять матрешек и по 5 разноцветных кругов на каждого ребенка.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

И к нам гостья пришла

А кто это, вы сможете узнать, когда отгадаете загадку:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (кукла)

Кукла пришла к нам ни одна и не просто так, она пришла просить помощи.

У нее есть подружки матрешки и они пригласили кукол в гости. А чтобы они выглядели нарядными матрешки выслали им в подарок ленточки, но кукла не знает «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? Давайте поможем нашей кукле. (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?

(Воспитатель дает образец ответа:«Красная лента длиннее зеленой ленты».)

Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»

Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента была длинной и широкой».

Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.

Физминутка. «НОЖКИ - ЛАДОШКИ»

В. Чувствую я, что-то скучно стало нашим куклам. Попробуем их развеселить. У меня есть предметы длинные и короткие. Если я вам буду показывать длинный предмет, то вы громко хлопаете в ладоши, а если короткий то ножками топаете.

Приготовьте ладошки, будьте внимательны – следите за моими действиями.

Хорошо, все были внимательны.

Ребята хотите посмотреть на подружек  нашей куклы? Вот они нарисованы на карточках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки. Давайте посчитаем сколько матрешек на карточках?

(Дети считают матрешек вслух.) Сколько матрешек? У каждой матрешки есть кружочек? Сколько кружочков? (Дети считают шары.) По сколько матрешек и кружочков? Чем отличаются кружочки друг от друга? »

Воспитатель предлагает посчитать кружочки по порядку: «Расскажите в каком порядке идут кружочки? (Красный первый, желтый второй и т. д.)

Дети проверяют правильность ответов, пользуясь порядковым счетом.

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Дидактическая игра «Спрячь игрушки».

Куклы «играют» с матрешками: они прячут игрушки, а дети помогают их найти. (Ребята ищут предметы глазами, находясь в определенном месте группы.) Дети называют место, где спрятана игрушка, используя слова: сзади, впереди, вверху,

внизу, слева, справа.

Игра повторяется 2–3 раза с изменением местоположения детей.

-Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (куклы)

-Что делали? (считали, сравнивали предметы, играли)

- Что вам понравилось?

А что вам показалось трудным?

Прощалка

Нас солнца луч смешит и дразнит.

Нам нынче весело с утра.

Позанимались мы отлично

Теперь играть нам всем пора!



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема занятия « Счет и отсчет предметов в пределах 5 по образцу. Цилиндр. Отличия шара и куба, цилиндра. Последовательность частей суток»

Самойлова Наталья Викторовна

  Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

      Задачи:

Образовательные:  Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, вечер, день, ночь

Развивающие:  Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к окружающей действительности.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Умеют считать и отсчитывать предметы в пределах 5 по образцу. Имеют представления о цилиндре, умеют различать шар, куб, цилиндр. Знают о последовательности частей суток: утро, вечер, день, ночь

Подготовительная работа:  игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывание загадок; рассматривание геометрических фигур; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Который по счету?»; разучивание физкультминутки.

Оборудование:

 Демонстрационный материал. Любая игрушка, иллюстрации «время суток», 3 коробки, наборы игрушек (4-5 видов, карточки- «чеки» с 3-5 кругами.
   Раздаточный материал. Наборы фигур(1 шар, 1 куб, цилиндр)

.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

- Ребята, сегодня на занятие пришел к нам белый мишка. Дело в том, что оно перепутал части суток и теперь не знает, что когда надо делать. Давайте ему поможем разобраться.

-Скажите, пожалуйста, сколько всего частей суток? Верно четыре: назовите. А сейчас давайте посмотрим на картинки и поможем мишке расставить их по порядку:

-Первая загадка: Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)

-Верно это утро, Галя поставь картинку, где изображено утро и поставь ее первой.

-Вторая загадка:

 Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

-Рома, найди картинку, где нарисован день, поставь ее на второе место.

-Третья загадка:

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный... (вечер)

-Таня, найди третью картинку.

-Четвертая загадка:

 На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочка —

Значит, наступила... (ночка)

-Арина, найди последнюю картинку.

-Молодцы. Вот мишка, теперь, я думаю, ты разобрался в частях суток. А теперь немного разомнемся.

Физминутка: «Мишка»

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками)

Улыбайся и садись.

-Присаживайтесь на места.

-Ребята, посмотрите, мишка еще принес с собой набор фигур и просит назвать их и разложить по коробкам. (1 куб, 1 шар, 1 цилиндр). Дети называют показывают фигуру-определяют форму, цвет и раскладывают по коробкам.

-Вот и еще немного помогли мишутке.

-А сейчас я предлагаю поиграть в магазин. Посмотрите, сколько матрешек стоит у меня на полке в магазине? (3 матрешки). Поставьте и вы столько матрешек у себя на карточке на верхнюю полочку. На вторую поставьте столько же кубиков. Сколько кубиков вы поставили? Почему вы отсчитали три кубика? Ребята, посмотрите, у вас есть на столе лежат карточки- «чеки». Возьмите, чек с синими кругами. И купите-поставьте столько же матрешек, сколько кругов на «чеке».

Вопросы: Какие игрушки вы купили? Сколько? Почему ты купил столько игрушек?

-Теперь возьмите «чек» с красными кругами. Купите столько же игрушек (кубиков).

-Возьмите «чек» с желтыми кругами, купите столько же игрушек.

Вопросы: Какие игрушки ты купил? Сколько? Почему ты купил столько игрушек? (потому что на чеке 5 кругов).

-Ребята, мишке у нас очень понравилось и он предлагает с ним поиграть в игру «День и ночь». Ведь он теперь научился различать части суток. (игра проводится 3-4 раза)

День-дети двигаются по группе

Ночь-приседают-спят.

-Ребята, кому вы сегодня помогали? Что мы делали на занятии? Какое задание понравилось? Что было сложным? Ну а мишка говорит вам спасибо за помощь и прощается с вами.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема занятия «Строим дорожки»

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: обучение детей в счете звуков в пределах 5, сравнение предметов по длине.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Развивающие: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес, дружелюбие, умение работать в коллективе.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети умеют сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный; умеют различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  • Подготовительная работа: Дидактические игры на развитие математических способностей. Повторение названий геометрических фигур.

Оборудование:

Демонстрационный материал. Металлофон, мешочек, геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Раздаточный материал: Прямоугольники (по 10шт. для каждого ребёнка, трёхполосные карточки, геометрические фигуры.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

 Дети стоят в кругу.

Приветствие: «Доброе утро!» (громко, тихо, шёпотом)

А теперь давайте дружно настроимся на успех.

Гимнастика

Мы умные, мы старательные

Мы отлично занимаемся

И все у нас получается.

Сюрпризный момент.  

В гости к детям пришел Лунтик, он пришел поучиться у вас, потому что ничего не знает. Давайте покажем ему, что мы знаем.

Отгадайте загадки:

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Всем представиться я рад.

А зовут меня…(квадрат).,

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На крыльцо, на  колесо. (Круг).

 Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я? (треугольник).

У меня четыре стороны

На меня похожи полка и доска.

Кто же я? (прямоугольник)

Незнайка хочет научиться считать и сравнивать предметы по длине.  Как быть?

Игровое упражнение «Строим дорожки»

-Ребята, перед вами на столах лежат трёхполосные карточки и на тарелочках лежат геометрические фигуры.

-Что это за фигуры? (прямоугольники).

- Сейчас мы с вами из этих прямоугольников будем строить дорожки.

-Скажите, пожалуйста, что это за музыкальный инструмент? (показывает металлофон).

-А дорожки мы будем строить следующим образом, я буду играть вам на металлофоне звуки, сколько звуков вы услышите, столько фигур вы выложите на первой полоске слева направо. (Ударяет по металлофону 2раза)

-Сколько звуков вы услышали? (Два).

-Сколько прямоугольников вы отсчитали?

-Почему вы отсчитали столько прямоугольников?

-Сколько прямоугольников выложили на первую полоску?

-А теперь мы будем выкладывать прямоугольники на второй полоске карточки так же слева направо

(Ударяет по металлофону 3 раза).

-Сколько прямоугольников вы отсчитали? (Три).

-Почему вы отсчитали столько прямоугольников? (Потому что услышали три звука).

(Ударяет по металлофону 4раза). 

-Далее мы выкладываем прямоугольники на третью полоску карточки.

-А сейчас давайте посмотрим на наши дорожки.

-Одинаковые дорожки у нас получились?

-Какие дорожки у нас получились?

(Дети рассказывают о длине дорожек, используя слова: короткая, длиннее, самая длинная).

-А давайте  мы с вами немного отдохнём.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись.

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек».

-Вы должны будете ощупать в мешочке геометрические фигуры, назвать их показать остальным, чтобы проверить ответ.

Дети по очереди ощупывают в мешочке геометрические фигуры. Игра повторяется 2-3раза.

-Ну а сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди свой гараж».

Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из веревочек – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.

-Дети, чем мы сегодня занимались?

-Что для вас было трудным?

-А что для вас было легким? Интересным?

-Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо занимались. И дорожки из прямоугольников на карточке выкладывали, и все геометрические фигуры правильно узнали на ощупь и все нашли свой гараж.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема занятия «Сравнение трех предметов по ширине. Счет на ощупь в пределах 5 »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: закрепить умение детей считать в пределах 5.

Задачи:

Образовательные: продолжать упражнять в счете на ощупь в пределах 5; закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра; учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать  результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, наблюдательность, внимание, память; развивать мелкую моторику, усидчивость;

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания; воспитывать умение самостоятельной работы

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: умеют  считать  на ощупь в пределах 5; знают значение  слов вчера, сегодня, завтра; умеют сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.

Подготовительная работа: Рассматривание картинок «Наш день», дидактические игры с цифрами, «На что похоже?». Разгадывание загадок, в режимных моментах закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра». 

Оборудование: 

Демонстрационный материал. Магнитная доска, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, 3 прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины

Раздаточный материал. Карточки с пуговицами в мешочке (на карточках по 1—5 пуговиц), наборы карточек с кругами (на карточках по 1—5 кругов).

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

 В гости к детям приходят Кукла Маша.

- Здравствуйте, ребята. Вам нравится в детском саду? (Ответы детей.)

- А чем вы здесь занимаетесь? (Ответы детей.)

- А вы ходите на прогулки? (Ответы детей.)

- Вы не боитесь заболеть? (Ответы детей.)

- А что надо делать, чтобы не заболеть? (Ответы детей.)

- А как надо правильно одеваться? (Ответы детей.)

- Правильно, дети, одеваться надо в по погоде и в соответствии со временем года, То есть летом надевать летнюю одежду, зимой – зимнюю и т.д.,

- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

- Назовите предметы зимней одежды? (Ответы детей.)

- Отгадайте, что это за предмет?

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода.

- Ребята, наша гостья просит вас помочь ей выбрать шарфик. Поможем? (Ответы детей.)

Воспитатель располагает на магнитной доске 3 шарфика одного цвета одинаковой длины и разной ширины и спрашивает:

- Ребята, эти шарики похожи между собой? (Ответы детей.)

- Чем похожи шарфики? (Ответы детей.)

- Правильно, шарфики похожи цветом

- Ребята, давайте наложим шарфики друг на друга и сравним их по длине:

- Кто мне в этом поможет?

- Что можно сказать о длине шарфиков?

- Правильно, длина шарфиков одинаковая.

- Чем отличаются шарфики? (Шириной.)

- Кто найдет самый широкий шарфик?

Находит путем сравнения его с другими шарфиками способами наложения или приложения.

Выбранный шарфик ребенок располагает на магнитной доске горизонтально.

Среди оставшихся шарфиков воспитатель вместе с ребенком опять находит самый широкий и помещает его рядом с первым. Ребенок заканчивает ряд самым узким шарфиком и рассказывает о ширине шарфиков, используя слова: широкий, уже, самый узкий.

- Молодцы, ребята все рассказали про шарфики. Маша решила выбрать себе самый узкий шарфик.

- А сейчас она попросила построить ей лесенку. Построим?

Игровая ситуация «Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам».

Воспитатель показывает детям прямоугольники, выясняет, чем они похожи (цветом и длиной) и чем отличаются (шириной). Затем предлагает расположить их лесенкой: начиная с самого узкого и заканчивая самым широким (слева направо). Воспитатель уточняет ширину каждой ступеньки, прослеживая ее пальчиком снизу-вверх и последовательно называя ступеньки: «Узкая, шире, самая широкая».

Маше очень понравилась ваша лесенка, и она сейчас предлагает вам немного отдохнуть. Попрыгать и поскакать.

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Нашей гостье очень понравилось, как вы играете, прыгаете, отвечаете на вопросы, и она хочет подарить вам волшебный мешочек с сюрпризом.

Игровое упражнение «Покажи столько же».

Посмотрите у меня в руках мешочек.

- Как вы думаете, что в нем может быть? (Ответы детей)

У каждого ребенка набор карточек с разным количеством кругов. Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством кругов:

- Сколько кругов на карточке?

- Почему ты показал карточку с таким количеством кругов?»

Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов.

Упражнение повторяется 2—3 раза.

Игровое упражнение «Наш день».

Наша гостья очень любознательная особа. Она хочет узнать, чем еще вы занимаетесь в детском саду.

- Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке?

- Чем вы занимались вчера в театральном кружке?

- Во что бы вы хотели поиграть сегодня?

- Что вы обычно делаете после обеда?

- В какие игры хотели бы поиграть завтра?

- А сейчас мы попрощаемся с нашей гостьей. Скажем им: «До свидания! Приходи к нам еще!»

- Кто у нас был в гостях? (ответы детей)

- Мы помогли нашей гостье? (ответы детей)

- Чем мы помогли? (ответы детей)

- У нас все получилось? (ответы детей)



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

.05.03.2019 г.

Тема занятия « Большое путешествие »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.  

Развивающие: развивать усидчивость, память, активировать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать внимательность, умение правильно отвечать на вопрос

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети умеют  двигаться в заданном направлении, сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначают результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Подготовительная работа: д/и математического характера; игры, направленные на развитие познавательных процессов; разучивание физкультминутки.

Оборудование: 

Демонстрационный материал. Конверт, план (рисунок) с указанием дороги к домику, предметы для ориентирования по плану (елочка, мяч, ворота, домик), корзина с большими и маленькими мячами (по 5 шт.).

Раздаточный материал. Коробка с кольцами от пирамидок разного цвета и размера, стержни для пирамидок.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

 В: В круг скорее становись, крепко за руки держись (Вдруг кто то стучится в дверь, и вручает воспитателю огромный конверт)

Ничего себе, вот это да! Ребята, давайте скорее посмотрим, что там внутри.? (дети вытаскивают из конверта план, в котором указано, как найти дорогу к домику). И записка здесь тоже имеется. В записке пишется:- Спешите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница! Только дети могут снять с нас «заклятье»!

Интересно кто же это просит нас о помощи? Давайте поможем?

-Посмотрите на рисунке (карте) изображено с какого предмета надо начинать движение и в каком направлении двигаться. (В соответствии с рисунком в группе расставлены предметы: елочка, мяч, ворота, домик).

С какого же предмета начнем? Конечно с елочки. Найдите, где в нашей группе стоит елочка? Молодцы, с этого места и начнем свой путь.

От елочки, до какого предмета пойдем? (до мяча)

Добрались до мяча, ого сколько здесь в кустиках мячей то спряталось! (Воспитатель выкатывает корзину с мячами) Давайте узнаем поровну ли в ней больших и маленьких мячей. (Дети отбирают вначале все большие, затем все маленькие мячи и располагают их в ряд).

-Ребята одинаковые ли мячи по величине? Каких мячей больше? Посчитайте мячи. Что можно сказать о количестве больших (маленьких) мячей (по сколько их? Давайте расположим их так, чтобы сразу было видно, что их поровну.

Молодцы, отлично справились с заданием. Не будем терять времени, отправимся дальше в путь, куда же нам дальше путь держать? (достаем карту и определяем направление до ворот).

-А пока мы идем давайте поиграем? (Физкультминутка)

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь? (Дети прыгают)

Вверх взлетел и покатился. (Высоко подпрыгивают и убегают)

У ворот остановился. (Останавливаются)

-Мы совсем и не заметили, как к воротам подошли. Куда же идти дальше? (Рассматриваем карту) Точно, прямо к домику, где случилась беда.

-Вот он тот домик, давайте постучимся? Никто не отвечает, тогда придется войти.

(В домике дети находят коробку с кольцами от пирамидок)

-Посмотрите, что это? А вот здесь стоят палочки от пирамидок, наверно это их заколдовали, давайте расколдуем? (Каждый ребенок отбирает кольца и собирает пирамидку).

-Вот мы всех и расколдовали, давайте вспомним, как же нам удалось правильно собрать пирамидку? (При ответе добиваться использовать слова: самое большое колечко, меньше, еще меньше, самое маленькое).

Ребята, вам понравилось путешествие?

Кому мы сегодня помогали?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Какие задания вызывали у вас затруднения?

Справиться с такими сложными заданиями вам помогла дружба и доброта.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

.12.03.2019 г.

Тема занятия «Куклы у нас в гостях»

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Задачи:

Образовательные: Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.  Продолжать учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать внимательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, умение правильно отвечать на вопросы, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети  умеют  сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий; умеют находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Подготовительная работа: д/и математического характера; игры, направленные на развитие познавательных процессов; разучивание физкультминутки; дидактические игры  «Назови и сосчитай», «Который по счету?»

Оборудование: 

Демонстрационный материал. Стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки (по 4 шт.).

Раздаточный материал. Листы- картинки (картинки с заданием: «Подбери каждой матрешке предмет нужной величины, соединив линией матрешку с соответствующим предметом»).

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

-Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша со своими подружками.

Куклы хотят попить чай, а стол не накрыт. Давайте вместе накроем стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки.

Дети выясняют, сколько маленьких (четыре) и сколько больших тарелок (три).

Воспитатель предлагает сравнить количество больших и маленьких тарелок: «Четыре маленьких тарелки и три больших тарелки – сравните, что больше. (Четыре маленьких тарелки больше, чем три больших тарелки.) Три больших тарелки и четыре маленьких тарелки – сравните, что меньше. (Три больших тарелки меньше, чем четыре маленьких тарелки.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?»

Воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок.

Работа по картинке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и выполнить следующие задания: «Подберите каждой матрешке предмет нужной величины (сарафан, ведро), соединив линией матрешку с соответствующим предметом. Сколько матрешек на картинке? Расскажите о величине каждой матрешки. Сколько сарафанов? Сколько ведерок? Какой матрешке принадлежит самое большое ведро (самый большой сарафан)?»

В свободное от занятий время воспитатель предлагает детям закрасить предмет таким цветом, какого цвета косыночка у матрешки.

-Ребята вы наверно устали давайте с вами отдохнем.

                   Физминутка

1 ,2,3,4,5. Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

1,2,3,4,5!

Топаем ногами!

1,2,3,4,5!

Хлопаем ругами!

Игровое упражнение «Постройте ребят по росту».

Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребенка в ряду.

Под музыку дети двигаются по группе, по окончании мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания. Дети называют рост каждого ребенка.

Упражнение повторяется еще раз с участием других детей.

  Ребята что нового вы сегодня узнали?

-Что вам больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

.26.03.2019 г.

Тема занятия «Путешествие в Матемандию»

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: Показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5).

Задачи:

Образовательные: Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Развивающие:  Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, умение правильно отвечать на вопросы, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети знают, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Имеют представление о геометрических фигурах – шаре и цилиндре. Умеют  считать в прямом и обратном порядке.

Подготовительная работа: проведение дидактических игр математического содержания

Оборудование: 

Демонстрационный материал. Игрушки (3-4 шт.), цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка в форме цилиндра).

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (4-5 бабочек), поднос, бабочки (по 4-5 шт. для каждого ребенка).

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

- Ребята, сегодня мы отправимся в чудесное путешествие в страну Матемандию. Мы встретим старинных друзей - геометрические фигуры, поиграем и посчитаем, будем искать клады, спрятанные королем Матемандии - Кубикусом.
I. Игра «Город Геометрические фигуры».
- Итак, мы отправляемся в путешествие! Для этого вы должны закрыть глаза и сосчитать до пяти по порядку. 

- А вот мы и в Матемандии, в городе Геометрические фигуры!
Давайте оглядимся. Что вы видите? (Пока дети считают с закрытыми глазами, появляется стол и на нем расставлены предметы: мяч, апельсин, клубок, банка, стакан, коробка цилиндрической формы).
- Ребята, давайте рассмотрим эти волшебные предметы, расставленные на столе. (Дети рассматривают предметы и дают им название).
- А теперь разделите эти предметы на две группы по форме. 
- Почему вы разделили их так?
- Ребята, назовите, какие предметы имеют круглую форму?
- На какую объемную геометрическую фигуру похожи эти предметы? (Шар)
Достаю из волшебного сундучка шар и демонстрирую его детям. Затем достаю цилиндр. 
- Ребята, а как называется эта фигура? (Цилиндр)
- На какие предметы похож цилиндр? (Каток, валик, ваза и др.)
- Ребята, посмотрите на стол и скажите, какие предметы имеют форму цилиндра?
- А теперь вспомните и ответьте, что можно делать с шаром и цилиндром? (Шар можно катать, а цилиндр - катать и ставить).
Итак, ребята, цилиндр и шар – объемные геометрические фигуры. Шар можно катать, а цилиндр – катать и ставить.
- А теперь необычная разминка: один ряд детей попробует изобразить шар, а другой ряд – цилиндр.
- Получилось? Молодцы ребята! А теперь я хлопну в ладоши и мы попадем в другой город, который называется Счет.
Игровое упражнение «Город Счет».
-Сейчас вы поработаете с раздаточным материалом, который лежит у вас на столе. Но прежде, чем приступить, отгадайте загадку:
В ярком платье модница – 
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, 
Утомится – отдыхает (бабочка).

Демонстрирую изображение бабочки, рассматриваем ее изображение.
- Ребята, красивая бабочка? Какого цвета ее крылышки?
- А сколько у нее крылышек? (4)
- Сколько у нее усиков? (2)
- А теперь переходим к работе на своих местах.


(У каждого ребёнка на столе лежит двухполосная карточка, в верхнем ряду которой на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки - 5 штук).
- У каждого из вас на столе лежит карточка, на верхней стороне карточки наклеены бабочки.
-Посчитайте, сколько бабочек в верхнем ряду? (5)
- Возьмите с тарелочки столько же бабочек, сколько наклеено на карточке, и расположите их в нижнем ряду близко друг к другу.
- Одинаково ли расположены бабочки в верхнем и нижнем ряду?
- Ребята, сколько бабочек в верхнем ряду? (спрашиваю 3 ребенка)
- Скажите, сколько у вас бабочек в нижнем ряду? (спрашиваю 3-4 ребенка и проверяю остальных).
- Что можно сказать о количестве бабочек в верхнем и нижнем ряду? Поровну ли бабочек? (Да).
- Легко ли проверить, что бабочек одинаковое количество, когда они расположены по-разному? (Нет).
- А сейчас расположите бабочек в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду.
- Расскажите о способе уравнивания.
- Влияет ли расстояние между предметами на их количество? (Нет).
- Молодцы, ребята!
- Давайте сделаем разминку!
Физкультминутка «Бабочки летают».
- Ребята, покажите, как летают, бабочки. (Упражнение выполняется под музыку 30 сек). 
-Сейчас я хлопну в ладоши еще раз, и мы отправимся дальше!
Игра «Поиск кладов».
-Мы оказались в небольшом городке Направление, где будем искать клады, спрятанные королем Матемандии - Кубикусом.
(Перед началом занятия прячем игрушки в группе (3 шт).
- Сейчас мы с вами будем искать игрушки с сюрпризом. Но без карты! Поэтому вы должны слушать мои указания очень внимательно! 
(На каждое задание вызывается по одному ребенку, остальные должны внимательно следить за участником и поправлять его, если это необходимо).
1. От театрального уголка (любое условное место): повернуть налево – сделать 3 шага прямо, повернуться налево, сделать 2 шага – увидеть наклейку – найти игрушку.
2. От уголка природы: повернуть направо, идти прямо 5 шагов, повернуть налево, сделать 3 шага – увидеть наклейку – найти игрушку.
3. От стола (за котором сидит ребенок) сделать шаг вперед – повернуть налево – сделать 4 шага вперед - повернуться направо - сделать 1 шаг - увидеть наклейку – найти игрушку с сюрпризом.
-А теперь, мои дорогие ребята, пора возвращаться в наш детский сад. Для этого закройте глаза и сосчитайте от 5 до 1. Будьте внимательны!

 Вот мы  в нашей замечательной группе.
-Итак, ребята, мы сегодня путешествовали с вами в страну Матемандию. 
- Что мы сегодня делали? 
–Что узнали?
После ответов детей воспитатель делает выводы:
1. Цилиндр и шар – объемные геометрические фигуры. Шар можно катать, а цилиндр – катать и ставить.
2. Результат счета не зависит от расстояния между предметами.
3. Учились двигаться в заданном направлении, повторили понятия направо - налево.
- Спасибо за занятие, молодцы!
В награду король Матемандии Кубикус подарил вам раскраски бабочек, сюрпризы, и вы сможете поиграть с найденными игрушками.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

.09.04.2019 г.

Тема занятия «Поездка на праздник сказок »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: развитие навыков количественного и порядкового счета в пределах 5, умение сравнивать предметы по величине.

Задачи:

Образовательные: 

• Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

• Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

• Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Развивающие:   Развивать мышление, воображение, внимание, речь.

Воспитательные: Воспитывать у детей познавательный интерес,  дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: У детей закреплены навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, дети умеют отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.; дети умеют сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначают результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше; умеют устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Подготовительная работа: Чтение сказок. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Найди себе место». Игровые упражнение «Кто быстрее назовет?».

Оборудование:

Демонстрационный материал. Магнитная доска, карточки с изображениями паровозика и 5 вагончиков с героями сказок (Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино), круги (желтый – утро, красный – день, голубой – вечер, черный – ночь), настольный театр (или видеозапись сказки), аудиозапись мелодии из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

Раздаточный материал. Шарики и флажки разного цвета и величины (большой, поменьше, еще меньше и т. д. – по 5 шт. для каждого ребенка; размер каждого шарика соответствует размеру флажка).

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

- Доброе утро, ребята! Посмотрите в окно, что вы видите? (Солнце, деревья, прохожих).

- Они, наверное, куда-то спешат? (По делам, на работу).

- Правильно. У каждого свои заботы.

- Ребята, отгадайте загадку:

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещая: «Это…»

- (Утро).

- Молодцы! (Воспитатель прикрепляет на магнитной доске жёлтый круг, объясняя, что он означает УТРО)

.

- К нам в гости пришли сказочные герои: Колобок, Красная Шапочка, Чебурашка, Буратино, Вини-Пух. Они предлагают нам отправиться на праздник сказок. Для этого мы должны построить транспорт. Это будет – паровоз. На магнитной доске дети строят паровоз из разноцветных вагончиков

- Молодцы ребята. Справились с заданием. Теперь в каждый вагончик посадим героев сказок: Колобок, Красная Шапочка, Чебурашка, Буратино, Вини-Пух. Ребята герои, из каких сказок к нам пришли? (Из сказки: Колобок, Красная Шапочка, Чебурашка и крокодил Гена, Буратино, Вини-Пух.)

Ответы детей.

- Молодцы, ребята. Давайте вместе посчитаем, сколько гостей едут на праздник? (Один, два, три, четыре, пять).

Ответы детей.

- Молодцы, ребята правильно посчитали.

А теперь посчитайем. Сколько вагончиков? (Один, два, три, четыре, пять).

Ответы детей.

- Молодцы, ребята правильно посчитали. Теперь каждого героя посадим в вагончик.

- Молодцы, ребята справились.

- Ребята, кто едет в первом вагончике (Колобок).

Ответы детей.

- Во - втором (Красная Шапочка).

Ответы детей.

- В третьем (Чебурашка)

Ответы детей.

- В четвёртом (Буратино)

Ответы детей.

- В пятом (Вини-Пух)

Молодцы с этим заданием вы замечательно справились!

А теперь я предлагаю вам отправиться

на свои места и помочь украсить наш праздник шарами и флажками. У каждого из вас есть набор кругов и флажков. Что вы можете сказать о цвете шариков? О величине? Нам необходимо разложить  круги по возрастанию, то есть как?

- от меньшего к большему.

Дети располагают шарики в возрастающей последовательности: начиная с самого маленького и заканчивая самым большим, уточняют приемы раскладывания по величине.

- Правильно! А флажки разложим наоборот, по убыванию, то есть как?

- от большего к меньшему.

После выполнения задания дети рассказывают о величине предметов, используя слова: самый маленький, побольше, еще больше, самый большой.

Замечательно, все справились и наверно немножко устали.

Предлагаю отдохнуть:

Один, два, три, четыре, пять!

Будем руки поднимать

И за ручками тянуться!

Будем руки опускать,

Будем прыгать и скакать!

А теперь наоборот:

Пять, четыре, три, два, один!

Мы тихонько посидим.

Дети выполняют соответствующие действия.

Воспитатель выясняет у детей, что можно делать днем, и прикрепляет на магнитную доску красный круг, обозначающий день.

Затем предлагает поиграть.

Дети берут по одному шарику или флажку и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка с шариком или флажком такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Затем дети объясняют свой выбор и меняются предметами. Игра повторяется.

- А сейчас загадка:

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

- (День)

- Правильно, умнички! (Прикрепляет на магнитную доску красный круг, обозначающий ДЕНЬ)

- Ребята, а что мы делаем днём? (играем, обедаем, спим, занимаемся)

- Правильно, молодцы!

- А какое время суток сменяет день? Отгадайте загадку

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный. (Вечер) (Прикрепляет голубой круг). Этот круг обозначает ВЕЧЕР.

- Ребята, послушайте песенку. (Воспитатель включает на ноутбуке отрывок из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!», и дети вместе с персонажами сказок смотрят мультфильм (видеозапись сказки).

- Ребята, как вы думаете, что теперь будут делать дети и герои сказок? (Спасть)

- Загадка:

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит.

- Как называется эта часть суток? (НОЧЬ) (Воспитатель прикрепляет последний чёрный круг на магнитную доску и уточняет, что он означает НОЧЬ.)

 Спасибо  всем за работу. Вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями. А что вам больше понравилось?  Предлагаю вам  рассказать нашим смайликам, какое настроение у вас после занятия.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

.16.04.2019 г.

Тема занятия «Письмо от волшебника »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: Развитие интереса к ФЭМП на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь ( в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром, кубом.

Развивающие:   Развивать умение сравнивать предметы по цвету,  форме, величине. Развивать двигательную активность детей, упражнять в выполнений отдельных движений, в беге.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к математике; воспитывать умение самостоятельной работы.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети считают и отсчитывают предметов на слух, на ощупь ( в пределах 5). Умеют соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром, кубом; умеют сравнивать предметы по цвету,  форме, величине.

Подготовительная работа: проведение дидактических игр математического содержания; повторение названий геометрических фигур; рассматривание геометрических фигур; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Который по счету?»;

Оборудование:

Демонстрационный материал.  Письмо от волшебника, дудочка, предметы в форме шара и куба (мяч, клубок ниток, кубик, коробка в форме куба), образец-«открытка» с изображением 5 одинаковых предметов.

Раздаточный материал. Мешочки с разным количеством шариков (от 3 до 5 шариков), числовые карточки с разным количеством кругов (по 4 шт. для каждого ребенка), карточки с изображением геометрических фигур (синий треугольник, красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник), цветные карандаши.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

В-ль: Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо. Вы хотите узнать, что там написано?

Дети: Да!

В-ль: Ой, ребятки оказывается добрый волшебник приготовил для нас сюрприз и спрятал его у нас в группе. А чтобы нам его найти необходимо выполнить задания волшебника, которые написаны в его письме и нарисована схема, по которой мы должны двигаться выполняя задания по станциям.

1 Станция «Музыкальная»

- сколько звуков вы услышали, покажите карточку.

- Сколько кружочков на вашей карточке?

- Почему вы показали такую карточку?

Задание в парах: один ребенок берет бубен, а дети должны выполнить столько раз физические упражнения, сколько он стукнет в бубен.

2 Станция «Помощники»

- Ребята, посмотрите Зайка серый почему-то плачет. Что же случилось с тобой Зайка?

Зайка: Я хотел поздравить маму с Днем рождения, а Серый волк порвал мою открытку.

В-ль: Ребята, а может мы поможем Зайке собрать открытку?

Дети: Поможем.

Эстафета «Собери открытку»

В-ль: Ребята, мы помогли собрать открытку, но чтобы нам отправиться дальше нужно посчитать сколько цветов на открытке?

- Покажите карточку, на которой столько кругов, сколько цветов на открытке.

- Сколько кружочков на вашей карточке?

3 Станция «Волшебная»

В-ль: Ребята, посмотрите добрый волшебник оставил нам мешочки. Что же в этих мешочках мы должны узнать, не заглядывая в них (на ощупь).

Ответы детей: в мешочке пуговицы

В-ль: А теперь нам нужно посчитать сколько пуговиц в мешочке у каждого из вас, чтобы узнать куда нам двигаться дальше.

Ответы детей: воспитатель называет число, а дети поднимают руку.

4 Станция «Игровая»

В-ль: Да. Нелегкие задания придумал волшебник. Я думаю, что пришла пора, поиграть нам детвора. Поиграем?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Найди фигуру»

В-ль: Я буду показывать предметы, а вы назовите фигуру, на который предмет похож.

Физкультминутка «Как живёшь?»

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают с показом движений.

- Как живёшь?

- А плывёшь?

- Как бежишь?

- Вдаль глядишь?

- Ждёшь обед?

- Машешь вслед?

- Утром спишь?

А шалишь?

В-ль: Ну что, ребята, хорошо поиграли?

Пора нам двигаться дальше. Вы хотите найти сюрприз? Тогда нам осталось выполнить последнее задание.

Игровое упражнение «Продолжи ряд»

У вас на столе карточки с геометрическими фигурами, но одной фигуры не хватает. А в конвертике волшебник оставил нам подсказку (карточка со всеми фигурами). Посмотрите на вашу карточку, сравните с карточкой волшебника и дорисуйте фигуру, которой не хватает.

(Воспитатель уточняет названия фигур, их цвет)

 В-ль: Вот мы дошли и нашли сюрприз, который находится в этой волшебной коробочке. Наш путь был нелегким, нам пришлось выполнить много заданий.

- Ребята, а какие задания придумал сегодня для нас волшебник?

- А что вам больше понравилось?

- Сегодня все постарались, молодцы!

- Давайте откроем волшебную коробку.

(воспитатель раздает детям сюрпризы, которые послужат мотивацией к следующему занятию)



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Тема занятия «Умники и умницы»

Самойлова Наталья Викторовна

  Цель: Развитие умения различать равенство и неравенство двух групп предметов.

      Задачи:

Образовательные:  формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Развивающие:  Закреплять умение считать в пределах 5, Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг); Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные: Воспитание чувства коллективизма; воспитание аккуратности, доведения начатого дела до конца.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: У детей  сформированы  представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Умеют сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначают результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка». Умеют считать в пределах 5, различают  и называют  знакомые геометрические фигуры (куб, шар, квадрат, круг).

Подготовительная работа:  игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывание загадок; рассматривание геометрических фигур; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай», «Который по счету?»; разучивание физкультминутки.

Оборудование:

 Демонстрационный материал. Машины (5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора – с шарами, 2 набора – с кубами; количество шаров и кубов равно количеству детей).

   Раздаточный материал. Круги (по 5 шт. для каждого ребенка), квадраты (по 5 шт. для каждого ребенка), «ледяные дорожки», изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт. для каждого ребенка), «снежные комочки» разного размера (по 2 шт. для каждого ребенка).

.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Дети сидят на стульчиках, перед ними столы для двух команд.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Умники и умницы». Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Команда девочек будет называться «Умницы», а команда мальчиков – «Умники».

(Дети делятся на две команды и рассаживаются за столы.)

Раздаю команде «Умницы» - 4 куклы, а команде «Умники» - 5 машинок, прошу каждую команду расположить игрушки на столе в ряд и спрашиваю:

«Что нужно сделать, чтобы узнать сколько машин и кукол?»

Ответы команд (посчитать).

- Правильно, нужно посчитать сколько кукол и сколько машин! (Дети из каждой команды по очереди пересчитывают игрушки.)

- Сколько кукол? (спрашиваю у команды «Умницы»).

Ответы детей (4).

- Правильно, у вас 4 куклы!

- Сколько машин? (спрашиваю у команды «Умники»).

Ответы детей (5).

- Правильно, у вас 5 машин!

- Ребята, а поровну ли у каждой команды машин и кукол?

Ответы детей (нет).

- А как можно это проверить, какие вы знаете способы сравнения?

Ответы детей (наложение и приложение).

- Правильно! А давайте с вами вспомним что такое наложение и что такое приложение! Как можно сравнить игрушки способом наложения?

Ответы детей (посадить кукол в машины).

- Правильно! А способом приложения?

Ответы детей (посадить кукол рядом с машинами).

- Молодцы! Сейчас из каждой команды я вызову по одному участнику, участнику из команды «Умницы» нужно будет сравнить куклы и машинки способом наложения, а участнику из команды «Умники» - способом приложения (вызываю по одному ребенку из каждой команды по очереди, они выполнят задание).

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Прежде чем продолжить давайте отдохнем!

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(Дети рассаживаются по своим местам.)

- Молодцы! Теперь мы готовы продолжить нашу игру! Ребята, давайте с вами уточним пять машин и четыре куклы, что больше?

Ответы детей (пять машин больше, чем четыре куклы).

- Правильно! Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше?

Ответы детей (четыре куклы меньше, чем пять машин).

- Молодцы! А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?

Ответы детей (можно добавить куклу).

- Правильно! У меня как раз есть еще одна кукла (показываю ее детям и ложу на стол). А что еще можно сделать, чтобы уравнять количество игрушек?

Ответы детей (убрать машинку) .

- Молодцы! (вызываю ребенка и прошу его уравнять игрушки одним из способов, после спрашиваю каким именно способом он это сделал, т.е. убрал или добавил игрушку и выясняю по сколько стало кукол и машин, затем восстанавливаю неравенство и прошу установить равенство другим способом, после выполнения задания хвалю ребенка).

- А сейчас каждому из вас я раздам по 5 кругов и по 4 квадрата, вам нужно будет сравнить количество кругов и квадратов любым из способов и уравнять их количество!

(Дети выполняют задание, после чего выборочно спрашиваю у детей какими способами они произвели сравнение и уравнивание фигур.)

- Молодцы, вы хорошо освоили способы сравнения и уравнивания предметов и поэтому все справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разложи фигуры», но для этого нам нужно подготовить наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца) .

Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) .

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого) .

Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки) .

- Ну вот наши пальчики готовы и мы можем поиграть! Каждой команде я раздам по одному набору геометрических фигур (показываю геометрические фигуры детям). Что это за фигуры?

Ответы детей (шары и кубы).

- Правильно! (раздаю детям наборы геометрических фигур) А еще у меня есть вот такие корзины (показываю их детям и ставлю на пол, по 2 корзины для каждой команды). Каждой команде нужно будет отобрать шары и кубы из своих наборов и разложить их в две корзины: в одну – шары, в другую – кубы. Понятно?

Ответы детей (да).

(Каждая команда раскладывает шары и кубы по корзинам. Проверяю правильность выполнения задания.)

- Молодцы! Наши глазки немного устали, давайте дадим им отдохнуть!

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

Раздаю каждому ребенку 2 дорожки и спрашиваю: «Одинаковой ли длины дорожки?»

Ответы детей (нет)

- Покажите длинную дорожку.

(Дети показывают длинную дорожку.)

- Покажите короткую дорожку.

(Дети показывают короткую дорожку.)

- Одинаковой ли ширины дорожки?

Ответы детей (нет).

- Покажите широкую дорожку.

(Дети показывают широкую дорожку.)

- Покажите узкую дорожку.

(Дети показывают узкую дорожку.)

- Как можно назвать одним словом длинную и широкую дорожку?

Ответы детей (большая дорожка) (в случае затруднений, подсказываю).

- А короткую и узкую?

Ответы детей (маленькая дорожка).

- А сейчас я предлагаю команде «Умницы» составить из длинных и широких дорожек одну большую дорожку и прокатить по ней вот такой большой шар (показываю его команде «Умницы»), а команде «Умники» из коротких и узких дорожек одну маленькую и прокатить по ней маленький шар (показываю его команде «Умники»)! (Дети составляют дорожки и прокатывают по ним шары.)

- Вот и подошла к концу наша игра! Ребята давайте с вами вспомним какие задания были у каждой команды? (по очереди спрашиваю у каждой команды, какие задания они выполняли).

Ответы команд.

- А в какие игры мы с вами играли?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) "В гости к Тане"

План-конспект НОД по познавательному развитию - формирование элементарных математических представлений детей 2 младшей группы....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП Итоговое)

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП Итоговое)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие в страну Сказок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие в страну Сказок»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(ФЭМП) "В гостях у Королевы Математики".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию(ФЭМП) " В гостях у Королевы Математики". Конспект для детей средней группы....

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе на закрепление изученного материала. К конспекту имеется презентация с заданиями на мультимедийном оборудовании....