ООД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в волшебную страну - МАТЕМАТИКА»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бусолаева Елена Владимировна

Обобщить математические представления детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в волшебную страну - МАТЕМАТИКА»

в подготовительной к школе группе

Цель:

Обобщить математические представления детей подготовительной группы.

Программные задачи:

  • Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10.
  • Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число последующее, какое предыдущее.
  • Закреплять знание геометрических фигур.
  • Закреплять умение решать логические задачи; арифметические задачи и примеры.
  • Закреплять умение самостоятельно соединять точки на листе бумаги, ориентируясь на условные обозначения (цифры от 1 до 10).
  • Развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.
  • Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры «Геометрические фигуры», «Найди соседей», «Рисуем по клеточкам», индивидуальная работа.

Материал к ООД:

  • задание «Соедини по клеточкам. Кораблик»;
  • карточки с цифрами;
  • цифры от 1 до 10;
  • избушка;
  • письмо от Бабы Яги;
  • схема - задача;
  • лабиринт «Геометрических фигур» на каждого ребенка;
  • простые карандаши;
  • цветные карандаши;
  • логические задания;
  • карточки-примеры на каждого ребенка;
  • доска-мольберт.

Ход ООД:

I Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в одну загадочную страну.  Но для начала давайте улыбнёмся друг другу – в путь ведь отправляются в хорошем настроении.

Хотите узнать, куда мы отправимся? Отгадайте загадку:

Она — царица всех наук,

Без неё мы — как без рук.

Научит думать и решать,

И много действий совершать.

Дети: Математика

II Основная часть:

Воспитатель: Итак, ребята, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием Математика. Путь наш будет непрост, но интересен. Ребята, а на чём же мы с вами отправимся в путь? (Предложения детей)

Чтобы это узнать, нам надо соединить прямой линией все точки от 1 до 10, не пропуская ни одной, а в конце соединить последнюю точку с первой, на листе бумаги, который лежит перед вами. Готовы? Приступаем. (см. приложение)

Воспитатель: Что у Вас получилось?

Дети: Кораблик

Воспитатель: Вот на этих волшебных корабликах мы и будем путешествовать по Математике. Но он, как и любой другой транспорт, не сдвинется с места, если у него не завести мотор. А помогут нам в этом волшебные кнопочки по бокам корабля, на которые надо нажать, чтобы завелся мотор у корабля. Вот они! Наша задача – их правильно раскрасить: правую – красным цветом, а левую – зелёным. Раскрасили? Тогда жмём пальчиком на них. А теперь проверьте: завёлся ли мотор у вашего соседа. Вы готовы? Тогда отправляемся!

Воспитатель: Итак, мы с вами плывём на корабле. Моряки в пути, чтобы не было скучно, рассказывали интересные истории из жизни или сказки, решали увлекательные задания и головоломки. Вот и сейчас, чтобы не скучать, мы будем отвечать на весёлые вопросы.

Воспитатель: Сколько дней в одной неделе?

Дети: Семь

Воспитатель: Как называется первый из них?

Дети: Понедельник

Воспитатель: Средний?

Дети: Среда

Воспитатель: Последний?

Дети: Воскресенье

Воспитатель: Какой день недели будет через два дня?

Воспитатель: Что наступает раньше: утро или вечер?

Дети: Утро

Воспитатель: Сколько углов у треугольника?

Дети: Три

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: Двенадцать

Воспитатель: Какой из них год начинает?

Дети: Январь

Воспитатель: Какой заканчивает?

Дети: Декабрь

Воспитатель: Смотрите на горизонте наша страна МАТЕМАТИКА. (Выходим из-за столов)

Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Весёлый счет», его жители – цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти своё место (Работа с числовой последовательностью 1-10).

Воспитатель: С чего начинается числовой ряд?

Дети: С 1

Воспитатель: Почему это число первое?

Дети: Самое маленькое из всех

Воспитатель: Назовите самое большое число

Дети: 10

Воспитатель: Чем оно отличается от других чисел ряда?

Дети: Двузначное

Воспитатель: А у какой цифры есть вот такие «соседи»? Показываются карточки с цифрами (см. приложение).

3....5           2.....4          ...5...           5.....7          ….9....

Воспитатель: Назовите число, соседи которого 5.....7  

Дети: 6

Воспитатель: Если это число уменьшить на 1, то какое получится?

Дети: 5

Воспитатель: Как мы можем назвать его по отношению к 6?

Дети: Предыдущее

Воспитатель: А 7 по отношению к 6?

Дети: Последующее

Воспитатель: Назовите предыдущее число числу 9?

Дети: 8

Воспитатель: Последующее?

Дети: 10

Воспитатель: Мы с честью справились с заданием и помогли жителям города. Пойдемте путешествовать дальше!

Ой, ребята, посмотрите дальше, наша дорога идёт через лес. А вот на поляне стоит избушка – зайдём в неё. Вот это да! Везде развешаны какие-то непонятные картинки и схемы. Ребята! Мы же попали в избушку Бабы Яги.  А вот письмо от неё. Баба Яга пишет, что не выпустит нас гулять по стране МАТЕМАТИКИ, если мы не сумеем справиться с её задачками. Все они будут непростые, заколдованные, как, например, вот эта схема: (на ней нарисованы яблоки)

Воспитатель: Что на ней изображено?

Дети: Яблоки

Воспитатель: Сколько их?

Дети: 4

Воспитатель: Можно ли по этой схеме составить задачу? (выслушать несколько вариантов).

Например: Сестрице Алёнушке Яблонька подарила 4 яблока, но когда она побежала искать своего братца Иванушку, то выронила одно. Сколько осталось?

Давайте запишем решение задачи (один ребёнок записывает у доски):

4-1 = 3

Воспитатель: Что означает число 4?

Дети: Сколько было

Воспитатель: А число 1?

Дети: Сколько выронила

Воспитатель: А число 3?

Дети: Столько осталось

Воспитатель: Почему выбрали знак «минус»?

Дети: Потому что в результате стало меньше.

Воспитатель: Прочитайте эту запись разными способами.

Дети: «4 минус 1 получится 3»; «если от 4 отнять 1, то получим 3» и т. д.

Следующая задача:                   Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели,

Пять румяных, наливных,

Одно с кислинкой,

Сколько их?

Воспитатель: О чём говорится в задаче?

Дети: О яблоках

Воспитатель: Что о них известно?

Дети: Их было 5 румяных, да 1 с кислинкой

Воспитатель: Что надо узнать?

Дети: Сколько всего

Воспитатель: Давайте запишем решение задачи на доске (запись ведёт ребёнок):

5+1 = 6

Воспитатель: Почему вы выбрали для записи именно знак «плюс»?

Дети: Потому что нам нужно найти, сколько было всего, т.е. соединить части и получить целое

Воспитатель: Прочитайте запись.

Воспитатель: Молодцы, пойдёмте дальше. Смотрите, мы пришли в город «Геометрических фигур». Ребята, посмотрите внимательно, здесь задание на листочках (дети садятся за столы). Задание на внимательность. Но сначала приготовим пальчики для работы.

Воспитатель:

Две весёлые лягушки (дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят (резко распрямляют пальцы, руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки (кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят (затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол).

Воспитатель: А теперь, послушайте задание.

Лягушка заблудилась в математической стране. Ей надо добраться до своего болота. Она может прыгать только по кочкам четырехугольной формы. Если вы заштрихуете все четырехугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберётся домой. Поможем лягушке? Начинаем работу. (Дети выполняют работу самостоятельно.)

Воспитатель: Отправляемся дальше. Смотрите, нас встречает город «Весельчаков».

Эмоциональная разрядка (разминка) «Лови ошибку». Игра «Четвёртый лишний». Из предложенных четырёх слов нужно выбрать (найти) лишнее, которое не подходит к остальным.

Внимательно слушайте группы слов, в них кроется ошибка, кто её найдёт первым - поднимет руку:

Воспитатель: плюс, минус, пятница, равно.

Дети: Пятница

Воспитатель: круг, квадрат, прямоугольник, декабрь.

Дети: Декабрь

Воспитатель: утро, день, зима, ночь.

Дети: Зима

Воспитатель: семь, квадрат, пять, девять.

Дети: Квадрат

Воспитатель: далеко, высоко, не равно, низко.

Дети: Не равно

Воспитатель: час, год, секунда, утро.

Дети: Утро

Воспитатель: суббота, вторник, четверг, апрель.

Дети: Апрель

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше гулять по стране Математики. Нас встречает город «Числоград».  Здесь на карточках записаны примеры, вы вытягиваете карточку, решаете пример и встаёте к домику (номер которого совпадает с ответом вашего примера). (Вешаются Домики с номерами 5, 9, 4, 7, 8, 6.)

8+1      10-1         3+2        6-1          6+1        9-2      3+1        6-2    

9-1      6+2      8-2      2+4    

Дети молча решают. Далее идёт проверка. Молодцы, и с этим заданием справились.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нужно возвращаться!

Рефлексия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математика"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в Звездную страну» в старшей группе

Тема: «Путешествие в звездную страну».Программное содержание:образовательные задачи:закрепить навыки количественного  и порядкового счета в пределах 10, обратный счет;закрепить умение...

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений Путешествие в волшебную страну

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений Путешествие в волшебную страну...

Конспект НОД по математике в старшей группе: «Использование проблемного обучения в формировании элементарных математических представлений» "Путешествие в страну «Математика"

Цель: формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира через использование...