«Особенности составления планов – конспектов для занятий по математике с дошкольниками.»
методическая разработка по математике

Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. В 40-е годы 20 века Леушина А.М. впервые предложила занятия как форму обучения математике в детском саду. Метлина Л.С. в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. До 90-х годов считалось, что основной формой обучения математике дошкольников является занятие.

Для организации занятий с детьми основным составляющим является планирование занятий и составление конспектов .

На мой взгляд знания  особенности составления планов – конспектов для занятий по математике с дошкольниками даст возможность  педагогу более рационально организовать воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение –школа № 1574

«Особенности составления планов – конспектов

 для занятий по математике с дошкольниками.»

                                                                         Работу выполнила воспитатель :

                                                                 Татьяна Васильевна Ворон.

Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. В 40-е годы 20 века Леушина А.М. впервые предложила занятия как форму обучения математике в детском саду. Метлина Л.С. в 80-е годы разработала конспекты занятий по математике для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. До 90-х годов считалось, что основной формой обучения математике дошкольников является занятие.

Для организации занятий с детьми основным составляющим является планирование занятий и составление конспектов .

На мой взгляд знания  особенности составления планов – конспектов для занятий по математике с дошкольниками даст возможность  педагогу более рационально организовать воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ.

При составлении планов-конспектов необходимо:

ВО-ПЕРВЫХ учитывать в соответствии с дидактическими задачами типы занятий:

обучающий (усвоение новых представлений);

 цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей);  цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;

 комбинированный (смешанный);

цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

ВО-ВТОРЫХ   В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,

например:

I этап – вводный (3-5 минут)

II этап – основной (15-18 минут)

III этап – заключительный (2-3 минуты)

Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др.

В-ТРЕТЬИХ При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.

Наименование    Образовательная область ФЭМП

Возрастная направленность …..дошкольный возраст

Тема «………»

Программные задачи: 

образовательные (какие представления будем формировать);  

развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций);

воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)

 Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, магнитная доска, настенная доска, раздаточный материал и т.д.

Предварительная работа:   просмотр , наблюдение, чтение, дидактические игры и т.д.  

Методы  и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии» 

Примерная структура занятия :

  1. Дидактическая игра или игровое упражнение.
  2. Работа с учебным наглядным пособием (формирование новых представлений, расширение и углубление освоенного материала).
  3. Подвижная игра, или игра-эстафета, или физкультурная пауза.
  4. Работа с учебным наглядным пособием (выполнение графических заданий, действий с разрезным материалом).
  5. Дидактическая игра или игровое упражнение

В-ЧЕТВЕРТЫХ   Молодым специалистам рекомендую  обратить внимание на следующие типичные ошибки при составлении конспекта занятия:

1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.

2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.

3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.

4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии.

5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.

6. Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.

7. После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.

Рассмотрим краткий план-конспект по ФЭМП в старшей группе , в котором мы наглядно видим как учитываются особенности составления плана-конспекта, как конспект облегчает работу педагога при решении поставленных целей занятия.

Занятие № 15 , Метлина Л.С. «Математика в детском саду»

Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине» и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере.

Демонстрационный материал.

На ковре -недостроенный мостик. С каждой стороны стоит по 2 кубика (опоры моста) и лежит дощечка, одной дощечки не хватает. Рядом 3 дощечки, одна   короче ,   чем   требуется,   на   10   см,   вторая   длиннее на 10 см, а третья одинаковой длины с дощечкой-образцом. Модели фигур —круга, квадрата, треугольника — крупных размеров, модели этих же фигур, но меньших по размеру (по числу детей группы).

Раздаточный материал: у каждого ребенка по 4 ленточки разного цвета. Среди них 2 ленточки, равные по длине, третья - короче на 4 см, а четвертая — длиннее.
Ход занятия.

1-я часть. Дети сидят полукругом перед ковром. Воспитатель говорит: «Мы с Колей строили мостик. Положили 1 дощечку, и нам надо подобрать еще 1. Давайте все вместе подберем дощечку такой же длины, как эта. (Показывает.) Посмотрите, подойдет ли эта дощечка. (Педагог прикладывает к образцу короткую дощечку.) Нет, не подойдет, она короче, чем эта! Давайте приложим вот эту дощечку. (Прикладывает самую длинную.) Опять не подошла! Почему она не подходит? Да, она длиннее, вот какой конец у нее выступает. (Показывает.) Посмотрите, может быть, эта подойдет. (Прикладывает дощечку нужной длины.) Правильно, она подойдет, ни один конец дощечек не выступает. (Показывает.) Значит, дощечки одинаковой длины, равны по длине. Давайте все вместе скажем: одинаковой длины! Коля возьмет эту дощечку и достроит мостик. Наташа покатит по мостику машину. Молодцы, ребята, помогли нам с Колей подобрать дощечки одинаковой длины и построить мостик».
2- я часть (работа с раздаточным материалом). Дети работают за столами. Воспитатель предлагает им взять красную ленточку (одну из 2 лент, равных по длине) и найти ленточку одинаковой с ней длины путем приложения. В ходе выполнения задания педагог ведет индивидуальную работу, спрашивая детей, какая из 2 сравниваемых ленточек длиннее (короче или одинаковые по длине). Он следит, чтобы дети правильно пользовались приемом приложения.
3- я часть (подвижная игра «Найди свой домик»). Домики обозначают моделями фигур — круга, квадрата, треугольника — крупных размеров. Детям раздают модели этих же фигур, но меньших по размеру, каждому по 1 фигуре. Педагог объясняет: «Дети, вы будете гулять по всей комнате. Когда я скажу: «Домой!» — каждый побежит к своему домику, на котором такая же фигура, как у него в руке. Сережа, какая у тебя фигура? К какому домику ты побежишь?» И. т. д.
Игра» повторяется 3 раза. Она может быть проведена на прогулке.

Таким образом используя на практике особенности составления планов-конспектов занятий по математике с дошкольниками дает возможность:

- систематично и последовательно педагогу решать программные задачи математического развития детей,

-помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития,

- конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей ,

-помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал,

-обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих и коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме: "Занимательное путешествие в страну Математики"

Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...

план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему:"Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: "Путешествие в страну математики"...

План-конспект НОД по математике с дошкольниками подготовительной группы. Тема: «Путешествие в Занимательную математику».

В конспекте даны основные задачи. Подробно расписана логика образовательной деятельности....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....