Математическая песочница
учебно-методический материал по математике

Тулушева Юлия Юрьевна

Модификация sandplay — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в «педагогической» песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно,
  • мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»,
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика,
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка,
  • происходит «заземление » отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.

Совместно с МПАДО, мы подготовили курсы для педагогов для обучения детей при помощи песочницы. На видео пример работы песочницы в рамках ФЭМП.

С видео можно ознакомиться здесь https://nsportal.ru/user/1259265/video

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/user/1259265/video48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия (Sandplay Therapy) помогает высказать то, на что не хватает слов. При помощи песка, воды и фигурок внутренний образ, часто скрытый в подсознании, становится зримым во внешнем творении.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нас зовут ОВ и ЮЮ мы педагоги – психологи детского сада  «Школа Сотрудничества» Сегодня вам расскажем о  педагогической песочнице и ее возможностях.

  1. Вступление

Наверняка каждый из вас в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.

Обыкновенный песок – это нечто волшебное и удивительное. Мало кто с  этим не согласится.  Игра с песком как способ развития и самотерапии известна с давних времен. В Китае, Японии, Индии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы  очиститься  от  дурных  мыслей  и  опасных  чувств.  Песок  имеет очищающие  энергетику  свойства. Играть с  песком дети  начинают  уже  с полугода.

В психологии же песок приобрел особый статус — статус терапевтического материала.

  1. История создания песочной терапии

В 20-х годах XX века английский педиатр Маргарет Ловенфельд впервые описала игру с песком как методику консультирования. Она использовала терапию в работе с психологически неблагополучными детьми. На заполненном песком подносе дети создавали композиции, используя воду, миниатюрные фигурки и предметы, находящиеся вблизи от импровизированной песочницы. Получившиеся композиции дети часто называли «Мой мир», потому Ловенфильд назвала свою технику «Построение мира».
Впоследствии благодаря швейцарскому юнгианскому детскому психотерапевту Доре Калфф, сформулировавшей теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии, методика получила широкое распространение. Дора небезосновательно считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

 «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калфф ввела ныне действующий стандарт на размер и цвет песочницы, расположила ее на столе для более удобного использования и визуального восприятия всей создаваемой композиции, указала на необходимое наличие кувшина с водой и миниатюрных фигурок, располагаемых на полках вблизи от песочницы. Она назвала разработанную технику «Sandplay», более известную в настоящее время как «Песочная терапия».

Сначала Дора использовала игры с песком в работе с детьми, затем начала применять их и со взрослыми. Со временем данная техника получила широкую известность и теперь привлекательна для многих специалистов – как в детском, так и во взрослом психоанализе, в арт- и гештальт-терапии, семейной психотерапии и других направлениях психологической науки.

  1. Как работает песочная терапия

Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей. Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Лепка, рисование помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении. Именно это и является основным принципом песочной терапии.

Для песочной терапии используют небольшие прямоугольные ящички с песком размером 50х70х7. Изнутри они выкрашены в голубой цвет, отсылающий к образам воды и неба. К песочнице прилагался набор маленьких игрушечных фигурок и предметов

Каждый «песочный» психотерапевт имеет собственную, по-своему уникальную коллекцию фигурок и предметов, собираемую годами.

С их помощью его маленькие и взрослые клиенты создают в песочнице целые миры, отражающие их настроение, переживания и проблемы.

Искусству песочной терапии учатся годами. Интерпретацию картин осваивают, как очень трудный язык. Что именно происходит во время сеансов, непосвященному вообще трудно понять.

Но это не означает, что педагогам нечего позаимствовать у психотерапевтов для собственной практики.

  1. Сферы применения

Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:

Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочие

СДВГ

Фобии, страхи, тревожность, панические состояния

Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)

Нежелание рассказывать о себе

Конфликтная ситуация со сверстниками

Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость

Различные межличностные и внутриличностные конфликты

  1. Возможности работы с песком.

Однако, помимо психологической помощи ребенку, песочная терапия предоставляет следующие возможности:

Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе

Способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций

Формирует чувство комфорта

Развивает творческий потенциал

Формирует образно-логическое мышление

Тренирует мелкую моторику рук

Снимает мышечное напряжение

Строит гармоничный образ мира

  1. Противопоказания к использованию песочной терапи

· Эпилепсия или шизофрения астма
· Кожные заболевания и порезы на руках

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА.

  1. Модификации работы с песком

Модификация sandplay — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в «педагогической» песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно,
  • мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»,
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика,
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка,
  • происходит «заземление » отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.

  1. Педагогические задачи в работе с песочницей.

Какие задачи решает песочница при работе с детьми?
Образовательные:
1.Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
2.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
3.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми
4.Учить выстраивать композиции на песке по образцу
5.Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:
1.Развивать психические процессы (внимание, память)
2.Развивать логическое мышление
3.Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
4.Развивать умение действовать по инструкции
5.Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

Воспитательные:
1.Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2.Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3.Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
4.Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
5.«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

  3. Принципы работе с песочницей

1. Принцип «комфортной среды»

Для успешности процесса необходимо, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и безопасно. Исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип «безусловного принятия»

Принятие внешнего вида человека, его физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности консультирования. В песочной терапии мы принимаем все действия учащегося в песочнице.

3. Принцип «развивающего обучения»

Весь материал находится в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Оборудование  песочницы

Для  организации  занятий  в  педагогической  песочнице  необходимо специальное оборудование. В своей работе я использую

следующие предметы.

Оборудование педагогической песочницы:

1.Деревянная песочница для групповой работы размером 100х140х10, дно и бока синего цвета, символизирующие воду и небо.

Съемная крышка.

2.Чистый песок.

3.Лопатки, грабли, широкие кисточки, сита и воронки разного размера, лупа для исследования песка, ложки, емкости для

пересыпания разного объема.

4. Разнообразные   формочки: животные,   транспорт,   растения, геометрические фигуры.

5.Небольшие фигурки людей(сказочные персонажи и реальные), животных разных мест обитания, разнообразных растений, муляжи.

6.Наборы маленькой игрушечной посуды, мебели, различного транспорта. Кукольные   домики (город,   деревня,   сказочные),

деревянный строительный материал, кубики разного размера, детали конструктора.

7. Наборы  букв,  цифр,  счетных  палочек,  веревочек  для  освоения неразрывного письма, мячики-ежики разного размера.

8. Природный  материал:  веточки,  коряги,  шишки,  ракушки,  камешки, засушенные части растений.

9.Бросовый  материал:  пуговицыразного  размера  и  формы,  одноразовые коктейльные

трубочки  для  упражнения  «Песочный  ветер»,  бусинки, баночки,  коробочки,  капсулы  от  

«Киндер  сюрпризов»,  колпачки  от фломастеров, ненужные цветные карандаши и мн.др.

10.Пригодятсядля  игр  тематические  наборы:  «Железная  дорога», «Пожарная  часть»,  «Зоопарк»,

деревянный  конструктор  «Сказка  за сказкой», «Город», «Ферма», «Деревня»и др.

Песочница может быть использована как на протяжении всего занятия, так и в отдельной его части.

  1. Применяемые  в  педагогической  песочнице игры:

Песочница может быть использована как на протяжении всего занятия, так и в отдельной его части.

Образовательные игры

Игры для развития математических способностей. 

Игры –знакомства с числом и цифрой, освоение понятий «меньше-больше», «выше-ниже», «длиннее-короче»,  знакомство  с действиями «сложение» и «вычитание», игры на ориентирование  («Дорожки  из  счетных  палочек»,  «Угадай,  где спрятано»,  

 «Найди   цифру», «Вертикаль-горизонталь», «Узоры   в геометрической фигуре»).

Игры на  развитие речи.  Сюда включается работа  над  развитием фонематического слуха, над лексической и грамматической сторонами речи, работа над формированием фразовой речи. Сюжетные игры «Путешествие в страну А»  и  др.  звуков и букв;  постройка тематических  игр,  например, «Зоопарк»,  «Магазин»

 и т.д, в  которых можно  автоматизировать  и дифференцировать   определенные   звуки.   Создание, рассказывание,

обыгрывание сказки на песке.

Игры на  ознакомление с окружающим:

  • направленные  на  знакомство  с  окружающим миром («Зоопарк», «город», «деревня», «Космос»; «Пустыня», «река, моря, океаны», «лес»)
  • географические игры (Игры –путешествия  на  разные  континенты)
  • игры-эксперименты (Игры,  направленные  на  изучение свойств песка, сравнение со свойствами глины)

Развивающие игры

                   Игры на развитие мелкой моторики рук и тактильно-кинестетической чувствительности.

Выполняются различные действия с песком, рисование на песке, используются игры-прикосновения к поверхности сухого

и мокрого песка: «Здравствуй, песочек!», «Отпечатки рук», «Необыкновенные следы», Песочный  дождик»,  «Песочный ветер»,

«Песочные  прятки»,  «Песочный телеграф»

Межполушарное взаимодействие

«Рисование двумя руками»

Игры на развитие

Но главная особенность и достоинство педагогической песочницы в том, что в большинстве  случаев на  занятиях  эти  игры  

сливаются  в  один занимательный процесс, решающий множество воспитательных и обучающих задач.

Например, осваивая буквы, можно учиться пересказу или  составлять свою сказку, историю, здесь же можно посчитать, написать

волшебное слово (навыки письма)или  составить  из  букв,  чтобы  открылись  сказочные  ворота,  нужно, наконец, дойти до этих ворот,

правильно выбрав направление (вправо, влево...)и т.д.

Таким  образом,  педагогическая  песочница –современный  подход  в развитии  детей  дошкольного  возраста  с  различными  

образовательными потребностями.

Технология применения песочнице в нашем детском саду.

Что именно?

В какой-то момент воспитатель может превратиться в фею, которая отправится в путешествие по волшебной стране. Каждый раз попадая в новый песочный мир, она хочет узнать, как он называется, как зовутся его жители, какие у них обычаи, что они едят, сколько спят, во что играют, к кому ходят в гости. У феи могут быть помощники: их функция — все запоминать. Чтобы ничего не забыть, они делают пометки с помощью значков в записных книжках. А потом вместе с феей рисуют карту волшебной страны. О своем волшебном путешествии фея рассказывает другим детям вечером или на следующий день. Рассказ может оказаться очень интересным, наполненным увлекательными деталями:

Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Адаптация

Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для

него  условия.  Меняются  режим  дня,  характер  питания,  температура

помещения,  воспитательные  приемы,  характер  общения  и

т.п.,  поэтому

проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее,

нами  в  комплексе  используются  различные  адаптационные  методики  и

приемы.

Прежде всего, необходимо создание есте

ственной стимулирующей среды, в

которой  ребенок  чувствует  себя  комфортно  и  защищено,  проявляет

творческую активность.

Хотим поделиться опытом применения в этот период метода «песочной

терапии».

Игры с песком

это проявление естественной активности ребен

ка. Первые

контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому

естественно  использовать  песочницу,  проводя  коррекционные,

развивающие и обучающие занятия.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

1.Упражнение « Круг».

Ребёнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, затем с помощью большого пальца выталкивает песок из середины круговым движением. Поставив ладонь на ребро, продолжает всей кистью выполнять круговые движения, постепенно увеличивая диаметр круга.

2.Упражнение « Волна»

Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставиться на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». В зависимости от амплитуды движения, изменяется площадь покрытия песком. Ребёнку предлагается проделать его сначала правой рукой, затем левой.

3.Упражнение «Путешествие в подводный мир»

Психолог предлагает ребёнку под музыкальное сопровождение самостоятельно изобразить на песке «Подводный мир». Ребёнок самостоятельно рисует подводный мир.

После - обсуждение готовой работы. Какие чувства испытывал при рисовании? Какие чувства испытываешь сейчас, когда нарисовал? Гордишься своей работой?

- “Клубок” - Бабушка наматывает клубок ниток – из центра песочницы выполняем спиральные движения по песку, как бы наматываем клубок. Бабушка разматывает клубок – от одного из бортов песочницы выполняем спиральные движения к центру.

- “Узоры” - на песке нарисована часть узора, ребенку необходимо продолжить узор слева направо и в обратном направлении, или сверху вниз и в обратном направлении. Движения выполняются ведущей, а затем ведомой рукой.

- “Дорисуй букву или фигуру” - на игровом поле нарисована часть фигуры или буквы, надо нарисовать недостающую часть.

5. Письменная речь

- “Закопанная ладошка” - ребенок должен угадать букву или геометрическую фигуру, которую напишет взрослый через песок.

- “Где живет буква” - ребенок пишет буквы, которые предлагает ему педагог по “координатам”. Например: “Напиши букву Н в левом верхнем углу”.

- “Гиганты и карлики” - ребенок пишет букву от огромной (во все поле), до крохотной. Это задание выполняем всей кистью, затем 4-мя, 3-мя, 2-мя и указательным пальцем ведущей и ведомой руки.

6. Игры-импровизации

- “Клякса” - на игровом поле есть какое-то пятно, из него предлагается ребенку сделать понятный рисунок.

- “Шарж” - нарисована на игровом поле буква, надо нарисовать из нее веселую картинку.

- “Сказка в песке” - ребенку предлагается самому придумать небольшую сказку, используя героев и предметы из Киндер-сюрприза.

- “Лягушата в песочнице” - рисуя дугами лягушат, придумывается по ходу рисования сюжет.

Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман) Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения: групповая, в парах. Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом. Упражнение «Рисование в паре» Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи. Форма проведения: групповая, в парах. Паре предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.

- “Найди клад по карте” - на листе бумаги предлагается карта движения, ребенок должен ее озвучить, затем выполняет поиск клада в песочнице, проговаривая каждое свое действие и шагая пальцами.

- “Спрячь клад” - ребенок прячет в песке фигурку, от исходной точки указывает путь до клада, называя направление и количество шагов.

- “Проложи дорожку к домику буквы” - педагог называет направление и количество шагов, а ребенок выполняет инструкцию с проговариванием.

Лайфхаки

Как сделать зеркальный экран

Возьмите прямоугольную деревянную или картонную коробку. Картонная основа быстро изнашивается – обклейте ее самоклеящейся пленкой, чтобы увеличить прочность.

Оставьте в коробке бортики – 3,5 см. Внутрь коробки вклейте зеркальную пленку размером
21 × 29,7 см. Формат А4 удобен для зрительного восприятия. Украсьте «песочницу».

Заполните коробку песком. Перед этим промойте, просейте и прокалите его в духовке. Раз в месяц очищайте использованный песок тем же способом.



1. Рисовать пальцем или кисточкой по песку

2. Рисовать с руки. Набрать в кулачек горсть пескаи сыпать так, чтобы получился рисунок. Помочь ребенку заранее представить что об будет рисовать (планирование)

3. Рисовать песком с кулька. Свернуть бумажный кулек и наполнить песком. Песок будет высыпаться из отверстия и получаться рим=сунок.

4. Украшать готовый рисунок декоративными элементами.

5. Создавать «секретики». Сделайте в песке ямку и расположите там «секретик» (бусинки, камушки, фигурки). Закройие пленкой и засыпьте песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочница – волшебный мир.

Первые  контакты  детей друг  с  другом  происходят  в  песочнице. Из  песка  лепится  первый  кулич,  приходит  понимание, ...

схематичное изображение правил занятий с детьми в песочнице

схематичные правила поведения детей на встречах по песочной терапии позволяют донести детям необходимую информацию в доступной форме....

Разборки в песочнице

Как быть, если ребенок не хочет играть с другими детьми? Что делать, если другие дети его обижают? Как реагировать, если ребенок сам обидел другого?...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...

В какие игры играть с ребенком в песочнице?

Многие педагоги отмечают важность занятия ребенка с песком. Игры в песок развивают у детей моторику рук,которая в свою очередь связана с речевым центром; помогают развивать коммуникативные навыки. Игр...

"Песочница" наш семейный проект.

https://vk.com/video123426216_165259455...