Консультация для родителей «Ориентировка дошкольников в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости»
консультация по математике (старшая, подготовительная группа)

Иванова Валерия Людвиговна

Дана последовательность формирования ориентировок дошкольников на плоскости и на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rabota_na_ploskosti.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Ориентировка дошкольников в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости»

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу-вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей. Последовательность формирования ориентировок.

 1. Знание плоскости листа. Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко-близко, на листе называется верх-низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).

 2. Понимание пространственных отношений на листе. Рассматривание карточек – перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок (например, геометрические фигуры). Карточки переворачиваются, и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».

 3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте. Здесь могут использоваться следующие дидактические игры: «Найдите такой же узор», «Найди узор по описанию», «Составь узор по образцу»: I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе; II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), «Составь узор по описанию» - математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу.

 Формирование умения работать на листе бумаги в клетку. На каждом занятии, с целью подготовить детей к школе, следует уделять работе на листе бумаги в клетку. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения:

 1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь. Лист состоит из двух страниц. Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства. Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции: Следует отметить, что вначале некоторые дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку. Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой: "Продолжи узор". В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).

 5. Рисование фигур по точкам.

 6. Запись цифр. При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, <,>, =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров.

Все это поможет детям для дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве детей старшего дошкольного возраста"

Данная консультация поможет родителям в правильном воспитании детей и развитии у  них математических представлений....

Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве. Проблемы при подготовке к школе» Горшкова Светлана Юрьевна, Велесик Наталья Степановна

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, т. к. это напрямую влияет на уровень его интеллектуального разви...

Консультация для родителей "Ориентировка в пространстве и на листе бумаги"

Консультация для родителей: «Ориентировка в пространстве и на листе бумаги»...

18.05.2020 г Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы

Успешное овладение многими видами деятельности тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве, умением определять и обозначать какого положение тех или иных объектов по отношению к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Ориентировка в пространстве»

Консультация для родителей: "Ориентировка в пространстве"...