Конспект открытого занятия по математическому развитию
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Морозова Юлия Сергеевна

Данный материал будет полезен для воспитателей, которые работают с дошкольниками старшего возраста с ОВЗ. В ходе данного занятия детям предлагается справиться с заданиями, направленными на развитие математических способностей детей. Все этапы занятия связаны между собой и объединены одной темой и целью - детям нужно справиться с заданиями Профессора-Математика, получить подсказки и открыть сундук с "сокровищами".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 21 комбинированного вида»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по математическому развитию

в группе компенсирующей направленности (5-6 лет)

 Тема: «Путешествие в город Профессора-Математика»

                                                                                 

                                                                                                       Занятие провела:

                                                                                               воспитатель

                                                                                                      Морозова Ю. С.

Суйда 2021 г.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие (математическое развитие)

Возраст детей: 5-6 лет

Тема: «Путешествие в город Профессора-Математика»

Цель: закрепление у детей полученных знаний по математическому развитию по средством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить счет в пределах 10;

- упражнять в порядковом счете;

- упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, длиннее, самый короткий;

- закрепить умение различать геометрические фигуры по форме и цвету, совершать мыслительные операции: продолжать ряд геометрических фигур;

- закрепить умение собирать разрезные картинки;

- закреплять умение отвечать целым предложением.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, внимание, память, развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: профессор, мантия, квадратная академическая шапочка, числовой куб.

Оборудование: воздушный шар, конверт с письмом от Профессора-Математика, разрезная картинка с изображением Профессора-Математика, разрезная картинка с изображением ключа, палочки Кюизенира, изображения на интерактивной доске: Профессор-Математик, замок из геометрических фигур, лестница из палочек Кюизенера, дидактическая игра «Продолжи ряд геометрических фигур»; куб с кружками, обозначающими число, сундук с подарками.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент (шарик с конвертом и разрезной картинкой)

2. Математическая разминка

3. Д/и «Построй лесенку» (палочки Кюизенера)

4. Д/и «Продолжи ряд геометрических фигур»

5. Физкультминутка

6. «Брось кубик и считай дальше до 10» (числовой куб)

7. Рефлексия

8. «Собери картинку» (ключ)

Предварительная работа:

Д/и «Считай дальше», решение логических задачек, д/и «Построй лесенку», д/и «Который по счету», упражнения на определение величины (длины), дидактические игры с геометрическими фигурами, разрезные картинки, разучивание физкультминутки.

Ход НОД

Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».

Воспитатель: ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только цифры и геометрические фигуры.

Воспитатель: как вы думаете, что нам нужно сделать?

(ответы детей) 

Воспитатель: хорошо, давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.

(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).

Воспитатель: ребята, как в ы думаете, что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.

Дети: собрать картинку.

(Дети собирают картинку).

Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто изображен на картинке?

(Дети высказывают предположения)

Воспитатель: все ясно! Это написал нам Профессор-математик!

На экране появляется изображение Профессора-Математика (Слайд 1).

Воспитатель: как вы думаете, что нужно сделать с письмом?

Дети: нужно скорее прочитать письмо, может там что-то важное!

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы уже в старшей группе и многому научились за это время. Я хотел бы вас поздравить с успешной учебой и приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытания. После успешного выполнения задания вы будете получать подсказку, соединив подсказки вместе, вы сможете открыть сундук.  Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию в мой город? (ответы детей).

Тогда удачи!»

Воспитатель: ну что, ребята, начнем наше путешествие?

Воспитатель: вот теперь можно отправиться в путь. Подумайте, на чем можно добраться до города Профессора-Математика?

(Дети предлагают свои варианты, вместе выбираем ответ на поставленный вопрос).

Воспитатель: решили, мы летим на самолете. Завели мотор, расправили крылья и полетели.

Руки ставим мы вразлёт:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

(Дети двигаются по кругу друг за другом, руки в стороны, имитируют полет самолета). Приземляемся (дети присаживаются на корточки).

 Воспитатель: вот, ребята мы и оказались в городе Профессора-Математика. (Слайд 2). Для начала, Профессор-математик предлагает вам выполнить математическую разминку.

Математическая разминка с указкой

(Дети становятся в круг, передавая указку, по очереди отвечают на вопросы воспитателя)

1. Сколько дней в неделе? (7)

2. Сколько глаз у светофора? (3)

3. Сколько пальцев на одной руке? (5)

4. Сколько солнышек на небе? (1)

5. Сколько носов у двух котов? (2)

6. Сколько пальцев на двух руках? (10)

7. Сколько в неделе выходных дней? (2)

8. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число стоит после 4?

11. Какой день недели идет после четверга (пятница)

12. Какое число стоит перед числом 5 (4)

(После выполнения задания дети получают подсказку-часть ключа).

Воспитатель: молодцы! Мы добыли первую подсказку, вперед за следующей! А эту подсказку поместим на доску.

Воспитатель: а теперь мы отправляемся в замок Профессора-Математика. (Слайд 3).

Воспитатель: вот какой красивый замок у Профессора-Математика. Но для того, чтобы попасть в замок, нам нужно построить лесенку.

Воспитатель: задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой (палочки Кюизенера).

На экране появляется лесенка (Слайд 4)        

Воспитатель: какая палочка по цвету на 3 месте, считаем снизу.

Дети: на третьем месте находится бордовая палочка.

Воспитатель: что вы можете рассказать о длине бордовой палочки?

Дети: бордовая палочка короче, чем синяя, но длиннее, чем черная.

Воспитатель: какая по счету желтая палочка, что вы можете рассказать о длине желтой палочки?

Дети: желтая палочка короче, чем фиолетовая палочка, но длиннее, чем красная палочка.

Воспитатель: какая по счету оранжевая палочка?

Дети: оранжевая палочка первая по счету.

Воспитатель: что вы можете рассказать о длине оранжевой палочки?

Дети: оранжевая палочка самая длинная.

Воспитатель: какая по счету белая палочка?

Дети: белая палочка десятая по счету.

Воспитатель: что вы можете рассказать о длине белой палочки?

Дети: белая палочка самая короткая.

Воспитатель: вот какие молодцы, и с этим заданием справились! Получите подсказку!

(Подсказку-часть ключа выставляют на доску).

Воспитатель: ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и рассказать профессору, как мы весело проводим время в течение недели.

(Дети выполняют физкультминутку).

Физкульминутка «Веселая неделька»

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, в воскресенье

Целый день я отдыхал.

Воспитатель: вот мы и добрались до замка Профессора-Математика. (На интерактивной доске - изображение замка из геометрических фигур) (Слайд 5).

Воспитатель: какие геометрические фигуры вы видите, назовите?

Дети: прямоугольники, квадраты, круги, треугольники.

Воспитатель: а какой геометрической здесь нет, но которую мы знаем.

Дети: овала.

Воспитатель: ребята Профессор-Математики предлагает поиграть в игру "Продолжи ряд геометрических фигур".

(Д/и на интерактивной доске)

Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием.

Воспитатель: чтобы получить подсказку, вы должны отгадать загадки про геометрические фигуры.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (круг)

Три вершины, три угла, три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Не овал я и не круг, треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат, а зовут меня. (квадрат)

(Подсказку прикрепляем на доску).

Воспитатель: молодцы!

Воспитатель: ребята, мы с вами увидели замок Профессора-Математика. А знаете, как называется город, в котором он живет?

(Ответы детей)

Воспитатель: город, в котором живет профессор математики называется Город Чисел.

И мы отправляемся с вами в гости к числам. (Слайд 6)

Воспитатель: а числа спрятались в этом кубике. Профессор-Математик предлагает вам поиграть в игру «Брось кубик и считай дальше до 10».

(Дети бросают кубик, называют число и считают от этого числа до 10 (индивидуально)).

(Дети получают часть ключа-подсказку и помещают ее на доску)

Рефлексия

Воспитатель: вот, мы и собрали все подсказки. Ну, а теперь, последнее задание.  Сундук откроется только, если мы правильно сложим все подсказки. Что у нас получилось? Да это ключ от сундука!!! Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили подсказки.

(дети вспоминают все задания, которые они выполняли).

Воспитатель: Вика, какое занятие тебе показалось самым интересным? Руслан, с чем тебе было сложнее всего было справиться? Милана, в какую игру ты бы поиграла еще раз? Как вы думаете, ребята, все ли у нас получилось?

Воспитатель: молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Воспитатель предлагает открыть сундук, в сундуке дети находят сокровища- шоколадные монеты).

Воспитатель: а теперь нам нужно вернуться в группу. Садимся в самолет. Говорим волшебные слова:

Руки ставим мы вразлёт:

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Опустили руки вниз,

И на место все садись!



Предварительный просмотр:

Самоанализ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (математическое развитие), проведенной в группе компенсирующей направленности (5-6 лет)

          МБДОУ «Детский сад № 21 комбинированного вида»

        Воспитатель Морозова Ю.С.

Тема: «Путешествие в город Профессора-Математика»

Ведущая образовательная область: познавательное развитие (математическое развитие)

Количество детей: 6 детей

Тема: «Путешествие в город Профессора-Математика»

Цель: закрепление у детей полученных знаний по математическому развитию по средством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить счет в пределах 10;

- упражнять в порядковом счете;

- упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, длиннее, самый короткий;

- закрепить умение различать геометрические фигуры по форме и цвету;

- закрепить умение собирать разрезные картинки;

- закреплять умение отвечать целым предложением.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, внимание, память, развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: профессор, мантия, квадратная академическая шапочка, числовой куб.

Оборудование: воздушный шар, конверт с письмом от Профессора-Математика, разрезная картинка с изображением Профессора-Математика, разрезная картинка с изображением ключа, палочки Кюизенира, изображения на интерактивной доске: Профессор-Математик, замок из геометрических фигур, лестница из палочек Кюизенера, дидактическая игра «Продолжи ряд геометрических фигур»; куб с кружками, обозначающими число, сундук с подарками.

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент (шарик с конвертом и разрезной картинкой)

2. Математическая разминка

3. Д/и «Построй лесенку» (палочки Кюизенера)

4. Д/и «Продолжи ряд геометрических фигур»

5. Физкультминутка

6. «Брось кубик и считай дальше до 10» (числовой куб)

7. Рефлексия

8. «Собери картинку» (ключ)

Предварительная работа:

Д/и «Считай дальше», решение логических задачек, д/и «Построй лесенку», д/и «Который по счету», упражнения на определение величины (длины), дидактические игры с геометрическими фигурами, разрезные картинки, разучивание физкультминутки.

1 этап. Организационный

На этом этапе было организовано открытие темы занятия, посредством использования сюрпризного момента (шарик с конвертом, разрезная картинка), использование данного приема позволило заинтересовать детей и мотивировать их на дальнейшую деятельность.

2 этап. Основной

В начале основного этапа была проведена математическая разминка, целью которой были актуализация опорных знаний детей, развитие внимания и мышления.

Затем - выполнение ряда заданий:

  1. Дидактическая игра «Построй лесенку?» (палочки Кюизенера)

Цель:

- упражнять в порядковом счете;

- упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, длиннее, самый короткий;

2. Физкультминутка

Цель: продолжать учить выполнять движения, соответствующие тексту. Закрепить дни недели и их последовательность.

3.Дидактическая игра «Продолжи ряд геометрических фигур» (задания на интерактивной доске).

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры по форме и цвету, совершать мыслительные операции: продолжать ряд геометрических фигур;

  1. Дидактическая игра «Брось кубик и считай дальше до 10»

Цель: закрепить количественный счет.

  1. Дидактическая игра «Собери картинку» (подсказки)

Цель: развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

В ходе непрерывной образовательной деятельности виды деятельности сменяли друг руга, что способствовало эмоциональному подъему детей, снятию физического и эмоционального напряжения. Все виды деятельности были направлены на формирование математического развития, на развитие коммуникативных, познавательных, умственных и физических способностей детей. В ходе НОД я старалась занимать партнерскую позицию по отношению к детям, а также реализовывать индивидуальную работу.

Итог занятия: в заключении дети рассказали о своих впечатлениях, что им понравилось больше всего, какое задание показалось более сложным, в какую игру им хотелось бы поиграть еще раз.

На протяжении всего занятия дети проявляли активность, заинтересованность. Старались отвечать полным ответом, строить монологические высказывания, адекватно использовали речевые средства для решения задач.

Дети в ходе занятия доброжелательно относились друг к другу: внимательно выслушивали ответы товарищей, оказывали помощь сверстникам.

Я считаю, что занятие цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по направлению «Развитие элементарных математических представлений» в средней группе Тема: «В гости к весёлым человечкам».

Конспект открытого занятия по направлению «Развитие элементарных математических представлений» в средней  группе Тема: «В гости к весёлым человечкам»....

Конспект открытого занятия по математическому развитию для детей 4-5 лет. Север Н.Л.

Занятие по математическому развитию по формированию и закреплению порядкового счета....

Конспект открытого занятия ОО «Познание» Развитие элементарных математических представлений «Поможем Доктору Айболиту»

Программное содержание: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.Развивать логическое мышление, смекалку, воображениеПродолжать составлять простые арифметические задачи записывать их решения с...

Конспект открытого занятия по математическому развитию с детьми средней группы.

Учить детей считать в пределах 5Учить соотносить цифру с количеством предметов (цифра 1 – один предмет, цифра 4 – четыре предмета и т.д.)Учить порядковому счету, правильно отвечать н...

конспект открытого занятия по математическому развитию "Юные математики"

Открытое занятие в младшей группе «Юные математики»Цель: формирование у детей интереса к познавательно-математической деятельности....