Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребята помогают Фиксикам». (формирование элементарных математических представлений)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Федорова Вера Германовна

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний детей. Методы (словесные, практические и игровые) и приемы,  использованные на занятии, предполагают развитие любознательности, познавательной активности и интересов детей. Применение ИКТ – технологий, вызывая интерес и привлекая внимание детей, является стимулом к познавательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Ребята помогают Фиксикам».30.18 КБ
Файл zanyatie_po_matematike.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект педагогической ситуации

с детьми подготовительной группы по образовательной области

«Познавательное развитие»

«Ребята помогают Фиксикам».

(формирование элементарных математических представлений)

Подготовила и провела:

Федорова Вера Германовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 17

«Чебурашка».

Новочебоксарск, 2022

Конспект занятия

Фамилия, имя, отчество автора: Федорова Вера Германовна.

Занимаемая должность: воспитатель.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 17 «Чебурашка».

Предмет: «Познавательное развитие», комбинированный тип.

Тема: «Ребята помогают Фиксикам».

Продолжительность: 20 минут.

Группа: подготовительная группа

Технологии: Логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, круги Эйлера.

ИКТ технологии: Телевизор, музыкальный центр.

Аннотация:

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний детей. Методы (словесные, практические и игровые) и приемы,  использованные на занятии, предполагают развитие любознательности, познавательной активности и интересов детей. Применение ИКТ – технологий, вызывая интерес и привлекая внимание детей, является стимулом к познавательной деятельности детей.

Задачи 

Обучающие: Познакомить с образованием числа 18; с новой счетной единицей – десятком. Продолжать закреплять состав числа 10 из двух меньших. Совершенствовать представление детей о  числовом ряде (прямой счет и обратный). Упражнять в увеличении или уменьшении чисел. Закреплять умение правильно называть последующее и предыдущее числа. Формировать умение наглядно моделировать отношения между двумя множествами объектов с помощью кругов Эйлера.

Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя, навыки коллективной работы, дружеские взаимоотношения; умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование и материалы: 

- мольберт

-палочки Кюизенера;

-набор цифр;

-круги Эйлера;

-блоки Дьенеша;

-полоска с цифрами;

- телевизор, музыкальный центр.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Фиксики»; Д/и «Найди дом для палочки»; Игра «Составь число»; Д/игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация «Поможем Нолику и Симке»
  2. Метод «Мозговой штурм»

       3.   И/у «Состав числа 10» (палочки Кюизенера)

       4.    Знакомство с числом 18

       5.   Физкультминутка -  игра «Построй числовой ряд»

       6.   Игра «Да-нет».

       7.  И/у «Круги Эйлера» 

       8.  Анализ.

Организационный момент.

Приветствие «Дружба начинается с улыбки»:

Дети встают в круг, берутся за руки.
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, утро!»

В зале несколько знаков фиксиков.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это за знак и кто его мог оставить? Ответы детей: Фиксики.

Воспитатель: Значит они где –то рядом. Где же они могут быть?

Метод «Мозговой штурм» (дети высказывают свои предположения). 

Воспитатель: А может быть они в телевизоре? Включим его?

Включается телевизор, на экране появляется Симка.

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеюсь на вашу помощь. Нолик провалился в системный блок и я не могу его открыть, так как у меня сломался помогатор. Вам нужно выполнить все задания и тем самым открыть блок и спасти Нолика».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Симке.

Дети: Да.

Воспитатель: Слушаем Симку дальше.

Симка с экрана:

«Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке»

Воспитатель: Что же это за геометрическая фигура?

Дети: Круг.

Воспитатель: Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг.

Ваня, принеси, пожалуйста, конверт и прочитай задание.

 (ребёнок приносит конверт и читает задание)

1 задание: «Состав числа 10»

Ребята, из каких двух меньших чисел состоит число 10. Вам при помощи цветных палочек Кюизенера нужно составить состав числа 10 разными способами. (Индивидуальная работа).

Один ребенок записывает на доске маркером, как можно составить число десять из двух меньших чисел.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас работали с числами какого десятка?

Дети: Первого десятка.

Воспитатель: На этом у нас счет не заканчивается, дальше у нас идут числа какого десятка?

Дети: Второго десятка.

Воспитатель: Молодцы! Первое задание выполнили. Внимание на экран, если мы задание правильно выполнили, то винтик  должен открутиться.

На экране появляется системный блок и 4 винтика.

Воспитатель: Следующая подсказка от Симки: задание № 2 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети: 3 угла у треугольника.

(ребёнок приносит конверт, достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

2 задание: «Знакомимся с образованием числа 18»

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с числом 18.

Задания и вопросы.

  • Отсчитайте 10 счетных палочек и положите их слева.
  • Как еще можно сказать о количестве палочек слева? (Один десяток)
  • Восемь палочек положите справа.

Число восемь можно назвать единицей.

  • Сколько всего палочек? (Восемнадцать)
  • Как получилось число 18? (К десяти прибавить восемь получится 18)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Внимание на экран.

На экране появляется системный блок и 3 винтика.

Воспитатель: Ребята! Слушаем Симку: 

«Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны».

Воспитатель: У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети: Это квадрат.

(ребёнок приносит конверт, достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

3 задание: Физкультминутка -  игра «Построй числовой ряд» - дети строятся в 2 команды (команда девочек и мальчиков). У каждого ребенка в руке цифра. По сигналу ребята встают в числовой ряд. С помощью Волшебника (увеличения или уменьшения) дети составляют прямой и обратный счет.

Воспитатель: Ребята, смотрим на экран.

На экране появляется системный блок и 2 винтика.

Воспитатель: Ребята, что нужно делать дальше. Послушаем Симку: «Задание № 4 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на то, что снесла курочка в сказке «Курочка Ряба».

Воспитатель: Что это за геометрическая фигура?

Дети: Это овал.

(ребёнок приносит конверт, достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

4 задание: Игра «Да-нет-ка» (в пределах 20).

(дети сидят на подушках)

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, правило игры.

Дети: Найди серединку, убери половинку.

Я загадала цифру, а вы отгадайте.

- Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.

Воспитатель: Молодцы! Все легко вы отгадали.

На экране появляется системный блок и 1 винтик.

Воспитатель: Слушаем Симку дальше.

Симка с экрана: «Следующее задание в конверте с изображением фигуры, у которой противоположные стороны равны.

 Дети:  Прямоугольник.

Воспитатель: Алиса, принеси нужный конверт.

(ребенок приносит конверт и читает задание).

5 задание: Игра «Волшебные круги Эйлера»

Воспитатель: Ребята, работать будем парами. У вас на столах лежат волшебные круги и символы признаков блоков. Возьмите круг и положите символ признака цвета. Все фигуры данного цвета положите в круг.  Теперь берем второй круг и туда кладем фигуры только определенной формы, смотрим на символ признака формы. Нужно разложить блоки по признакам. Внимание, на экран!!!

Вот у нас есть множество красных фигур и множество круглых фигур, а что получится, если круги пересекутся. Какие фигуры окажутся на пересечении кругов? И почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, на экране появляется открытый системный блок.

Фиксики благодарят ребят.

Итог занятия.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие задания вам понравилось выполнять, что показалось трудным, что было легко выполнить?

Воспитатель: Симка и Нолик дарят вам настольную игру.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект педагогической ситуации

с детьми подготовительной группы по образовательной области

«Познавательное развитие»

«Ребята помогают Фиксикам».

(формирование элементарных математических представлений)

Подготовила и провела:

Федорова Вера Германовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 17

«Чебурашка».

Новочебоксарск, 2022

Конспект занятия

Фамилия, имя, отчество автора: Федорова Вера Германовна.

Занимаемая должность: воспитатель.

Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 17 «Чебурашка».

Предмет: «Познавательное развитие», комбинированный тип.

Тема: «Ребята помогают Фиксикам».

Продолжительность: 20 минут.

Группа: подготовительная группа

Технологии: Логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, круги Эйлера.

ИКТ технологии: Телевизор, музыкальный центр.

Аннотация:

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний детей. Методы (словесные, практические и игровые) и приемы,  использованные на занятии, предполагают развитие любознательности, познавательной активности и интересов детей. Применение ИКТ – технологий, вызывая интерес и привлекая внимание детей, является стимулом к познавательной деятельности детей.

Задачи 

Обучающие: Познакомить с образованием числа 18; с новой счетной единицей – десятком. Продолжать закреплять состав числа 10 из двух меньших. Совершенствовать представление детей о  числовом ряде (прямой счет и обратный). Упражнять в увеличении или уменьшении чисел. Закреплять умение правильно называть последующее и предыдущее числа. Формировать умение наглядно моделировать отношения между двумя множествами объектов с помощью кругов Эйлера.

Воспитательные: Воспитывать умение внимательно слушать объяснение воспитателя, навыки коллективной работы, дружеские взаимоотношения; умение действовать по словесной инструкции.

Оборудование и материалы: 

- мольберт

-палочки Кюизенера;

-набор цифр;

-круги Эйлера;

-блоки Дьенеша;

-полоска с цифрами;

- телевизор, музыкальный центр.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Фиксики»; Д/и «Найди дом для палочки»; Игра «Составь число»; Д/игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация «Поможем Нолику и Симке»
  2. Метод «Мозговой штурм»

       3.   И/у «Состав числа 10» (палочки Кюизенера)

       4.    Знакомство с числом 18

       5.   Физкультминутка -  игра «Построй числовой ряд»

       6.   Игра «Да-нет».

       7.  И/у «Круги Эйлера» 

       8.  Анализ.

Организационный момент.

Приветствие «Дружба начинается с улыбки»:

Дети встают в круг, берутся за руки.
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, утро!»

В зале несколько знаков фиксиков.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это за знак и кто его мог оставить? Ответы детей: Фиксики.

Воспитатель: Значит они где –то рядом. Где же они могут быть?

Метод «Мозговой штурм» (дети высказывают свои предположения). 

Воспитатель: А может быть они в телевизоре? Включим его?

Включается телевизор, на экране появляется Симка.

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы о нас, поэтому надеюсь на вашу помощь. Нолик провалился в системный блок и я не могу его открыть, так как у меня сломался помогатор. Вам нужно выполнить все задания и тем самым открыть блок и спасти Нолика».

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Симке.

Дети: Да.

Воспитатель: Слушаем Симку дальше.

Симка с экрана:

«Прилагаю подсказки, где искать задания. Первое задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки, который катился по дорожке»

Воспитатель: Что же это за геометрическая фигура?

Дети: Круг.

Воспитатель: Да, это круг. Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой - круг.

Ваня, принеси, пожалуйста, конверт и прочитай задание.

 (ребёнок приносит конверт и читает задание)

1 задание: «Состав числа 10»

Ребята, из каких двух меньших чисел состоит число 10. Вам при помощи цветных палочек Кюизенера нужно составить состав числа 10 разными способами. (Индивидуальная работа).

Один ребенок записывает на доске маркером, как можно составить число десять из двух меньших чисел.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас работали с числами какого десятка?

Дети: Первого десятка.

Воспитатель: На этом у нас счет не заканчивается, дальше у нас идут числа какого десятка?

Дети: Второго десятка.

Воспитатель: Молодцы! Первое задание выполнили. Внимание на экран, если мы задание правильно выполнили, то винтик  должен открутиться.

На экране появляется системный блок и 4 винтика.

Воспитатель: Следующая подсказка от Симки: задание № 2 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура, у которой количество углов равно 3.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети: 3 угла у треугольника.

(ребёнок приносит конверт, достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

2 задание: «Знакомимся с образованием числа 18»

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с числом 18.

Задания и вопросы.

  • Отсчитайте 10 счетных палочек и положите их слева.
  • Как еще можно сказать о количестве палочек слева? (Один десяток)
  • Восемь палочек положите справа.

Число восемь можно назвать единицей.

  • Сколько всего палочек? (Восемнадцать)
  • Как получилось число 18? (К десяти прибавить восемь получится 18)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Внимание на экран.

На экране появляется системный блок и 3 винтика.

Воспитатель: Ребята! Слушаем Симку: 

«Следующее задание нужно искать в конверте с геометрической фигурой, у которой 4 стороны и все они равны».

Воспитатель: У какой геометрической фигуры равны все стороны?

Дети: Это квадрат.

(ребёнок приносит конверт, достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

3 задание: Физкультминутка -  игра «Построй числовой ряд» - дети строятся в 2 команды (команда девочек и мальчиков). У каждого ребенка в руке цифра. По сигналу ребята встают в числовой ряд. С помощью Волшебника (увеличения или уменьшения) дети составляют прямой и обратный счет.

Воспитатель: Ребята, смотрим на экран.

На экране появляется системный блок и 2 винтика.

Воспитатель: Ребята, что нужно делать дальше. Послушаем Симку: «Задание № 4 находится в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на то, что снесла курочка в сказке «Курочка Ряба».

Воспитатель: Что это за геометрическая фигура?

Дети: Это овал.

(ребёнок приносит конверт, достаёт из конверта листок с заданием и читает его.)

4 задание: Игра «Да-нет-ка» (в пределах 20).

(дети сидят на подушках)

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, правило игры.

Дети: Найди серединку, убери половинку.

Я загадала цифру, а вы отгадайте.

- Вам необходимо отгадать загаданную мною цифру, задавая вопросы.

На эти вопросы я буду отвечать словами: да или нет.

Воспитатель: Молодцы! Все легко вы отгадали.

На экране появляется системный блок и 1 винтик.

Воспитатель: Слушаем Симку дальше.

Симка с экрана: «Следующее задание в конверте с изображением фигуры, у которой противоположные стороны равны.

 Дети:  Прямоугольник.

Воспитатель: Алиса, принеси нужный конверт.

(ребенок приносит конверт и читает задание).

5 задание: Игра «Волшебные круги Эйлера»

Воспитатель: Ребята, работать будем парами. У вас на столах лежат волшебные круги и символы признаков блоков. Возьмите круг и положите символ признака цвета. Все фигуры данного цвета положите в круг.  Теперь берем второй круг и туда кладем фигуры только определенной формы, смотрим на символ признака формы. Нужно разложить блоки по признакам. Внимание, на экран!!!

Вот у нас есть множество красных фигур и множество круглых фигур, а что получится, если круги пересекутся. Какие фигуры окажутся на пересечении кругов? И почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, на экране появляется открытый системный блок.

Фиксики благодарят ребят.

Итог занятия.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие задания вам понравилось выполнять, что показалось трудным, что было легко выполнить?

Воспитатель: Симка и Нолик дарят вам настольную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы считаем, мы играем", образовательная область «Познавательное развитие дошкольников» по направлению формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

"Мы считаем, мы играем" . «Познавательное развитие дошкольников» по направлению  формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)....

Конспект педагогической ситуации с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Бумажная Фея»

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Методы и приемы,  использованные на занятии,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по ФЭМП "Гуси-лебеди" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровье...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребята спешат на помощь Вите Перестукину». (формирование элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ)

Конспект педагогической ситуацииФамилия, имя, отчество автора: Федорова Вера Германовна.Занимаемая должность: воспитатель 1 квалификационной категории.Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №17 &l...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе в образовательной области познавательное развитие с включением компонентов эйдетики, метод "Друдлы". Формирование математических представлений. Тема "Игры Снежной королевы"

Цель: развитие внимания посредством включения в образовательную деятельность методов эйдетикиЗадачи:Образовательныезакреплять умение различать и называть знакомые геометрические...