Веселая математика
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Архипова Ольга Николаевна

Тема: свойства предметов и символы.

Цель: повторить формы плоских геометрических фигур, пространственные отношения «вверху» - «внизу», «слева» - «справа», свойства предметов – форма, цвет, размер, уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число (количество предметов).

Материалы к занятию:

Демонстрационный: демонстрационные карточки.

Раздаточный: листы к заданиям. Фломастеры. Геометрическое лото, карточки с записью чисел 1-8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx84.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию (математическое развитие).

Тема: свойства предметов и символы.

Цель: повторить формы плоских геометрических фигур, пространственные отношения «вверху» - «внизу», «слева» - «справа», свойства предметов – форма, цвет, размер, уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число (количество предметов).

Материалы к занятию:

Демонстрационный: демонстрационные карточки.

Раздаточный: листы к заданиям. Фломастеры. Геометрическое лото, карточки с записью чисел 1-8.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Кем вы хотите стать, когда вырастете?

        Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает детям попробовать поработать продавцами.

- Знаете ли вы, в чем заключается работа продавца?

        Как правило, дети говорят, что продавцы продают различный товар. Воспитатель соглашается с детьми и уточняет, что продавцы так же должны принять товар и разложить или расставить его по местам.

        - Хотите поработать продавцами?

        - Сможете разложить товар по полкам?

  1. Актуализация знаний.
  1. Игра «Продавцы».

Дети садятся за столы, на которых находятся листы к заданию.

        «Разложи предметы по полкам так, чтобы на каждой полке находились предметы, чем-либо похожие друг на друга»

        Воспитатель рассказывает, что в магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.

        - Рассмотрите верхнюю картинку.

        - Как вы расставите товар на полки? (Например, на полку справа – желтые предметы, на полку слева – красные.)

        - По какому признаку вы распределили товар по полкам? (По признаку цвета.)

        - Назовите все, что вы положили на полку справа (слева).

        Воспитатель предлагает рассмотреть следующую картинку.

        - Что вы положите на полку справа, а что – на полку слева? (Например, на полку справа – круглые товары, а на полку слева – квадратные.)

        Дети проводят линии от предмета к полке.

        - По какому признаку вы распределили товар по полкам? (По признаку формы.)

        - Назовите все, что вы положили на полку справа (слева).

        Воспитатель предлагает рассмотреть нижнюю картинку.

        - Как вы расставите товар на полки? (Например, на полку справа – большие предметы, на полку слева - маленькие).

        - По какому признаку вы распределили товар по полкам? (По признаку размера.)

        - Назовите все, что вы положили на полку справа (слева).

        В завершение воспитатель просит детей сосчитать и показать цифрой, сколько желтых предметов, сколько квадратных предметов, сколько больших предметов. Дети каждый раз поднимают цифру 3.

        - Почему вы поднимаете одну и ту же цифру – ведь все свойства предметов разные? (На всех полках предметов поровну).

        Воспитатель делает вывод: цифра – это значок, который обозначает не свойства, а количество предметов.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

        Воспитатель просит продавцов – детей для удобства написать, какой товар находится на каждой полке.

        - Рассмотрите верхнюю картинку. Какой товар лежит на полке справа? (Желтый)

        - Запишите в клеточке около полки, что товар желтый.

        Возникает затруднение.

        - Смогли ли вы написать свойство товара, который находится на этой полке? (Нет, не смогли)

        - а на второй картинке какой товар лежит на полке справа? (Квадратный.)

        - Запишите в клеточке около полки, что товар квадратный.

        Возникает затруднение.

        - Смогли ли вы написать свойство товара, который находится на этой полке? (Нет, не смогли.)

        - Рассмотрите третью картинку. Какой товар лежит на полке справа? (Большой.)

        - Запишите в клеточке около полки, что товар большой.

        Возникает затруднение.

        - Почему вы не смогли написать около полок свойства товаров, которые на них находятся? (Потому что не умеем писать.)

        - А рисовать значки вы умеете? (Да.)

        - Значит, что нам надо узнать? (Как обозначать свойства предметов значками.)

  1. Открытие детьми нового знания.

        - Что нужно сделать, чтобы узнать, что не знаешь? (Спросить у того, кто знает.)

        - Сегодня мы узнаем еще один способ – попробуем придумать сами.

        Воспитатель предлагает детям придумать, как можно обозначить цвет. Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем цвет обозначать цветными пятнами. Воспитатель на доске, а дети в своих тетрадях на верхней картинке рисуют около правой полки желтое пятно, а около левой – красное.

        Далее аналогичным образом обсуждается обозначение формы предметов.

        - Как вы обозначите круглую, квадратную форму? (Кругом, квадратом.)

        Дети рисуют круг и квадрат около соответствующих полок на второй картинке, а воспитатель рисует их на доске.

        - Как вы обозначите размер?

        Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель предлагает изобразить размер.

        Дети рисуют значки около соответствующих полок на последней картинке.

        Воспитатель хвалит детей за отличную работу в роли продавцов.

  1. Включение нового знания в систему знаний.
  1. Игра «Тяжелая покупка».

Дети собираются около воспитателя. Он предлагает им представить, что они тоже решили сходить в магазин, взяли сумки и вышли из дома. Дети идут по группе.

- Вдруг порыв ветра сорвал у вас шапку и погнал по улице.

Дети «догоняют» шапку, «надевают» ее на голову.

- Зашли в гастроном и купили пакет молока.

Дети должны показать, что их сумка стала тяжелее.

- Зашли в овощной и купили большой арбуз.

Дети «с трудом» несут сумку.

- Пришли домой, поставили сумку на стол и перевели дух.

  1. Игра «Клумба».

Воспитатель рассказывает, что жители Таниного дома хотят, чтобы в их дворе была красивая клумба с цветами. Но так как все очень заняты, то они попросили Таню помочь посадить цветы.

- Хотите вместе с Таней порадовать жителей дома?

- Сможете посадить цветы?

Дети садятся за столы, на которых находятся зеленые листы бумаги и геометрическое лото.

- Какой формы клумба, на которую вы будете сажать цветы? (Квадратная.)

Воспитатель говорит детям, что жители написали, какие цветы они просят посадить на клумбу.

- Посадите в верхний правый угол вот такой цветок.

Воспитатель показывает детям карточку.

Дети читают запись (маленький красный квадрат), после чего выбирают нужную фигуру и кладут в указанное место.

- В нижний левый угол посадите такой цветок.

- В нижний правый угол посадите такой цветок.

- В верхний левый угол посадите такой цветок.

Для самопроверки воспитатель вывешивает на доску образец.

- Чем похожи цветы, которые вы посадили справа и слева? (Слева – большие цветы, а справа – маленькие.)

- Чем похожи цветы, которые вы посадили вверху и внизу? (Вверху красные цветы, а внизу желтые.)

Жителям дома очень понравилась клумба, которую посадили дети, и они благодарят детей за помощь.

6Итог занятия.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Что полезного сделали?

Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли разложить товар по полкам, смогли посадить цветы, потому что хорошо знают свойства предметов и научились пользоваться значками для обозначения этих свойств.

          https://i.pinimg.com/736x/5d/fb/e2/5dfbe28dd5b1d05c6bcd5b6d57edf055--maze-facut.jpg       https://i.pinimg.com/736x/5d/fb/e2/5dfbe28dd5b1d05c6bcd5b6d57edf055--maze-facut.jpg

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в старшей группе " веселая математика с крошем и нюшей"

Конспект занятия по математике в старшей группе «Веселая математика с Крошем и Нюшей».Задачи:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять п...

Занятие по математике во II младшей группе «Веселая математика»

закреплять понятия один, много, ни одного.- закреплять и обобщать знания детей о свойствах предметов: большой-маленький, средний, высокий-низкий....

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика».

Конспект НОДпо математике в подготовительной группе«Веселая математика». Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим...

конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе "Веселая математика с Машей и Медведем"

конспект разработан для развития математических способностей детей старшего возраста через игровую деятельность, а также привитие интереса к занятиям математикой....