Путешествие по сказке «Гуси - лебеди»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Баздрева Римма Валентиновна

НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Солнышко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_sk._gusi_-_lebedi.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Солнышко»

 Тема: «Путешествие по сказке «Гуси -  лебеди».

Цель. Формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей с использованием сказки «Гуси – лебеди».

Задачи. 

Обучающие. Закреплять умение классифицировать предметы по признаку цвета, величины и формы.

Закреплять название геометрических фигур и умение собирать их из частей.

Уточнить и обогатить знания детей о сказках и учить узнавать сказку по заданию.

Закреплять умение пересчитывать предметы и соотносить их количество с хлопками.

Продолжать учить различать понятия «много», «один», «ни одного», «большой», «маленький», «средний».

Развивающие. Развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память.

 Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

 Развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Воспитывающие. Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, справедливость.  

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Воспитывать интерес к математике.

 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приёмы.
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, загадки.

Развивающая среда.
  Деревья (макеты): ели, березы, яблоня; яблоки красного цвета по 5 шт. (больших, средних, маленьких); корзинки 3 шт. разного размера: большая, средняя и маленькая; макет печки, «пирожки» – муляжи, украшенные геометрическими фигурками; тарелочки с изображением внутри геометрических фигур: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник; материал голубого цвета для речки, дощечки 2 шт. разные по длине; запись голосов: птиц, печки, яблони, речки, куклы Маши; куклы: Маша и Ванюша, избушка Бабы Яги; геометрические формы, разрезанные на 4 части по 1 комплекту; карточки с изображением предметов (от одного до пяти).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, рассматривание иллюстраций.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Дети, давайте возьмемся за руки и встанем в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети. Здравствуйте!

2. Основная часть.

- Ребята вы любите сказки? (Да).

- Сегодня вас ожидает необыкновенное путешествие, мы с вами отправляемся в сказку. Скажите, а где живут сказки?

- В книгах.

- Верно, ребята, дом сказки - это книга.

- Но для того, чтобы нам попасть в сказку, надо произнести волшебные слова: «Тили – бом, тили – бом открывайся сказки дом».

Повторяем все вместе: «Тили – бом, тили – бом открывайся сказки дом».

(Книга открывается под мелодию «В гостях у сказки»

Слышится плач ребенка. Стоит кукла, одетая в старинную русскую одежду, около книжки.)

-  Ребята, вы слышите? Мне кажется кто-то плачет. (Оглядывается по сторонам). Ой, девочка! Давайте подойдем и узнаем, как зовут девочку и почему она плачет.

- Девочка, как тебя зовут и почему ты плачешь?

Запись разговора куклы Маши.  Меня зовут Машей. А плачу я от того, что не углядела за братцем как наказывали батюшка и матушка. Гуси – лебеди унесли моего братца Ваню к Бабе Яге.

- Ребята, что же делать в этой ситуации?

- Нам надо помочь Маше найти Ваню.

- Молодцы. Я была уверена, что, вы, так и решите.

- Дети, времени у нас мало, потому что скоро приедут родители Маши и, чтобы ее не ругали нам надо идти его искать. Согласны?

- Да.

- Маша, ты оставайся дома, управляйся по хозяйству, а мы обязательно найдем Ваню и принесем его сюда.

Запись голосов птиц: кукушки, соловья.

- Ну, что, ребята, пошли. Ах какой свежий воздух в лесу, как красиво поют птицы.

(Дети идут за воспитателем выстраиваются по кругу)

Зарядка. «Прогулка в волшебный лес»

Мы пришли в волшебный лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березки зеленые стоят,

Слева елки на нас глядят.

Птицы в небе кружатся.

На ветку тихо садятся.

Вот и зайка поскакал

От лисы он убежал.

А вон там волчище рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас.

Не найдет тогда он нас!

- Молодцы! Пойдем дальше. Шли мы, шли и до печки дошли!

Стоит печка.

- Ребята, давайте спросим у печки куда гуси-лебеди полетели.

- Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

  Голос печки. А, вы, достаньте мои пирожки, разложите их по тарелочкам, тогда скажу.

(Воспитатель достает поднос с пирожками).

- Ой, дети, посмотрите какие пирожки румяные. Скажите, сколько пирожков напекла печка?

- Много.

- А, все ли пирожки украшены одинаково?

- Пирожки украшены по-разному. Украшение у них разной формы: круглые, квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные.

– Возьмите по одному пирожку. Сколько пирожков осталось на подносе? (Ни одного).

– Сеня, сколько у тебя пирожков? (У меня один пирожок) А какой формы украшение на пирожке? (Круглой). А у тебя Вероника, сколько пирожков? (У меня один пирожок). А какой формы украшение на твоем пирожке? (Квадратной).

(Воспитатель спрашивает у всех детей)

Игра «Разложи пирожки по тарелочкам»

– А вот и тарелочки, куда надо разложить пирожки. Но тарелочки не простые, на каждой тарелочке в середине изображена своя фигура. Какие это фигуры? (Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

– А сейчас, как просила печка, надо разложить пирожки по тарелочкам. Нужно положить свой пирожок в ту тарелочку, серединка которой украшена такой же формой, как и украшение на вашем пирожке.

(Воспитатель проверяет задание, спрашивает почему дети разложили пирожки так, а не иначе и обращается к печке)

-  Ну вот, печка, ребята справились с твоим заданием. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Голос печки.  Молодцы ребята. Возьмите мой пирожок, он покажет вам дорогу, куда гуси-лебеди полетели.

 - Спасибо, печка! Пирожок положим в корзинку. Ну что, дети, ваши ножки не устали? Пойдем дальше?

По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Топ-топ-топ!

По камешкам, по камешкам. Прыг-прыг-прыг!

Шли мы, шли и до яблоньки дошли.

Стоит яблоня с яблоками

– Ребята, давайте спросим у яблоньки, куда гуси-лебеди полетели?

- Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Голос яблони.  А, вы, соберите мои яблочки и разложите их по корзинкам, тогда скажу.

Игра «Собери яблоки в корзину»

-  Ребята, посмотрите, сколько яблок на яблоне? (Много) А какого они цвета? (Красные). А все ли яблоки одинаковые по размеру? (Яблоки разные: большие, средние и маленькие).

– А вот и корзинки, куда надо собрать яблоки? Сколько корзин? (Три). Скажите корзинки одинаковые по размеру? (Корзинки разные: большая, средняя и маленькая).

-  Правильно! Ребята, сорвите по одному яблочку.

– Максим, у тебя какое яблоко по размеру? (Большое). А у тебя Эвелина, какое яблоко? (Маленькое). Степа, а у тебя? (Среднее).

– А сейчас будем собирать яблоки. В какую корзинку мы положим большие яблоки? (В большую корзинку). Верно! А маленькие яблоки, в какую корзинку будем собирать? (В маленькую корзинку). А средние яблоки -  в какую корзину? (В среднюю). Молодцы!

(Воспитатель следит затем как дети выполняют задание и обращается к яблоне)

-  Ну вот, яблоня, ребята справились с твоим заданием. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Голос яблони.  Молодцы, ребята. Возьмите мое яблочко. Оно покажет вам, куда гуси-лебеди полетели.

-  Спасибо, яблоня! Яблочко мы положим в корзинку к пирожку. Ну что, мои хорошие, пойдем дальше.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Топ-топ-топ!

По камешкам, по камешкам. Прыг-прыг-прыг!

Шли мы, шли и до реченьки дошли.

Игра «Построим мостик через речку»

– Ребята, смотрите молочная река, кисельные берега. А за рекой уже и дом Бабы Яги виднеется. Скажите, мы можем перешагнуть или перепрыгнуть эту речку? (Нет). А почему? (Река широкая). Что же нам делать? Ой, посмотрите, на берегу две дощечки лежат. Какую нам надо взять дощечку, чтобы перейти через речку? (Длинную). А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая. (Способами наложения и приложения). Дети определяют длинную дощечку и переходят через речку.

(Дети подходят к домику Бабы Яги)

- О, Баба Яга украсила свой дом картинками. Что-то тихо, наверное, она спит. Надо ее разбудить. Так позвонить мы не можем, на домике нет звонка. Позовем ее.

- Баба Яга, открывай! Не отзывается. Спит крепко.

Игра «Хлопни столько сколько…»

– Сеня, хлопни столько раз сколько предметов на вот на этой картинке.

(Воспитатель предлагает всем детям похлопать столько раз, сколько предметов на картинках – от одного до пяти раз).

Баба Яга. Чую, чую – человеческим духом пахнет. Кто такие? Чего расшумелись? Чего мне спать не даете?

-  Хватит тебе, Баба Яга, спать. Отдавай нам Ванюшку.
Баба Яга. Ах, какие хитренькие. Я поспала. Проголодалась. Вот как раз Ванюшку и съем.

-  Не надо, Баба Яга, Ванюшку кушать. У нас пирожок есть и яблочко для тебя.
Баба Яга.  Пирожки я люблю. И яблок давно не ела. Только вот беда – все тарелочки мои разбились.

-  Ребята, давайте Бабе Яге соберем тарелочки из частей, тогда она нам Ванюшу отдаст.

Игра «Собери тарелку» (работа в команде по 2– 3 человека)

(Дети подходят к столу, на котором лежат геометрические фигуры (тарелки), разрезанные на 4 части, и собирают из частей целое)

- Вот, Баба Яга, смотри дети собрали для тебя тарелочки.

Баба яга. Какие красивые тарелочки вы собрали. Так уж и быть, забирайте своего Ванюшку.

(Отдает детям Ванюшку-куклу, забирает пирожок и яблоко и уходит в свой дом. Воспитатель возвращает куклу Ванюшку Машеньке).

- Спасибо, Баба Яга. До свидания. Дети, пойдемте отнесем Ваню домой к Маше.

- Забирай Машенька своего братца, да смотри не оставляй его одного без присмотра.
 Кукла Маша. Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне Ванюшку вернуть.

-  Ну, а нам пора возвращаться в группу. Закройте глазки, а я скажу волшебные слова.

 Тили – бом, тили – бом закрывайся сказки дом.

(Дети открывают глаза.)
5. Рефлексия

- Вот и закончилось наше путешествие в сказку.

- Дети, я сейчас загадаю загадку, а вы должны ее отгадать, потому что по этой сказке мы сегодня путешествовали.

Загадка.

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку?   (Гуси-лебеди)

- Дети, давайте вспомним, а что мы делали в этой сказке? Кому помогали?

– Чьи и какие задания мы выполняли?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

- Ребята, вы со всеми заданиями справились. Молодцы! Я очень вами горжусь. Но мы не прощаемся со сказками. В следующий раз мы побываем еще в какой-нибудь сказке.

Ведь в мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Звучит песня «В мире много сказок»

- Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

6. Смена деятельности

-  Ребята, а за то, что вы помогли Маше, она передала вам в подарок раскраски по нашей сказке.

(Дети идут за столы раскрашивать.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди

Продолжать учить детей решать арифметические задачи, логические задачи на нахождение недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб, воссоздавать фигуру по схеме, делать пред...

Конспект занятия по ИЗО "Путешествие в сказку "Гуси - лебеди" ( подготовительная группа).

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник рисования...

Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Занятие на развитие эмоций у старших дошкольников...

конспект занятия по математике на тему: "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди" в средней группе

Способствовать формированию навыка порядкого и обратного счёта до 10.Учить соотносить цифры с количеством предметов.Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в с...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Квест "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Конспект составлен для средней группы по области "Познание" с интеграцией с другими образовательными областями "Комуникацией", "Физическим развитием", "Художественны...

Игра- путешествие: «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»

Игра- путешествие: «Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»в средней группе с использованием пособия «Матэ +»....