Путешествие в страну "Математика".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Зиганшина Юлия Асхатовна

Данный конспект направлен на формирование умения составлять арифметические задачи на сложение и вычитание, создавать модели задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_doo.docx320.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия (ООД) в дошкольной образовательной организации.

Образовательная область: Познавательное развитие ФЭМП

Тема занятия (ООД) Путешествие в страну Математика

Возрастная группа воспитанников: 6-7 лет  

Цель: учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи:

«Познавательное развитие»

- продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр, составлять модели задачи;

- закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах;

- совершенствовать умение составлять число из единиц;

- упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.

«Речевое развитие»

- совершенствовать умение отвечать полным ответом.

«Художественно - эстетическое»

- продолжать учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.

«Социально – коммуникативное развитие»

- продолжать формировать навыки общения;

- приучать детей работать в группе, давая возможность высказаться каждому.

Целевые ориентиры:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие.

Виды деятельности: двигательная (физминутка); игровая (игровые ситуации, дидактические игры); познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций); коммуникативная (беседы, вопросы).

Формы работы: групповая, парная.

Методы и приемы

- практические: проблемная ситуация «Составь задачу», игровое упражнение «Поздравим друзей с праздником», игровое упражнение «Собери картинку», физминутка.

- наглядные: картинки с изображением разных месяцев зимы, 2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей. Картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 руб., конверт – 5 руб., открытка – 10 руб.; коробка с прорезью.

-словесные: интеллектуальная разминка, беседа по составлению и решению задач.

Подготовительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём.

Средства реализации (оборудование)

Демонстрационный материал: картинки с изображением разных месяцев зимы, 2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей. Картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 руб., конверт – 5 руб., открытка – 10 руб.; коробка с прорезью.

Раздаточный материал: наборы монет достоинством 2, 5, 10 руб.; монеты достоинством 1руб.(по 10 шт. для каждого ребенка), тетради в клетку, геометрические фигуры, счетные палочки.  

Логика образовательной деятельности

Этапы

(структурные

компоненты

деятельности)

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно - побудительный

Сегодня я приглашаю вас с собой в путешествие. Хотите узнать куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Она царица всех наук,

Без нее мы – как без рук,

Научит думать и решать,

И много действий совершать (математика).

- Молодцы, дети, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика» и остановимся на острове арифметической задачи. Путь наш будет непрост, но интересен, поэтому давайте сделаем небольшую разминку.

- Математика.

Организационно - поисковый

Интеллектуальная разминка.

Сколько дней в неделе?

Если сегодня четверг, то какой день недели был вчера (будет завтра).

Сколько месяцев у времени года «Зима»?

Сколько времён года?

Сколько хвостов у пяти коров?

Сколько лап у двух гусей?

Сколько пальцев на правой руке, (а на правой ноге?).

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап у двух медвежат

Сколько месяцев в году?

- Молодцы! Итак, отправляемся в путешествие!

Звучит музыка, дети паровозиком «едут» в далекие края.

- Ребята, у нас первая остановка по пути «Задачкино». Как вы думаете, мы здесь будем делать?

- Правильно, решить задачу.

(стоит изображение дерева на нём на одной ветке сидят 7 синиц, на другой 3 синицы)

- Дети давайте попробуем составим условие задачи и вопрос, ориентируясь на наш сюжет.

- Да, правильно, у нас получилась следующая задача «На веточке дерева сидели семь синичек. К ним прилетели ещё три синички. (условие) Сколько всего синичек стало на дереве? (вопрос)

- Ребята, из чего состоит наша задача.

- Да, правильно из условия и вопроса. А теперь давайте определим структуру задачи, уточним числовые данные и арифметическое действие, с помощью которого её можно решить. Запишем решение в тетради.

- Ребята, задачу можно записать с помощью моделирования. Посмотрите, как я её изображаю. «Круг с семью точками обозначает количество сидевших на ветке птиц; круг с тремя точками – количество прилетевших птиц; общий круг – сколько всего птиц».

Смоделируйте решение задачи с помощью схемы.

(Дерево переворачивается другой стороной)

На нём на одной ветке 10 снегирей.

- Ребята, посчитайте сколько снегирей сидит на дереве?

 Воспитатель берёт 3 снегирей и пересаживает на нижнюю ветку дерева.

- Ребята, попробуйте теперь составить задачу.

Работа по этой задаче ведётся в той же последовательности, что и в первой.

- Давайте, попробуем составить модель задачи.  

- Да, правильно общий круг показывает, сколько всего снегирей было на ветки. Три точки- сколько снегирей улетело. Точки слева от черты – сколько снегирей осталось».

- Молодцы, ребята все справились хорошо. Двигаемся дальше в нашу волшебную страну.

Игровое упражнение «Письмо-загадка»

На доске вывешиваются картинки с изображением разных месяцев зимы и загадываются загадки.

Загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

(зимние месяцы)

После отгадывания загадки, с месяцем дети находят соответствующие иллюстрации и рассказывают о приметах данного месяца.

Назовите – ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год!

(Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели.

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

- Молодцы, ребята, назовите зимние месяцы по порядку.

Игровое упражнение «Поздравляем друзей с праздником».

- А сейчас наша остановка «Поздравлялкино». У нас был недавно праздник, какой?

- Правильно, 8 марта. А кого мы поздравляли?

- Правильно мам, бабушек, сестер, теть т.е. женщин, девушек, девочек. А как можно поздравить друга который живет далеко?

- Правильно, написать открытку. А что бы ее отправить в другой город что нам нужно?

- Правильно, конверт.

- Итак, мы пришли в магазин обратите внимание на доску.

На доске картинки с изображением предметов с ценниками: карандаш – 2 руб., конверт – 5 руб., открытка – 10 руб.

- Купить карандаш, конверт, открытку можно через вот этот автомат. Только он принимает монеты достоинством 1 руб. Посмотрите на ваши монетки, все ли монетки примет автомат?

- Почему?

- А как поступить? Что нужно сделать?

- Правильно разменять монетки.

- Итак, …, что ты будешь покупать? Сколько монет опустишь? Сколько 1 рублевых монет нужно дать за 2(5, 10).

- Молодцы, справились с задание! Едем дальше.

Остановка и на пути остров математической физкультминутки.

Физкультминутка

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

(выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому

(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог.

(кулачками стучат друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

- Следующая остановка «Воображалкино».

Здесь вам нужно из геометрических фигур и счетных палочек выложить подарок для мамы. Но, выкладывать вы будете парами. Для этого сначала договоритесь что вы будете делать и только потом приступайте к работе.

 - Что у вас получилось? А какие геометрические фигуры для этого использовали?

- А теперь мы с вами отправляемся назад, в детский сад!

Дети отвечают на вопросы.

- 7 дней в неделе.

- Если сегодня четверг, то вчера была среда (будет пятница).

- У времени года «Зима» 3 месяца.

- 4 времени года.

- У 5 коров 5 хвостов.

- У 2 гусей 4 лапы.

- 5 пальцев на правой руке (ноге).

- 4 уха у двух мышей.

- 8 лап у 2 медвежат.

- 12 месяцев в году.

«Едут» паровозиком.

- Мы будем решать задачи.

- На дереве сидело 7 синичек. К ним прилетели еще 3.

- Сколько всего синичек на дереве.

- Задача состоит из условия и вопроса.

- Было 7 синичек, прилетело еще 3 синички. Арифметическое действие сложение, потому что синички прилетели.

Дети смотрят и зарисовывают схему.

Дети считают.

- 10 снегирей.

- На ветке сидело 10 снегирей, 3 улетело на другую ветку, сколько снегирей осталось на ветке.

Составляют модель.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.

- в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи (выпадает снег).

- в январе морозы (льдом покрываются реки).

- в феврале бураны, метели (ночью мороз, днем капели).

- декабрь, январь, февраль.

- 8 марта.

- мам, бабушек, сестер.

- отправить открытку.

- конверт.

- Нет не все.

- Потому что есть другие монетки, по 2, 5, 10 рублей.

- Разменять.

- Конверт, 5 рублевых монет опушу.

Дети по очереди подходят называют товар и количество монет, которое опустят.

Выполняют движения физминутки.

Дети в парах выкладывают подарки, затем называют что выложили и называют какие геометрические фигуры использовали.

Правильно отвечают на вопросы.

Правильно выделяют условие задачи, ставят вопрос, называют арифметическое действие.

Научаться составлять модели решения.

Правильно отгадывают загадки, называют зимние месяцы и их признаки.

Умеют составлять и раскладывать число на единицы.

Научаться выкладывать предметы из геометрических фигур и счетных палочек.

- Скажите, чем мы сегодня занимались?

- Куда мы с вами отправились в путешествие?

- Какое задание вам понравилась больше?

 

А теперь что бы понять всем ли все понятно, и было ли вам интересно, вам нужно опустить по монетке в ту корзинку цвет которой вам подходит.

Зеленый мне все понравилось и было интересно.

Желтый мне не все понравилось, и не все было интересно.

Красный мне вообще не понравилось и было не интересно.  

 - мы сегодня путешествовали (задачи решали, делали подарки из счетных палочек и геометрических фигур, отгадывали загадки, поздравляли друга, т.е. покупали открытку, карандаш, конверт).

- Мы отправились в страну Математика.

- Рисовать схемы, решать задачи, делать подарки, отгадывать загадки.

Дети опускают монетки в соответствующие цветовые корзинки.

 

Схемы задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...