Сенсорное развитие детей раннего возраста
материал по математике (младшая группа)

Реализация раздела "Развитие сенсорной культуры" с детьми раннего возраста в соответствтт ООП ДО "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация раздела «Развитие сенсорной культуры»  с детьми раннего возраста в соответствии с ООП ДО «Детство»

Наталья Ивановна Клименко, воспитатель МДОУ

«Детский сад № 51» ЭМР Саратовской облас

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Оно  служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Реализация раздела «Развитие сенсорной культуры» с детьми раннего возраста в  соответствии с ООП ДО «Детство» позволяет:

-заложить основу для интеллектуального развития и развития познавательных процессов ( внимания, воображения, памяти, восприятия, наглядно-действенного мышления),

-развивать наблюдательность, познавательную активности, желание исследовать, узнавать новое,

-формировать первоначальные представления ребёнка об окружающем мире, его объектах и свойствах предметов,

-оказывать благоприятное влияние на развитие эстетического восприятия окружающего мира,

-осваивать новые способы манипулирования с предметами и формировать предпосылки с  познавательно-исследовательской деятельности,

-обеспечивать усвоение общепринятых сенсорных эталонов( цвет, форма, величина и др),

- влиять на обогащение  словарного запаса ребёнка,

- формировать умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие средствами сенсорной культуры детей раннего возраста происходит преимущественно в практической предметной деятельности. У детей формируется умение обследовать предметы опираясь на сенсорные эталоны: цвета, формы, величины, осязательные свойства предметов, пространственное расположение и их звучание.

Формирование умения обследовать предметы педагогу необходимо выстраивать  в определенной последовательности:

-восприятие целостного облика предмета,

-восприятие отдельных свойств предмета (форма, величина, цвет, материал и т.д.),

-определение пространственного  расположения предмета и расположение частей относительно друг друга,

-выделение мелких деталей (частей), их величины, соотношение, расположение, формы, цвета,

-повторное целостное восприятие предмета.

Сенсорное развитие детей раннего возраста может осуществляться через разнообразные формы работы и в процессе разнообразных видов деятельности присущих возрасту:

Формы организации деятельности

Виды деятельности

создание развивающей предметно-пространственной среды в группе

использование игр-экспериментов на развитие всех видов восприятия;

организация образовательной деятельности (фронтально, индивидуально, по подгруппам);

организация развлечений, игр-забав с сенсорными игрушками;

посещение Центра игровой поддержки дошкольного учреждения, в целях расширения как социального, так и сенсорного опыта детей .

Ни для кого не секрет, что эффективнее всего развитие ребенка дошкольного возраста, происходят в процессе игровой деятельности, именно она позволяет детям проявить активность и самостоятельность, при этом реализовать свои представления об окружающем.  Играя, дети получают возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, изучать цвета, форму, свойства материал, пространственные отношения, изучают растения, животных.

В связи с этим группе оборудован  Центр   сенсомоторного развития детей. Он  предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей

В Центре собраны игры на развитие цветовосприятия и знакомства с эталонами цвета.  Мы используем мозаики, рамки – вкладыши, дидактические игры и пособия «Посади бабочку на цветок», «Найди кораблик нужного цвета», «Рыбки в аквариуме», «Цветное лото», «Цветные капельки» и многое другое

Для поддержания интереса детей к процессу обучения используем  игры сюжетного содержания. «Помоги козляткам спрятаться от волка», «Каждому свой домик», «Подбери шапку к куртке»,  - цель, которых формировать у детей умение  обобщать предметы по сюжету и цвету.

Для знакомства детей раннего возраста с формой и величиной предметов используем игры:

Работая над развитием тактильного восприятия детей, мы используем методы Монтессори-педагогики, которые позволяют не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов (тактильные дощечки, шумовые коробочки).

Так же предлагаем детям игры, которые направлены на развитие звукового восприятия. Например, игры «Веселые карандаши» « Кто, что услышит?» , « Узнай по звуку предмет. « Тихо - громко».

Постоянная смена видов деятельности и использование всего пространства группы позволяют поддерживать интерес детей и побуждать к различным действиям с предметами. В центре сенсомоторного развития размещено игровое ковролиновое панно, его наполняемость постоянно меняется с учетом тематических недель и интересов воспитанников. Мы предлагаем детям увлекательные игры с плоскостным материалом, различным не только по тематике, но и разнообразным по материалу- это и вязаные предметы, и предметы вырезанные из картона, фетра, ковролина, поролона. Нестандартный материал и форма организации игр создает благоприятный эмоциональный фон, формирует интерес и положительное отношение  к посещению детского сада, тем самым сглаживая процесс адаптации.

Созданная сенсомоторная среда «Фиолетовый лес» В.В.Воскобивича позволяет формировать представления не только о сезонных изменениях в природе, но и расширять представления о предметах, животных и растениях.  Играя  в волшебном лесу, дети выполняют различные творческие и игровые задачи с учетом постоянного усложнения и рационального сочетания различных видов деятельности.

Необходимым условием для получения хороших результатов является взаимодействие с родителями. С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование. По  результатам анкетирования была запланирована работа с родителями, где использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки. Работая с родителями, проводим консультации родительские собрания, анкетирования, используем видеоматериал, фотоматериал для знакомства с особенностями сенсорного развития.

В результате, родители начали принимать активное участие в изготовление игр и игровых пособий для детей.

По результатам мониторинговых исследований,  можно увидеть стойкую положительную динамику роста уровня развития детей. На данном этапе уже можно подвести итоги:

  • повысилась любознательность, пытливость;
  • сформировались знания  об определенных сенсорных эталонах (дети усвоили не только цвета, количество которых соответствует программе, но и могут узнавать и называть их оттенки «голубой», «серый», «розовый» и т.д. ;
  • дети овладевают рациональными приемами обследования (с помощью осязания, обоняния, слуха;
  • дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке, проявляют творческие способности при использовании развивающего материала;
  • повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

Литература по сенсорному развитию детей раннего вораста.

  1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
  2. Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов
    н/Д.: «Феникс», 2004.
  3. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной
    культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
    дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
  5. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:
    «Просвещение», 1984.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
    Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.:
    «Творческий центр»,2001.
  7. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» М. «Сфера», 2010.
  8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка» М. «Сфера», 2006.
  9. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.
  10. Новоселова С.Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» М. «Просвещение», 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...