Дополнительная образовательная программа "Умные палочки"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Шишова Наталья Федоровна

Программа написана для дополнительных занятий с палочками Кюизенера с  детьми 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishova_dop_programma_umnye_palochki.docx71.61 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Березка»,

филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Березка», филиал Детского сада «Светлячок»)

СОГЛАСОВАНО:

На педагогическом совете

Протокол от 31.08.2022 № 3

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № 50 от 31.08.2021

Директор филиала Детского сада «Берёзка», филиала Детского сада «Светлячок»

___________Т.П. Саерова

«Умные палочки»

Дополнительная общеразвивающая программа математической направленности

Возраст обучающихся: 5-6 лет

                                                                            Срок освоения программы: 1 год

                                                                                  Объем программы: 64 часа

                                             

                                                               

                                                               

                 Разработчик: Шишова Наталья Федоровна,

 воспитатель

г. Заводоуковск, 2021

Содержание:

 I. Пояснительная записка        3

 II. Цель, задачи программы        4

 III. Учебный план программы        4

 IV. Календарно-учебный график         4

 V. Учебно-тематический план        5

 VI. Планируемые результаты        14

 VII. Содержание программного материала        15

 VIII. Материально-техническое обеспечение        16

 IX. Формы контроля и оценочные материалы        16

      X. Требования техники безопасности        18

 XI. Организация мероприятий с родителями        18

      XII. Литература        18

        

I. Пояснительная записка

В условиях модернизации образования Российской Федерации, внедрения и реализации ФГОС ДО, одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно вверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше начинали учиться в школе

ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. Основные особенности этого дидактического материала — «абстрактность», универсальность, высокая эффективность. Пособие позволяет «через детские руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных понятий.

Игры с палочками  способствуют тому, что в игровой деятельности ребенок постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними, таким образом, формируются не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода  задач.  

Использование палочек Кюизенера в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. С помощью моделирующей творческо-продуктивной деятельности трудные обучающие задачи можно решить посредством увлекательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

II. Цель, задачи программы:

Цель: развитие логических приемов, мыслительных действий каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую деятельность с палочками Кюизенера.

Задачи:

1. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации образовательно-преобразующей деятельности с палочками Кюизенера.

2. Формирование умений искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных технологий (создавать различные модели по рисунку, схеме, условиям, словесной инструкции, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях, анализировать ее основные части, решать логические задачи с использованием палочек Кюизенера).

3. Формирование навыков начального технического моделирования, образного логического и технического мышлений.

4. Развитие коммуникативной компетенции дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

                                                           Ш. Учебный план программы

Дисциплины

Трудоёмкость (кол-во часов)

Формы аттестации

всего

теория

практика

Умные палочки

64

9

55

Открытая образовательная деятельность

IV. Календарный учебный график

Режим работы детского сада:

Понедельник-пятница 07.30 – 18.00.

Продолжительность учебной недели: понедельник-пятница.

Продолжительность учебного года: 02.09.2022 – 31.05.2023.

Праздничные, нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни, дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками: 4 ноября, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.

Количество рабочих недель в учебном году: 37 недель, из них:

I полугодие

Зимние

каникулы

II полугодие

Летние

каникулы

Продолжительность

полугодия

Число полных недель

с

01.01.2023

по

08.01.2023

Продолжительность

полугодия

Число полных недель

с

01.06.2023

по 31.08.2023

с 01.09.2022 по

31.12.2022

17

09.01.2023

по 31.05.2023

20

               

V. Учебно- тематический план

Месяц

Тема игрового занятия

Задачи

Кол-во

занятий

Кол-во

занятий

Сентябрь

«Сказка о палочках»

Знакомство с палочками Кюизенера.

- найди и покажи такую же палочку как у меня;

- найди самую длинную или короткую палочку;

- укажи, из палочек каких цветов построен дом или дорога.

Материал: наборы палочек по количеству детей, презентация с заданиями.

Познакомить детей с палочками как игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале.

Выявить начальные знания группы детей.

Обратить внимание детей на свойства палочек.

1

8

«Разноцветные палочки»

Работа с картами-схемами.

(альбом «Волшебные дорожки)

Материал: наборы палочек по количеству детей.

Закреплять знания эталонов цвета и их название.

Упражнять в классификации предметов по цвету.

Развивать представления детей о признаках палочек (одинакового цвета имеют одинаковую длину).

Развивать логическое мышление, память, речь.

2

«Змейка»

- какого цвета палочки;

- сколько розовых и голубых;

- покажи пальчиком длину вашей змейки;

- чья змейка длиннее, чья короче.

Материал: цветные палочки: для половины детей по 4 розовых, для остальных по 4 голубых.

Учить составлять группу из отдельных предметов, закреплять понятия «один», «много».

Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

1

«Заборчики»

Работа с картами-схемами. (альбом «Волшебные дорожки»).

Материал: наборы палочек по количеству детей, презентация с заданиями, мелкие игрушки.

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий».

Способствовать развитию речи.

2

 «У кого больше»

- какого цвета треугольники;

- у кого треугольник большой, у кого маленький;

- какие треугольники по величине;

- почему треугольники получились разные;

- что еще может быть такой формы.

Материал: цветные палочки  для половины детей по 3 желтых, для остальных по 3 красных.

Учить составлять треугольник из палочек. Сравнивать по величине. Развивать воображение.

2

Октябрь

«Разноцветные вагончики»

-сколько палочек всего;

- отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого в другую;

- сколько палочек каждого цвета (выкладываем поезд);

- чей поезд длиннее;

- назовите по прядку цвет каждого вагона, сравните их.

Материал: цветные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая на каждого ребенка.

Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине.

Учить работать по алгоритму.

      2

     

     

       8

«Столбики»

Работа с картами-схемами (альбом «Волшебные дорожки»)

- каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте;

- поставьте сначала высокий столбик, потом, тот, что пониже;

- с какой стороны стоит высокий столбик, с какой низкий (выкладываем забор).

Материал: цветные палочки красного и голубого цвета, мелкие игрушки.

Учить детей классифицировать предметы по высоте, называть какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте».

      2

«Сушим полотенца»

- отложите в сторону одинаковые палочки по длине;

- что надо сделать, чтобы узнать каких палочек больше;

- «весим полотенца сушиться на веревочку»;

- сколько желтых, сколько красных «полотенец»;

- какого цвета полотенец меньше, каких больше, как узнать.

Материал: цветные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).

Учить детей сравнивать предметы по длине;

находить сходство между предметами;

классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по лине).

     

       2

«Числа 1 и 2»

Материал: для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10х10, розовая полоска 20х10, цифры 1и 2. Для детей цветные палочки – 3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка.

Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2.

      2

Ноябрь

«Строительство домов»

- отсчитайте 4 палочки голубого цвета и сделайте из них стены, пол и потолок, затем отсчитайте 2 палочки красного цвета и сделайте крышу.

- что получилось;

- с одной стороны дома постройте большой дом, с маленькой крышей, с другой маленький;

- сколько всего домов;

- который по счету дом, самый высокий, самый низкий.

Материал: цветные счетные палочки: 3 белых, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые, 2 желтые, карточка.

Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте;

упражнять в счете, в различении количественного и порядкового счета;

умении отвечать на вопросы «сколько», «какой по счету».

      2

       8

«Число 3»

-положите белый кубик рядом справа столбиком, положите розовую палочку;

- возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой.

Материал: для воспитателя: 3 белых квадрата 10х10см, розовая полоска 20х10 см, голубая полоска 30х10см, цифры. Для детей: цветные палочки-4 белые, 1 розовая, 1 голубая, цифры 1-3.

Познакомить с образованием числа 3;

учить называть по порядку числительные от 1 до 3;

упражнять в ориентировке в пространстве.

      2

«Треугольники»

Дети по заданию выкладывают треугольники

-сколько получилось треугольников;

- как расположены;

- какой по счету красный треугольник, голубой;

- посчитайте по порядку.

Материал: цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые.

Учить составлять треугольники из палочек разной длины;

упражнять в счете;

учить различать количественный и порядковый счет;

учить ориентироваться в пространстве.

         

      2

«Рамка для картины»

Превращаемся в художников и выкладываем на столе цветы из палочек.

- из больших палочек делаем вокруг рамку, чтобы получилась картина. Работаем парами.

Материал: цветные счетные палочки в пределах 4, 4 синие палочки.

Учить строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины;

формировать знания о пространственных отношениях;

развивать творческую фантазию.

   

      1

«Разноцветные флажки»

Делаем флажки треугольной и прямоугольной формы и «вешаем» их на «веревочку»

- какой формы флажки;

- из каких палочек сделаны;

- который по счету прямоугольный флажок;

- какие стороны у прямоугольника, как это проверить.

Материал: карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10 красных.

Закреплять названия геометрических фигур;

Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы «сколько», «который по счету».

     1

Декабрь

«Елка»

Работа с картой - схемой;

Подбор палочек по длине и выкладывание их на ветки нарисованной елки;

- какого цвета самые длинные ветки;

- назовите цвет, тех веток, которые короче самой длинной;

- сколько самых коротких.

Материал: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые, , карточка с изображением елки.

Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения;

закреплять умение пользоваться словами длиннее, короче, самая длинная, самая короткая;

развивать представления об эталонах цвета.

      1

     

       8

«Бусы»

- разложи палочки по цветам;

- выложите в такой последовательности: белая, розовая, голубая, снова белая;

- продолжаем ряд;

- какого цвета бусинки в этой цепочке;

-какое число обозначает каждый цвет.

Материал: цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые, карточка.

Учить детей классифицировать предметы по длине;

сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов;

обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько же).

      2

«Число 4»

Дети самостоятельно строят вертикальную лестницу из 3 ступеней;

- какое число обозначает белый цвет, розовый, голубой;

- найдите красную палочку и добавьте еще одну ступеньку;

- какая она по счету;

- какое число обозначает.

Материал: для воспитателя: цифры, для детей цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка.

Познакомить с образованием числа 4;

учить считать , закреплять количественный счет от порядкового.

      2

«Зайка»

Стихотворение А.Барто «Зайка»

- выкладывание зайки и скамеечки (большую и маленькую) из палочек по заданию воспитателя

Материал: карточка, цветные счетные палочки: 4 белых, 4 красных, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая, 2 розовые.

Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте;

обозначать словами результат сравнения.

      1

«Кукла Маша»

- выкладывание куклы из палочек по заданию воспитателя.

Материал: карточка, цветные счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.

Учить детей сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине);

моделировать предмет по словесной инструкции;

ориентироваться в пространстве.

      1

«Конструирование геометрических фигур»

- работа с картами – схемами;

- выкладывание геометрических фигур самостоятельно.

Материал: цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые, картон формата А4.

Закрепить знания о геометрических фигурах, об их свойствах;

упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек;

закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры.

       1

                                                                                                                                                        Январь

«Новоселье»

Перед вами квартира (лист картона)

- расставляем в ней мебель по заданию;

- сравните интерьер своих комнат, месторасположение мебели.

Материал: цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые, картон А4.

Закреплять умение сравнивать палочки по длине;

соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

       1

       4

«Число 5»

- сделайте лесенку, состоящую из3 ступенек, положите под палочки цифры;

- какое число обозначают палочки розовая, голубая, красная;

- поставьте 4 белых кубика возле красной палочки;

- сколько белых кубиков в 5 столбике;

- сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало 5.

Материал: для воспитателя: цифры до 5, для детей: цветные счетные палочки в пределах 5.

Познакомить детей с образованием числа 5;

учить называть числительные по порядку;

закреплять умение различать количественный и порядковый счет;

правильно отвечать на вопросы «сколько», «который по счету».

      2

«Дорога к дому»

- положите белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой кубик в правый нижний угол, это домики Иры и Оли;

- делаем 2 дороги от домиков, сравниваем их. Работа в парах.

Материал: карточка, цветные счетные палочки.

Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки;

- ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

      1

Февраль

«Кастрюльки»

- выложите кастрюлю из любых палочек;

- сравните свою кастрюлю с натурой;

- чем похожи и чем отличаются.

Материал: кастрюля, цветные счетные палочки: в пределах 5, карточка.

Учить воспроизводить сходство модели с реальным предметом;

упражнять в счете , умении находить одинаковые по величине предметы.

      1

     

       8

«Дети нашего двора»

- работа с картами- схемами;

- поставьте палочки от 1 до 5 по порядку по одной;

- это дети, какого они роста;

- кто самый высокий, низкий;

- сколько лет ребенку в розовой одежде, голубой.

Материал:   цветные счетные палочки: 1 голубая, 1 розовая.

Учить сравнивать предметы по высоте путем приложения;

Определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте);

Развивать творческое воображение.

   

      2

«Дачный поселок»

Карточка с дачным поселком.

- дети обустраивают участок по заданию воспитателя;

- рассказывают о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около;

- составление рассказа «Как мы поехали на дачу».

Материал: цветные счетные палочки, карточка.

Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки;

 закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.

      2

«Слоненок»

Стихотворение И.Токмаковой «Слоненок»

- выкладывание слоненка по заданию воспитателя;

- в какую сторону идет слоненок;

- сделайте так, чтобы он шел вправо.

Материал: цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые, карточка.

«Море волнуется»

Игра «Море волнуется раз…»

- выкладывание волны по словесной инструкции воспитателя.

Работа парами.

Материал: карточка, набор цветных палочек.

Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек;

сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине);

ориентироваться в пространстве;

развивать воображение.

Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму;

точно выполнять словесную инструкцию;

закреплять навыки измерительной деятельности.

      1

Март

«Сказка «Колобок»

- моделирование сказки;

- работа с альбомом «Волшебные дорожки».

Материал: набор палочек по количеству детей, карты-схемы.

Формировать навыки начального технического моделирования;

развитие образного логического мышления;

развитие связной речи.

      2

     

        8

«Скворечник»

- выкладывание маленького домика;

- загадка про скворечник;

- сделать отгадку;

- какое число обозначает желтая палочка.

Материал: карточка, цветные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная, 1 белая.

Закрепить знание чисел;

умение сравнивать предметы по длине;

умение преобразовывать конструкцию предмета.

      2

«Сказка «Заюшкина избушка»

- моделирование сказки по карточкам.

Материал: наборы палочек, карты-схемы.

Формировать навыки начального технического моделирования;

развитие образного, логического мышления;

развитие связной речи.

       2

«Журавушка»

Стихотворение «Жура, Жура, Журавель…»

- выкладывание из палочек пролетающего журавля;

- какой формы туловище;

- одинаковые ли по длине ноги;

- загадки о весне.

Материал: цветные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4 красные, 1 голубая, 6 белых.

Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей;

определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображенном предмете;

развивать глазомер.

     

       2

Апрель

Работа с картами- схемами

- моделирование по словесной инструкции;

- самостоятельная работа по схеме.

Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы.

Закрепить умение детей моделировать предметы;

упражнять в счете;

развивать внимание, глазомер, мелкую моторику.

     

       2

 

     

       8

«Закрывай скорей окошки, ты спасешь мышей от кошки»

- работа в альбоме «Волшебные дорожки»

Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы.

Закрепить умение сравнивать предметы по высоте путем приложения;

определять результат словом (выше, ниже, равный по высоте);

развивать творческое воображение.

       1

«Угадай, кто герой этой сказки»

- работа с альбомом «Дом с колокольчиком»

Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы.

Упражнять в счете предметов;

закрепить умение сравнивать по высоте и длине, обозначать словами результат сравнения.

 

      1

«Дорога в гараж»

Работа в парах

- строительство дорог по словесной инструкции;

- сравнение дорог, какая длиннее, короче;

- способы сравнения: с помощью наложения или приложения палочек друг к другу, с помощью мерки.

Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы.

Закрепить умение измерять с помощью условной мерки;

ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

 

      1

«Космос»

- загадки о космосе;

- выкладывание ракеты по образцу и самостоятельно;

- сравнение: чем похожи, чем отличаются, какие палочки использовали.

Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы.

Развивать умение создавать образ ракеты, конструируя его из заданных палочек;

ориентироваться в пространстве, развивать воображение.

      1

«Красная шапочка»

- моделирование сказки;

- работа с альбомом «Дом с колокольчиком»

Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы.

Формировать навыки начального технического моделирования;

развитие образного, логического мышления;

развитие связной речи.

      2

Май

«Составление узоров. Коврики».

- выложить коврики, чтобы все полосы в нем были разного цвета, одинакового цвета;

- выложить коврик по словесной инструкции воспитателя;

- по образцу по замыслу.

Материал: наборы цветных палочек, карты- схемы.

Формировать умение детей классифицировать предметы по длине;

сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов;

обозначать словами результат (больше, меньше, столько же).

       1

       4

«Поезд»

- загадка, подвижная игра;

- составление поезда по словесной инструкции воспитателя;

- каким по порядку стоит голубой вагон, желтый;

- вагон какого цвета стоит за четвертым.

Материал: набор цветных палочек, карты- схемы.

Закрепить умение детей называть числительные по порядку, различать количественный и порядковый счет;

правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету.

      1

«Выложи из палочек»

- работа с альбомом «Выложи из палочек»

Материал: наборы цветных палочек, набор цифр.

Закрепить умение подбирать палочки нужного размера, соотносить палочку с цифрой;

умение называть числительные по порядку,

различать количественный и порядковый счет.

       2

VI. Планируемые результаты

 В процессе занятий с цветными палочками Кюизенера дети:

1. Умеют:

- ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного получения результата, доводить начатое дело до конца;

- решать логические задачи, оперировать знаками-символами;

- работать по схеме;

Создавать различные модели, картины, сюжеты по образцу, рисунку, схеме, словесной инструкции, замыслу;

- фантазировать, творчески мыслить, сочинять сказки;

- работать самостоятельно, в парах, группах;

- сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

- ориентироваться в пространстве.

2. Получают знания:

- о мнемотехнических приемах;

- о пропорции, пространстве, объемной форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;

- о понятиях конструкций и т.д.;

- об освоении социальных ролей.

3. Развивают:

- мелкую моторику рук;

- координацию «глаз-рука»;

- память, внимание, речь, логику, мышление.

4. Участвуют:

- в выставках;

- в конкурсах.  

VII. Содержание программного материала

Данная программа предполагает обучение детей 5-6 лет. Программа имеет теоретическую и практическую часть, рассчитана на 1 год обучения. Начинается работа с простейших моделей, конструкций. После того, как дети усваивают моделирования первой сложности, начинается переход к более сложным.

Программа предусматривает составление композиций, сочинение сказок, историй, героев театра, зоопарка, порта, гаража, фермы. Эта работа способствует развитию фантазии и воображения.

План учебных занятий строится следующим образом: в течение одного месяца предусмотрено 8 занятий, это 2 занятия по 25 минут, общий цикл составляет 64 занятия. Программа может быть реализована как самостоятельная, в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях по ФЭМП, в индивидуальной работе с детьми, в домашних условиях.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от творческих способностей детей, педагог может вносить изменения в содержание занятий.

            Дополнительная общеобразовательная программа «Умные палочки» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

            Комплектование в группу детей по дополнительной общеобразовательной программе «Умные палочки» происходит исходя из запросов родителей (законных представителей).

           Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно-ориентированного подхода;

- природосообразности;

     - сотрудничества;

- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

- от простого к сложному.

            Обучение воспитанников осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме, совместной деятельности детей и педагога, самостоятельной деятельности.

            Занятия проводятся с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным приказом директора филиала.

 

VIII. Материально – техническое обеспечение

К условиям реализации программы относится материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование, инструменты, материалы). Для эффективной деятельности по программе, используются следующие материалы:

- проектор;

- ноутбук;

- мультимедийное учебное пособие;

- образцы, наглядные материалы;

- цветные счетные палочки Кюизенера;

- природный, бросовый материал;

- маленькие игрушки;

- учебно-методические комплексы:

«Волшебные дорожки», «Вместе весело шагать», «Веселые цветные числа», «Дом с колокольчиком», «Маленькие логики», «Лепим небылицы»;

- литература.

IX. Формы контроля и оценочные материалы

Оценка эффективности деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы.

Формы и методы контроля:

- Наблюдение, то есть систематическое получение данных об интересе, сотрудничестве с другими детьми, творчестве, самостоятельности ребенка. Наблюдение осуществляется руководителем кружка в процессе работы с ребенком и дает определенные сведения об его уровне развития. Результаты наблюдения не фиксируются в документы.

- Устный контроль состоит в ответах воспитанников на вопросы руководителя. Применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос.

- Дидактические игры («исключи лишнее», «вставь недостающее», «найди ошибку конструктора» и другие).

- Открытые мероприятия для родителей и педагогов.

- Участие в конкурсах.

- Анализ продуктов детской деятельности;

- Беседы с родителями;

- Беседы с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

- Составление тематических рассказов описаний, сказок.

- Мониторинг проводится два раза в год: в октябре и в мае. Система мониторинга должна обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Критерии отслеживания усвоения программы.

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, проводится контрольное обследование по уровню результативности 2 раза в год (октябрь, май).

Высокий уровень – проявляет интерес к творчеству на протяжении всего занятия, стремится выполнить работу самостоятельно, владеет различными способами и приемами работы с палочками Кюизенера, следует устным инструкциям, читает и зарисовывает схемы, устанавливает аналогии. Работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью, умеет выкладывать сюжеты, составляет и рассказывает сказки, истории, используя элементы режиссерской игры. Работает аккуратно, терпеливо, проявляет уважение к своему труду, труду своих товарищей.

Средний уровень – интерес к творчеству ослабевает к концу занятия, работу выполняет по образцу, с помощью педагога или других детей, владеет частичными способами и приемами работы с палочками Кюизенера, следует устным инструкциям. Работает аккуратно, но не всегда доводит свое дело до конца, проявляет уважение к своему труду, но равнодушный к труду своих товарищей.

Низкий уровень – проявляет интерес к творчеству фрагментарно, но чаще работа выполняется только с помощью педагога, может быть не доведена до конца. Владеет частично способами и приемами работы с палочками Кюизенера, но не в полном объеме следует устным инструкциям. Может работать аккуратно, но не всегда старается. Не хватает терпения доводить начатое дело до конца. Уважает свой труд, но не проявляет уважения к труду своих товарищей.

п/п

ФИО

ребенка

Умение работать палочками Кюизенера

Умение пользоваться схемой, образцом

Умение понимать жанр «небылицы»

Умение выполнять работу самостоятельно

Умение выполнять инструкцию

Умение создавать сюжет, композицию

Умение обыгрывать ситуацию, сочинять рассказ, историю, сказку

Умение работать с палочками по знакам-символам

Уважать труд друзей и свой

            Воспитательная работа

В программу включены воспитательные моменты.

Волшебные сказки. Именно сказка позволяет ребенку без всяких разъяснений и нравоучений воспринимать добро, как нечто прекрасное, а зло как нечто отвратительное. Сказка учит, ни в коем случае не походить на глупых, жадных, злых героев. Их можно только пожалеть.

Рассказы и повести. Рассказы М. Зощенко, В. Драгунского, Н. Носова, Э. Успенского и др. о приключениях сверстников написаны весело, с добрым юмором. О доброте, отзывчивости, чувстве долга – рассказы А. Куприна, В. Дмитриева. О животных – Д. Мамина-Сибиряк, К. Паустовский.

Дети с пониманием слушают лирическую поэзию, помогают читать стихи.

Небылицы наполнены юмором, создают атмосферу жизнерадостности.

Беседы о дружбе, вежливости, гостеприимстве, традициях встречать праздники, расширяют кругозор, правилах общения, этикете, профессиях.

Выставки детского творчества помогают увидеть прекрасное, воспитывают умение радоваться за работу товарищей.

X. Требования техники безопасности

  1. Работу начинать только с разрешения взрослого.
  2. Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения, с которыми не изучены.
  3. Работать с деталями только по назначению. Нельзя  класть  палочки в рот и уши.
  4. При работе держать палочки так, как указанно в инструкции или показал взрослый.
  5. Детали палочек Кюизенера хранить в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить палочки навалом.
  6. Содержать в чистоте и порядке рабочее место.
  7. Раскладывать оборудование в указанном порядке.
  8. Не разговаривать во время работы.
  9. Выполнять работу внимательно, не отвлекаться посторонними делами.

XI. Организация мероприятий с родителями

Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями:

 - приглашение на презентации игровых занятий;

- подготовка фото-видео отчетов работы с палочками Кюизенера по схемам и образцам, выполнения игровых упражнений, создания героев сказок, как в детском саду, так и дома;

- оформление буклетов.

Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне ДОУ.

XII. Литература

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30т сентября 2020 года).
  3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).
  4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.)
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. Л.П.Абрамова «Книга о пальчиках», – М.: Карапуз, 2008.
  7. Б.Б.Финкельштейн, Э.Хвостова «Волшебные дорожки», - СПб, «Корвет».
  8. Б.Б.Финкельштейн «Дом с колокольчиком», - СПб, «Корвет», 2005.
  9.  В.П.Новикова , Л.И.Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера, - М. Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера», - М., 2008.
  11.  Л.М.Кларина, З.А.Михайлова «Разноцветные полоски».
  12. Материалы интернета: www.maam.ru;  www.nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

программа по дополнительному образованию "Разноцветные палочки" в младшей группе

кружок "Разноцветные палочки" ( с палочками Кюизенера) в младшей группе...

Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)

Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...

Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Программа дополнительного образования «Волшебные палочки» для детей 4-5 лет на 2021-2022 учебный год

Программа дополнительного образования«Волшебные палочки»для детей 4-5 летна 2021-2022 учебный год...

2020-2021 уч.г. Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы...