Математические игры 4-5 лет.
методическая разработка по математике (средняя группа)

Шклярова Светлана Васильевна

ема 1. Величина

 

Кто скорее свернет ленту?

 

 Цель: продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий». 

Материалы и оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета. 

Правила игры: вызванные дети по сигналу сворачивают ленту, вот так (показ воспитателя); выигрывает тот, кто скорей свернёт ленту.
Ход игры: педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

 

Дидактическая игра "Раз, два, три - ищи!"

 

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. 

Материалы и оборудование: одноцветные пирамидки (жёлтые и зелёные), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета. 

Правила игры: внимательно рассмотреть полученное колечко-образец, постараться запомнить его величину и оставить колечко на стульчике. Искать колечко разрешается только по сигналу «Ищи!». Искать можно колечко любого цвета, но точно такого размера, как образец. Прежде чем показать найденное колечко группе, нужно убедиться в правильности выполнения задания (наложить его на колечко-образец).

Ход игры: дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них даёт по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребёнок затрудняется 
с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить своё колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три - ищи!" Выбрав колечко, каждый ребёнок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребёнок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении 
игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

 

"Три медведя"

 

Цель: дети учатся дифференцировать предметы по величине, соотносить предметы учитывая их величину. Развивается способность у детей сопоставлять, сравнивать, наблюдать.

Материалы и оборудование: три плюшевых медведя (или трафареты) - большой, поменьше, маленький, три стула, три миски, три ложки, три кровати соответствующей величины.

Правила игры: участникам игры раздаются карточки с изображениями медведей. Задача ребёнка правильно по размеру предмета определить и рассказать, кому из медведей она принадлежит. Самая большая тарелка - папе - медведю, поменьше - маме-медведице, самая маленькая - медвежонку, и обратный ряд: маленькая, побольше и самая большая.

Ход игры: воспитатель рассказывает сказку о трёх медведях. Дети должны распределить три медведя в соответствии с величиной все предметы.

 

Дидактическая игра «Сбор фруктов» 


Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. 

Материалы и оборудование: яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы.

Правила игры: вызвать троих детей, каждому раздать по яблоку образцу и предложить им сорвать по одному такому же яблоку с дерева.
Ход игры: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

 

 

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Материалы и оборудование: ленточки широкие, одной длины, картонные полоски (широкие и узкие).

Ход игры: занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Геометрические фигуры


 

«Подбери по величине»


Цель: развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материалы и оборудование: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Правила игры: положить около маленького круга-маленькие фигуры, а около большого-большие фигуры.

Ход игры: педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

 

«Назови одним словом»


Цель: развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Правила игры: назвать фигуры, одним словом.

Ход игры: перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.

 

«Чудесный мешочек»

 

Цель: обследование геометрической формы предметов, упражняясь в различении форм.

Материалы и оборудование: непрозрачный мешок, предметы (должны соответствовать определённой теме)

Правила игры: ребенку предлагают засунуть руку в мешочек выбрать любую вещь и угадать вслепую, какой предмет ему «попался». Затем вытаскивают предмет из мешка и проверят – угадал или нет.

Ход игры: в мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...