Занятие по ФЭМП в старшей группе Тема: Измерение объема
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Петрова Александра Викторовна

Занятие по ФЭМП в старшей группе

Тема: Измерение объема

Программное содержание: формировать представление о том, что сравнивать объем жидкости можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой; вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью условной мерки; продолжать учить подбирать слова, противоположные по смыслу; ориентироваться в пространстве; отвечать полными предложениями; развивать память, мелкую моторику пальцев рук.

Демонстрационный материал: два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра; мерка; фишки; мяч.

Раздаточный материал: тетради, цветные карандаши, карточки с пропущенными цифрами, цифры до 10.

Ход занятия

1. Измерение объема жидкости.

Воспитатель вспоминает с детьми русские народные сказки, в которых погибшего героя обрызгивают сначала мертвой, а потом живой водой.

Полетел ворон, набрал воды в два сосуда, да забыл, в какой сосуд какую воду налил. Помнит только, что живой воды больше было. Выставляются два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра.

В сосуде большего диаметра воды побольше, но высота столбика жидкости меньше:

Воспитатель просит детей помочь. Вместе с воспитателем они решают, что жидкость из каждого сосуда надо измерить мерками и сравнить количество мерок.

Еще раз закрепляются выводы:

• Если объем измеряют разными мерками, то получаются разные результаты.

• Число мерок больше, когда мерка меньше.

• Сравнивать по объему можно только тогда, когда мерки одинаковые.

Дети вместе с воспитателем подбирают мерку, договариваются о необходимости ее наполнения доверху, заготавливают два сосуда, в которые будут наливать жидкости.

Отмеряя воду, дети выкладывают два ряда фишек, а затем сравнивают их по количеству.

Неожиданно оказывается, что воды больше в том сосуде, уровень воды в котором ниже. Можно спросить у детей, почему так получается.

- А что будет, если взять сосуд еще шире?

- Изменится ли при этом количество воды?

Если дети сомневаются, можно проделать этот опыт.

Таким образом, дети еще раз убеждаются в том, что если ничего не добавили и не убрали, то количество осталось прежним.

Физкультминутка

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок, скок, скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем, детки, шаг,

Шаг на месте, стой!

Вот так.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот» (высокий - низкий, грустный - веселый, глубокая - мелкая и др.).

3. Игра «Встать справа ... слева».

Задание: встать справа от Анны; слева от меня и др.

4. Игра «Вставь пропущенные цифры»

У детей карточки подобного типа:

_____________________________________

1 . 3 . . 6 . 8 9

_____________________________________

И карточки с цифрами от 0 до 10.

Задание: вставьте пропущенные цифры.

5. Игра с пальчиками.

В понедельник - мандарин,

А во вторник - апельсин,

В среду - шоколад,

В четверг - мармелад,

В пятницу - виноград,

В субботу - печенье,

В воскресенье - варенье.

 

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

6. Работа в тетрадях.

а) Нарисуй три кружка так, чтобы второй был большой.

б) Нарисуй пять квадратов так, чтобы третий был желтым, а последующий - зеленым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП в старшей группе

Тема: Измерение объема

Программное содержание: формировать представление о том, что сравнивать объем жидкости можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой; вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью условной мерки; продолжать учить подбирать слова, противоположные по смыслу; ориентироваться в пространстве; отвечать полными предложениями; развивать память, мелкую моторику пальцев рук.

Демонстрационный материал: два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра; мерка; фишки; мяч.

Раздаточный материал: тетради, цветные карандаши, карточки с пропущенными цифрами, цифры до 10.

Ход занятия

1. Измерение объема жидкости.

Воспитатель вспоминает с детьми русские народные сказки, в которых погибшего героя обрызгивают сначала мертвой, а потом живой водой.

Полетел ворон, набрал воды в два сосуда, да забыл, в какой сосуд какую воду налил. Помнит только, что живой воды больше было. Выставляются два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра.

В сосуде большего диаметра воды побольше, но высота столбика жидкости меньше:

Воспитатель просит детей помочь. Вместе с воспитателем они решают, что жидкость из каждого сосуда надо измерить мерками и сравнить количество мерок.

Еще раз закрепляются выводы:

• Если объем измеряют разными мерками, то получаются разные результаты.

• Число мерок больше, когда мерка меньше.

• Сравнивать по объему можно только тогда, когда мерки одинаковые.

Дети вместе с воспитателем подбирают мерку, договариваются о необходимости ее наполнения доверху, заготавливают два сосуда, в которые будут наливать жидкости.

Отмеряя воду, дети выкладывают два ряда фишек, а затем сравнивают их по количеству.

Неожиданно оказывается, что воды больше в том сосуде, уровень воды в котором ниже. Можно спросить у детей, почему так получается.

- А что будет, если взять сосуд еще шире?

- Изменится ли при этом количество воды?

Если дети сомневаются, можно проделать этот опыт.

Таким образом, дети еще раз убеждаются в том, что если ничего не добавили и не убрали, то количество осталось прежним.

Физкультминутка

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок, скок, скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляем, детки, шаг,

Шаг на месте, стой!

Вот так.

2. Игра с мячом «Скажи наоборот» (высокий - низкий, грустный - веселый, глубокая - мелкая и др.).

3. Игра «Встать справа ... слева».

Задание: встать справа от Анны; слева от меня и др.

4. Игра «Вставь пропущенные цифры»

У детей карточки подобного типа:

_____________________________________

1 . 3 . . 6 . 8 9

_____________________________________

И карточки с цифрами от 0 до 10.

Задание: вставьте пропущенные цифры.

5. Игра с пальчиками.

В понедельник - мандарин,

А во вторник - апельсин,

В среду - шоколад,

В четверг - мармелад,

В пятницу - виноград,

В субботу - печенье,

В воскресенье - варенье.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

6. Работа в тетрадях.

а) Нарисуй три кружка так, чтобы второй был большой.

б) Нарисуй пять квадратов так, чтобы третий был желтым, а последующий - зеленым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема : «По морям, по волнам...»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.Тема : «По морям, по волнам...»Программное содержание:      Формировать у детей навыки вычислительной деятельности;конкретизировать знания дете...

Занятие по ФЭМП в старшей группе Тема: «Количественный счет в пределах 10»

Это занятие было проведено с целью: научить детей считать в любом порядке: слева – направо, справа - налево, снизу-вверх, сверху вниз и независимо от формы расположения предметов....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

              Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения про...

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Измерение жидкости»

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП в старшей группе.  Тема: «Измерение жидкости»...

Конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе Тема: Измерение объема

формировать представление о том, что сравнивать объем жидкости можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой; вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью условной мерки; про...