Самообразование
методическая разработка по математике

Ус Валентина Александровна

 Тема самообразования педагога является актуальной со времён становления педагогики как науки и продолжает являться таковой в современном мире. Именно специфика педагогической деятельности обуславливает необходимость постоянного саморазвития воспитателя, а образовательные стандарты нового поколения подталкивают педагога к совершенствованию педагогического мастерства.

     С 2017 года тема моего самообразования: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников». Моё самообразование заключается в постоянном поиске новой информации, используя доступные источники, к которым относятся: семинары, вебинары, конференции и мастер-классы, конкурсы педагогического  мастерства, а также конкурсы воспитанников.

     С 2018 года являюсь руководителем творческой группы по математическому развитию.

Цель: Создание условий для профессионального общения педагогов, развитие творческого потенциала, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в математическом развитии детей в условиях введения ФГОС ДО.

   С 2019 года веду кружок дополнительного образования «Развивай-ка».

В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий Воскобовича, Михайловой, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, лабиринтов, головоломок, интерактивныхи развивающих игр.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
  2. «Детский сад № 32 комбинированного вида»

(МДОУ «Д/с № 32»).

  1. ПРИНЯТО:                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                   Педагогическим советом                                                                    приказом МДОУ “Д/с № 32”                                                                                  Протокол №_______  от_________                                                     от__________№__________                                                                      

                                     

                                                             

                                     

Дополнительная общеобразовательная программа

Развивай-ка

(Название программы)

Социально - педагогическая

(Направленность)

                                     Возраст воспитанников: 4-5 лет        

                                        Срок реализации:   1 год                  

 

                                   

                                                     Составитель:

                                                       Ус В.А., воспитатель

г. Ухта, 2020г.

                                               

Содержание

Пояснительная  записка…………………………………………………………3

1.Учебный план…………………………………………………………………6

2.Календарно – тематическое планирование………………………………...8

3.Календарный учебный график………………………………………………15

4.Планируемые результаты программы…………………………………….16

5.Комплекс организационно – педагогических условий……………………17

Список литературы…………………………………………………………......20

   

 

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

«Развивай-ка»:  социально-педагогическая.

          Актуальность программы: 

        Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.

Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их  индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те  дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как:  любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

 Отличительные  особенности данной программы:

Отличительной особенностью программы является то, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания,

воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не

содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные

особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

Содержание заданий обеспечивает развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка и, таким образом, углубляет и расширяет те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. Для этого в занятия включены доступные и интересные ребенку виды игр -  дидактические, развивающие, логические, математические, игры-соревнования.

        Адресат   программы: программа рассчитана для детей 4-5 лет.

Для успешного освоения программы на занятиях, численность детей не должна превышать более 12 человек.

        Объем программы:  – 28 учебных (академических) часов. 1 академический час - 30 минут.

        Режим занятий:  Занятия проводятся 1 раз в неделю с ноября по май.

        Формы организации образовательного процесса:  групповая.

        Срок освоения программы – 1 год (с ноября по май), 28 учебных недель, 7 месяцев.

Цель программы:   развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи программы:

Обучающие:

    1.Способствовать у детей умению анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать предметы;

  1. Формировать у детей умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе;
  2. Активизировать познавательные процессы,  через развивающие игровые задания и упражнения.

Развивающие:

   1.  Уточнять  у детей математические представления о геометрических фигурах и их свойствах,  ориентировке в  пространстве.

   2.  Развивать у детей процессы внимания, памяти, воображения, мышления.

   3. Способствовать развитию  навыков  самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности.

Воспитывающие:

   1. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.

   

 

1.Учебный план

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

1

Игровые блоки Дьенеша:

«Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какой это цвет и форма?»

1

2

«Размер и толщина, классификация по двум  признакам». «Какого размера и толщины фигуры?»

1

3

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

1

4

Игра на внимание «Найди пару»

1

5

Игра «Продолжи дорожку»

1

6

«Что нам привёз Мишутка?»

1

7

«Мы - конструкторы»

1

8

«Весёлые блоки» (игра с двумя обручами)

1

9

«Засели домики»

1

10

«Сложи узор»

1

11

«У кого в гостях Винни -пух и пятачок»

1

12

Развивающие игры В.В. Воскобовича:

«В гостях у сказки» (знакомство с развивающей средой Фиолетовый лес)

1

13

«В гости к веселым гномам»

1

14

Знакомство с игрой «Игровизор» (математический диктант)

1

15

Знакомство с игрой «Геовизор» (занимательные фигурки)

1

16

Знакомство с игрой «Геоконт»

1

17

«Весёлые паучки»

1

18

«Как гусеница Фифа наряжалась»

1

19

«Как гусеница Фифа вырастила цветы»

1

20

«Фонарики - квадрат Воскобовича» (двухцветный)

1

21

«Черепашки - квадрат Воскобовича» (двухцветный)

1

22

«Чудо – соты 1» (сложение предметов из частей по образцу)

1

23

«Математические корзинки»

1

24

Палочки Кюизенера:

«Сказка о палочках»

1

25

«Заборчики»

1

26

«Строительство домиков»

1

27

«Четвертый лишний»

1

28

«Выкладываем сюжеты»

1

                                                             ВСЕГО                                                                                                                28

2.  Календарно-тематическое  планирование       

занятия

Тема

 Программное содержание

Материалы и

оборудование

Дата

проведения

Дата

проведения по факту

1

Игровые блоки

Дьенеша:

«Цвет и форма, классификация по двум признакам»

  1. знакомство с блоками Дьенеша;
  2. развивать умение классифицировать;
  3. закрепить основные цвета и формы геометрических фигур.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей,

04.11.20 г.

2

«Размер и толщина, классификация по двум  признакам»

  1. развивать умение классифицировать;
  2. закрепить размер и толщину геометрических фигур;
  3.  воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей,

11.11.20 г.

3

Игра на внимание

«Чего не стало?» и «Что изменилось?»

  1. способствовать умению детей работать с карточками - символами свойств;
  2. развивать внимание, память, воображение;
  3. воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - символы

18.11.20 г.

4

Игра на внимание

«Найди пару»

  1. совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине
  2. развивать внимание, память, мышление;
  3. 3.воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - символы

25.11.20 г.

5

Игра «Продолжи дорожку»

1. способствовать умению действовать, согласно определенному правилу;

2. формировать эталоны основных цветов в процессе практических действий;

  1. 3.воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей,

карточки с изображением дорожек

02.12.20 г.

6

«Что нам привёз

Мишутка?»

  1. формировать умения строить дома из блоков разного размера; 
  2. развивать  навыки  самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности;
  3. воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - схемы

09.12.20 г.

7

«Мы - конструкторы»

  1. способствовать развитию выполнять конструкции по заданной схеме;
  2. развивать умения планировать действия, анализировать схему;
  3.  воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - схемы

16.12.20 г.

8

«Весёлые блоки»

(игра с двумя обручами)

  1. способствовать развитию наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям;
  2. развивать мыслительные операции;
  3. воспитывать умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки – схемы, карточки – символы,

2 обруча

23.12.20 г.

9

«Засели домики»

  1. способствовать развитию классификационных умений;
  2. развивать мыслительные операции;
  3. воспитывать умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей,

карточки с изображением домиков

06.01.21 г.

10

«Сложи узор» 

1. закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),  и их свойствах (величина, цвет);

2. развивать воображение, внимание;

3. воспитывать интерес к дидактическим играм.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей,

 карточки - схемы

13.01.21 г.

а

11

«У кого в гостях

Винни -пух и пятачок»

1.способствовать умению  делать простые обобщения;

2. развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами;

3. воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками.

Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей,

 посылка,

карточки - схемы

20.01.21 г.

12

Развивающие игры

В.В. Воскобовича:

«В гостях у сказки» (знакомство с развивающей средой Фиолетовый лес)

  1. способствовать формированию у детей ориентировки в пространстве по элементарному плану;
  2. развивать геометрическое и пространственное воображение;
  3. воспитывать коммуникативные качества: выслушивать мнение собеседника, дополнять высказывания, выражая собственное мнение.

Дидактическое пособие

«Фиолетовый лес»,

персонажи жителей леса

27.01.21 г.

13

«В гости к веселым гномам»

  1. формировать знания детей о последовательности дней недели;
  2. развивать познавательную активность, умение отвечать на вопросы;
  3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Дидактическое пособие

«Фиолетовый лес»,

персонажи гномов

03.02.21 г.

14

Знакомство с игрой

«Игровизор»

(математический диктант)

  1. формировать умения решать логические задачи и ребусы;
  2. развивать умения ориентироваться в плоскостном расположении   геометрических фигур;

3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Схемы игровизора по кол-ву детей, схемы - картинки

10.02.21 г.

15

Знакомство с игрой

«Геовизор»

 (занимательные фигурки)

  1. познакомить с игрой и линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать логико-математические задачи;
  2. формировать представления о пространственных отношениях, тренировке мелкой моторики пальцев и кисти;
  3. воспитывать коммуникативные качества: выслушивать мнение собеседника, дополнять высказывания, выражая собственное мнение.

Схемы геовизора по кол-ву детей, схемы - картинки

17.02.21 г.

16

Знакомство с игрой

«Геоконт»

  1. познакомить с игрой - сказкой; знакомство с понятиями «луч», «отрезок», «прямая», «кривая» с помощью сказки (главы 3,7,9,10,11); 
  2.  совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь);
  3. воспитывать коммуникативные качества: выслушивать мнение собеседника, дополнять высказывания, выражая собственное мнение.

Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей,

схемы - карточки

24.02.21 г.

17

«Весёлые паучки»

  1. совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»;
  2. развивать умения ориентироваться на координатной плоскости;
  3. воспитывать коммуникативные качества: выслушивать мнение собеседника, дополнять высказывания, выражая собственное мнение.

Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей,

схемы - карточки

03.03.21 г.

18

«Как гусеница Фифа

наряжалась»

  1. продолжать формировать умение придумывать и конструировать головной убор (шляпа)  для сказочного персонажа по замыслу;
  2. развивать умение ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  3. воспитывать интерес к конструктивной деятельности;

Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей,

схемы - карточки

10.03.21 г.

19

«Как гусеница Фифа

вырастила цветы»

  1. упражнять в умении расшифровывать (декодировать) знаково-символические обозначения, понимать отрицание «не», выборе геометрических фигур, соответствующих этим обозначениям;
  2. развивать творческое воображение, умение придумывать названия цветку, изображение вазы на поле игры «Геоконт»;
  3. воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей,

схемы - карточки

17.03.21 г.

20

«Фонарики - квадрат Воскобовича»

(двухцветный)

  1. формировать умение выкладывать многоугольники с объяснением;
  2. развивать творческое воображение, память;
  3. воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

Дидактическое пособие

«Квадрат

Воскобовича»

по кол-ву детей

24.03.21 г.

21

«Черепашки - квадрат Воскобовича»

(двухцветный)

1. формировать умение выкладывать многоугольники с объяснением;

2. развивать творческое воображение, память;

3. воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

Дидактическое пособие

«Квадрат

Воскобовича»

по кол-ву детей

07.04.21 г.

22

«Чудо – соты 1»

(сложение предметов из частей по образцу)

  1. формировать умения конструировать используя карточки-схемы;
  2. развивать логическое мышление, воображение;
  3. воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

Дидактическое пособие

игры «Чудо-соты» по кол-ву детей, карточки - схемы

14.04.21 г.

23

«Математические корзинки»

(знакомство с зверятами - цифрятами)

  1. знакомство детей с героями Цифроцирка, с игрой, закрепить понятия «больше - меньше»;
  2. развивать логическое мышление, воображение;
  3. воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

Дидактическое пособие «Математическая корзинка» по кол-ву детей, герои,

карточки - схемы

21.04.21 г.

24

Палочки Кюизенера:

«Сказка о палочках»

  1. познакомить детей с палочками Кюизенера, формировать умения ориентироваться в данном материале;
  2. развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; 
  3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера по

кол – ву детей

28.04.21 г.

25

«Заборчики»

  1. способствовать умению детей сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; 
  3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера по

кол – ву детей

05.05.21 г.

26

«Строительство домов»

  1. способствовать умению детей сравнивать, классифицировать, обобщать;
  2. развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; 
  3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера по

кол – ву детей

12.05.21 г.

27

«Четвертый лишний»

  1. формировать  умения  детей понимать и составлять группу из отдельных предметов;
  2. развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; 
  3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера по

 кол – ву детей

19.05.21 г.

28

«Выкладываем сюжеты»

  1. формировать умения  детей моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте;
  2. развивать познавательную активность;
  3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера по

кол – ву детей

26.05.21 г.

3. Календарный учебный график

                                                                                                                             

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

количество учебных недель

продолжительность каникул

сроки контрольных процедур

 01.11.2019г

31.05.2020г.

28  учебных недель

 каникулы не предусмотрены

28.05.2021 г.

(Род. собрание, итоговое занятие - игра)

4.  Планируемые результаты

 Ребёнок должен владеть следующими знаниями:

Знать:

-  геометрические фигуры, умеет их сравнивать друг с другом;

-  дни недели, их последовательность;

-  различает и называет части суток, их последовательность;

-  определяет направление движения от себя (направо, налево, вперёд,  на-  

  зад, вверх, вниз);

-  правую и левую руку;

-  сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в

  возрастающем порядке по длине, высоте;

-  соотносить понятия «один», «много», «равно»;

-  называть числа по порядку до 5, понимать и использовать числа как показатель количества;

-  классифицировать признаки предметов (цвет, форму, величину);

-  сравнивать две группы предметов;

-  объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;

       Уметь:    

-  выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

-  составлять и решать простые арифметические задачи;

-  ориентироваться на листе бумаги;

-  составлять из палочек разные геометрические фигуры (треугольники, четырехугольники, квадраты);

-  объединять предметы в группы по определенным признакам;

-  выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;

- сравнивать предметы друг с другом, выявлять соответствия и несоответствия между ними;

-  подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

                     5. Комплекс организационно-педагогических условий

     Занятия организуются в отдельном кабинете, который проветривается перед и после каждого занятия, в игровой форме с чередованием видов деятельности.

Условия реализации программы:

Наглядные пособия: 

           -   предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»;

           -   игровой графический тренажер «Игровизор, Геовизор»;

             -   фланелеграф, мольберт;

           -   чудесный мешочек;

           -   предметные картинки;

           -   знаки – символы;

           -   игры на составление плоскостных изображений предметов;

           -   обучающие настольно-печатные игры по математике;

          -   геометрические мозаики и головоломки;

          -   занимательные книги по математике;

          -   наглядный дидактический материал;

          -   конспекты;

          -   схемы - модели

Раздаточный материал: 

  • геометрические фигуры и тела;
  • наборы палочек Х. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • наборы блоков Дьенеша;
  • геометрическая мозаика;
  • счётные палочки;
  • простые карандаши; наборы  цветных карандашей;
  • шаблоны с геометрическими фигурами;                              
  • наборы цифр;

-    игровой тренажер «Игровизор», «Геовизор»;

-    квадрат Воскобовича (двухцветный);

-    схемы – модели.

Дидактические игры:

         -   Игра - тренажер «Геовизор»

         -   Игра - тренажер «Игровизор»

         -   Игры «Чудо-соты»

         -   Игры «Геоконт»

         -   Игры «Математическая корзинка»

         -  «Когда это бывает»

         -  «Игра с полосками»

         -  «Линии и точки»

         -  «Времена года»

         -  «Составь неделю»

         -  «Как расположены фигуры»

         -  «Угадай, какой по счету цветок»

         -  «Сколько до и после»

         -  «Карточки-домики»

         -  «Мастерим геометрические фигуры» 

         - «Сложи фигуру»

         - «Геометрическая мозаика»

         - «Сложи из палочек».

Форма контроля

 •  Проведение  открытых просмотров;

 •  Презентация (отчет по работе за год) для родителей и коллектива ДОУ;

 •  Размещение фото - отчета на официальном сайте МДОУ;  

Диагностика математических умений

  Цель: выявление математических умений.

- Процедура организации проведения диагностики;

- Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности - проводится на занятиях математического кружка;

- Заполнение диагностической карты.

При исследовании даются следующие задания:

  1. Умение считать в пределах 5;
  2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну;
  3. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире — уже, длиннее – короче, выше - ниже и т.д.);
  4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник т.д.;
  5. Умение называть части суток, дни недели, устанавливать их последовательность;
  6. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз и т.д.).

Фамилия и имя ребенка

Результаты

Отношение связей и зависимостей между предметами

Числа и цифры: счёт, сложение и вычитание, состав числа

Геометрические фигуры, их свойства

Пространственные и временные отношения

Самостоятельность при выполнении заданий

Интерес к математическим заданиям

Результаты фиксируются в виде условных символов:

   - математические представления не сформированы.

    - математические представления сформированы не полностью.

- математические представления полностью сформированы.

 

Список литературы 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
  3. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  4. Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
  5. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  6. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 комбинированного вида»

(МДОУ «Д/с № 32»).

ПРИНЯТО                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим  советом                                    приказом МДОУ “ Д/ с № 32”                                                 Протокол № 1   от 28.08.2019г.                               от 28.08.2019г. №01-08/161

                                     

Дополнительная общеобразовательная программа

Развивай-ка

(название программы)

Социально - педагогическая

(направленность)

                   Возраст воспитанников : 5-6 лет        

         Срок реализации:   1 год                  

 

                                   

                                                     Составитель:

                                                       Ус В.А., воспитатель

г. Ухта, 2019г.

                                               

Содержание

Пояснительная  записка…………………………………………………………3

1. Учебный план………………………………………………………………….6

2. Календарно – тематическое планирование……………………………….....8

3. Календарный учебный график………………………………………………15

4. Планируемые результаты программы……………………………………....16

5..Комплекс организационно – педагогических условий………………….....17

Список литературы…………………………………………………………......32

   


 

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

«  Развивай-ка»:  социально-педагогическая.

          Актуальность программы: 

        Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.

Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их  индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те  дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как:  любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

 Отличительные  особенности данной программы: содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Ориентирована на реализацию интересов детей в сфере интеллектуального развития:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

        Адресат   программы: программа рассчитана для детей 6-7лет. Для успешного освоения программы на занятиях, численность детей не должна превышать более 10 человек.

        Объем программы:  – 56 учебных (академических) часов. 1 академический час - 30 минут.

        Режим занятий:  Занятия проводятся 2 раза в неделю с ноября по май.

        Формы организации образовательного процесса:  групповая.

        Срок освоения программы – 1 год (с ноября по май), 28 учебных недель, 7 месяцев.

Цель программы:   развитие  интеллектуальных и творческих способностей, как средство  для формирования личности ребёнка.

Задачи программы:

Обучающие:

   1.Способствовать у детей умениям анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать предметы.

  2. Формировать умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

Развивающие:

   1. Уточнять  у детей математические представления о геометрических фигурах и их свойствах,  ориентировке в  пространстве.

   2.  Развивать у детей процессы  внимания, памяти, воображения, мышления.

   3.  Способствовать развитию  навыков  самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности.

Воспитывающие:

     1. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умении  подчинять свои интересы определённым правилам.


 

   

 

1.Учебный план

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

 

1

«Путешествие в Фиолетовый лес»

1

2

«Фабрика фигур»

1

3

«Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие  

1

4

«Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие

1

5

«В гости к веселым гномам

1

6

«В гостях у сказки»

1

7

«Умелые лапки»

1

8

«Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»

1

9

«Как малыш  Гео оказался на островах»

1

10

Игровые блоки Дьенеша «Логические фигуры»

1

11

Игровые блоки Дьенеша «Цепочка»

1

12

Игровые блоки Дьенеша «Волшебные камни»

1

13

Игровые блоки Дьенеша «Засели домики»

1

14

Игровые блоки Дьенеша «Кондитерская фабрика»

1

15

Игровые блоки Дьенеша «Дорожки»

1

16

Игровые блоки Дьенеша «Какую фигуру я задумал?»

1

17

Сказка начинается  «Королевство  шашек».

1

18

«Волшебные  ниточки  сказочного  королевства»

1

19

«Задания  умной  совы» - «Шашечные дороги».

1

20

«Встреча  на  лесной  поляне - «Зайкины  шашки».

1

21

«Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля.

1

22

«В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки».

1

23

«Там  на  невиданных  дорожках» .

1

24

«Лесная  школа  умного  зайца»

1

25

«Сказка о палочках»

1

26

«Заборчики»

1

27

«Змейка»

1

28

«Строительство домов»

1

29

«Журавушка»

1

30

Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами»

1

31

«Четвертый лишний»

1

32

«Эники Беники ели вареники»

1

33

«Монгольская игра»

1

34

«Танграмм -1. Заяц».  Составление фигуры – силуэта зайца

1

35

«Танграмм - 2. Журавль». Составление фигуры-силуэта журавля

1

36

«Карусель 1. Сколько всего?»

1

37

«Карусель 2. Который по счету?»

1

38

«Карусель 3. Сравнение количеств»

1

39

«Засели домики»

1

40

«Смекалочка»

1

41

«Волшебная восьмерка»

1

42

«Волшебные превращения счетных палочек»

1

43

«Королевство Муравии»

1

44

«Превращение волшебного квадрата»

1

45

«Школа волшебства»

1

46

«Сказка о прозрачном квадрате, или Секрет волшебной силы нетающих льдинок»

1

47

«Поиск затонувшего клада»

1

48

«У кого в гостях Винни -Пух и Пятачок?»

1

49

«Головоломки с палочками 1»

1

50

«Головоломки с палочками 2»

1

51

«Головоломки с палочками 3»

1

52

Игра с мячом «Цепочка примеров»

1

53

«Логичекие задачки 1»

1

54

«Логичекие задачки 2»

1

55

«Шахматный лесной  турнир»

1

56

«Логические концовки кота Леопольда»

1

                                                             ВСЕГО:                                                                                                                56

2.  Календарно-тематическое  планирование       

занятия

Тема

 Программное содержание

Материалы и оборудование

Дата

проведения

Дата

проведения по факту

1

«Путешествие в Фиолетовый лес»

стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»

1.  Дать  детям представления об игре «Чудо-цветик», способствовать умению находить детали, соответствующие заданному числу, называть их: одноглазка, двухглазка и т.д.;

2. Упражнять в соотношении целого и части, конструированию фигурок из деталей;

3. Воспитывать желание внимательно слушать товарищей.

Игра

«Чудо-цветик», методическое пособие (альбомы, карточки)

01.11.19 г.

2

«Фабрика фигур»

стр. 40

игра из пособия «Логика» М.В.Кралина

1.Формировать умение устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур;

2. Развивать элементы логического мышления, памяти, воображения и пространственных отношений;

3. Воспитывать  умение работать в коллективе.

Игры

«Чудо-соты»,

«Прозрачный квадрат»,

методическая сказка «Нетающие льдинки Озера Айс»

05.11.19 г.

3

«Встречаем гостя из страны Волшебных игр»

 1 занятие

1. Познакомить детей с новой игрой «Танграмм», способствовать умению составлять фигуры животных по схемам;

2. Продолжать развивать  игровые умения  (принятие задания, анализ образца, воссоздание изображения);

3. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Игры

«Танграмм», «Прозрачный квадрат»

1 игровая ситуация-«Загадочный конверт»,

2 игровая ситуация- «Портреты друзей»

08.11.19 г.

4

«Встречаем гостя из страны Волшебных игр»

2 занятие

1. Способствовать формированию умений   самостоятельно составлять фигуры животных и птиц используя схемы;

2. Развивать пространственную ориентировку, внимание:

3. Закреплять знания детей о зверях и птицах проживающих в зоопарке;

4. Воспитывать  доброжелательные отношения между  педагогом и детьми.

Игры

 «Танграмм»,

«Чудо -семицветик»

3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)»

4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)»

11.11.19.г.

5

Сказки Фиолетового леса

 «В гости к веселым гномам»

стр. 42

Г.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»

1.Продолжать формировать  умения анализировать, обобщать  имеющиеся   знания по играм Воскобовича;

2. Упражнять детей в пространствен-ной  ориентировке  и освоении цвета при расположении элементов  игры

«Чудо-крестики», «Лепестки»;

3. Воспитывать   желание оказывать посильную помощь сверстникам.

Игры

 «Чудо- крестики», «Лепестки»,  

персонажи – гномы, методическое пособие «Фиолетовый лес»

15.11.19 г.

6

Сказки Фиолетового леса

 «В гостях у сказки»

1.Познакомить детей с персонажами фиолетового леса;

2. Формировать умения по сказке выполнять разнообразные задания, которые в итоге приведут к цели – победе над злом,  при работе с «Геоконтом»;

3.Способствовать развитию навыков самостоятельности при работе с играми;

4. Воспитывать у детей активность.

Игра «Геоконт», персонажи Фиолетового леса, методическое пособие «Фиолетовый лес»

18.11.19 г.

7

Сказки Фиолетового леса

 «Умелые лапки»

1. Продолжать формировать у детей умение создавать контуры геометри-ческих фигур, с помощью резинок по знаково- символическим схемам;

2. Способствовать развитию пространственного   и логического мышления при работе с игрой;

3. Воспитывать умение доводить работу до конца, добиваться желаемого результата, оценивать его.

Игра

«Геоконт»

по

количеству детей, схемы фигур, игровое пособие «Умелые лапки»

22.11.19 г.

8

«Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»

стр. 23

«Сказки Фиолетового леса»

1.Формировать конструктивные навыки, пространственную ориентировку, логическое мышление через игру  «Чудо-цветик»;

2. Познакомить детей с «Квадратом  Воскобовича», способствовать развитию навыков конструирования фигуры «башмачок»;

3.Воспитывать  у детей умение работать в коллективе.

Игры

«Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

25.11.19 г.

9

 «Как малыш  Гео оказался на островах»

стр. 25

«Сказки Фиолетового леса»

1. Упражнять детей в складывании фигуры «самолет», способствовать умению координировать действия глаз-рука;

2. Развивать аналитические способности, умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;

3. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Игры

«Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича»

29.11.19г.

10

Игры с блоками

Дьенеша

«Логические фигуры»

1. Формировать умение с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок, выделять свойства;

2. Развивать внимание, логическое мышление;

3. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Наборы Логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки-символы,

дидактическое пособие

02.12.19 г.

11

Игры с блоками Дьенеша

«Цепочка»

1. Формировать у детей элементарные математические представления; 

2. Развивать умения сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – символы;

3. Воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Наборы Логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки-символы дидактическое пособие

06.12.19 г.

12

Игры с блоками Дьенеша

«Волшебные камни»

1. Способствовать умению детей работать с карточками - символами свойств;

2. Развивать внимание, память, воображение;

3. Воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Наборы Логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки-символы дидактическое пособие

09.12.19 г.

13

Игры с блоками «Дьенеша

«Засели домики»

1. Формировать умение строить дома из блоков разного размера и формы; 

2. Развивать умение ориентироваться на знаки – символы свойств;

3. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.

Наборы Логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки-символы дидактическое пособие

13.11.19 г.

14

Игры с блоками Дьенеша

«Кондитерская фабрика»

1. Формировать у детей умения выявлять и абстрагировать свойства;

2.Развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор;

3. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.

Наборы Логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки-символы дидактическое пособие

16.12.19 г.

15

Игры с блоками Дьенеша

«Дорожки»

1.Формировать умения выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам;

2. Развивать у детей процессы внимания, памяти, воображения, мышления;

3. Упражнять детей в понимании того, что такое отрицания свойств;

3. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.

Наборы Логических блоков Дьенеша, карточки-символы, дидактическое пособие

20.12.19 г.

16

Игры с блоками Дьенеша

«Какую фигуру я задумал?»

1. Формировать основы алгоритмического мышления;

2. Развивать  внимание, память, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке;

3. Воспитывать у детей умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Наборы Логических блоков Дьенеша, карточки – символы, дидактическое пособие

23.12.19 г.

17

Сказка начинается  «Королевство  шашек».

1. Познакомить детей  с понятиями  шашка, жителями  шашечной  страны;

2. Развивать умения ориентироваться на плоскости и интерес к игре в шашки;

3. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.

Наборы - Шашки

Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки»

27.12.19 г.

18

«Волшебные  ниточки  сказочного  королевства»  «Шашечные дороги».

1. Познакомить детей с понятием вертикаль;

2. Развивать умения ориентироваться на плоскости и интерес к игре в шашки;

3. Воспитывать умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху.

Наборы - Шашки

30.12.19 г.

19

«Задания  умной  совы»  

«Шашечные дороги».

  1. Познакомить детей с понятием горизонталь, формировать понятия чётные и нечётные числа;
  2. Развивать умения пользоваться числом, как результатом измерения;
  3.  Воспитывать чувство уверенности в себе.

Наборы - Шашки

10.01.20 г.

20

Встреча  на  лесной  поляне

«Зайкины  шашки».

  1. Познакомить детей  с понятиями: ходы шашек, тихий ход, ударный ход;
  2. Развивать интерес к игре в шашки;
  3. Воспитывать умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху.

Наборы - Шашки

13.01.20 г.

21

Путешествие в  мир   открытий   «Шашечные поля».

1. Познакомить детей с понятием, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название;

2. Формировать понятие простые комбинации, теории и практике шашечной игры;

3. Воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям.

Наборы - Шашки

17.01.20 г.

22

«В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки».

1. Способствовать умению детей ориентироваться на плоскости;

2. Развитие логического и аналитического мышления;

3. Воспитывать умения применять полученные знания на практике.

Наборы -  Шашки

20.01.20 г.

23

«Там  на  невиданных  дорожках».

1.  Познакомить детей с понятием диагональ;

2. Развивать мыслительную деятельность;

3. Воспитывать умения применять полученные знания на практике.

Наборы -  Шашки

24.01.20 г.

24

«Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов

1. Познакомить детей с шашечным понятием фланг;

2. Развивать умственные способности;

3. Воспитывать отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям.

Наборы - Шашки

27.01.20 г.

25

Палочки

Кюизенера

«Сказка о палочках»

1. Познакомить детей с палочками Кюизенера, формировать умения ориентироваться в данном материале;

2. Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; 

3. Закреплять навыки  счета (прямой и обратный) в пределах 10; 

4. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера

по

количеству детей

31.01.20 г.

26

Палочки

Кюизенера

 «Заборчики»

1. Содействовать развитию умения планировать свою деятельность, выбирать необходимые средства;

2. Осваивать состав чисел 2 и 3;

3. Развивать умение составлять заборчики по разным условиям; 

4. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Наборы палочек Кюизенера

по

количеству детей

03.02.20 г.

27

Палочки

Кюизенера

 «Змейка»

1. Формировать  умения  детей соблюдать правила;

2. Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; 

3. Осваивать состав чисел 4 и 5;

4. Воспитывать интерес к математике, самостоятельность.

Наборы палочек Кюизенера

по

количеству детей

07.02.20 г.

28

Палочки

Кюизенера

 «Строительство домов»

1. Формировать умения  детей моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте;

2. Развивать умение «читать» схему и строить по ней;

3. Осваивать состав чисел 6 и 7;

4. Воспитывать коммуникативные качества, умение договариваться с партнёрами.

Наборы палочек Кюизенера

по

количеству детей

10.02.20 г.

29

Палочки

Кюизенера

 «Журавушка»

1. Формировать умения  детей моделировать предмет из заданного количества деталей;

2. Развивать логическое мышление, зрительное внимание;

3. Осваивать состав чисел 8 и 9;

4.Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Наборы палочек Кюизенера

по

количеству детей

14.02.20 г.

30

Палочки

Кюизенера

 «Как Белочка и Ежик играли числами»

1. Закреплять умение детей называть «соседей» данного числа;

2.Способствовать умению детей определять место числа, в числовом ряду; 

3. Осваивать состав числа 10;

4.Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Наборы палочек Кюизенера

по

количеству детей

17.02.20 г.

31

Блоки Дьенеша

«Четвертый лишний»

1. Закреплять умение детей выявлять в объектах (ЛБД) разнообразные свойства;

2. Развивать логическое мышление, внимание;

3. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Математические прописи - головоломки,

наборы блоков Дьенеша

по

количеству детей

21.02.20 г.

32

«Эники Бэники ели вареники» стр. 96

Г.М. Бондаренко

«Развивающие игры в ДОУ»

1. Способствовать умению детей работать со схемами, по воображению;

2. Развивать логическое внимание, зрительную память, комбинаторные способности;

3. Воспитывать коммуникативные качества, умение договариваться с партнёрами.

Игры

 «Цифра-домино», «Квадрат - домино»;

математические прописи - головоломки

25.02.20 г.

33

«Монгольская игра».

Знакомство

1. Познакомить детей  с набором фигур к игре, упражнять детей в преобразовании фигур;

2. Развивать память, внимание, конструктивное мышление;

3. Закреплять конструктивные навыки, геометрические формы;

3. Воспитывать эмоциональный отклик на стремление помочь другому в ситуации затруднения.

«Монгольская

игра»

по

количеству детей

28.02.20 г.

34

Танграмм – 1.

Заяц».

Составление фигуры-силуэта зайца

1. Формировать  навыки  взаимодействия при  работе  в группе;

2. Развивать мыслительные процессы,  конструктивное мышление;

3. Закреплять умение составлять различные силуэты по замыслу и схеме;

3. Воспитывать  взаимную  ответственность  за  результаты  труда,  принципы  сотворчества и  сотрудничества.

Игра

 «Танграмм»

по

количеству детей

02.03.20 г.

35

«Танграмм - 2.

Журавль».

Составление фигуры-силуэта журавля

1. Формировать  навыки  взаимодействия при  работе  в группе;

2. Развивать мыслительные процессы,  конструктивное мышление;

3. Закреплять умение составлять различные силуэты по замыслу и схеме;

4. Воспитывать  эмоционально – заинтересованный отклик на творческие проявления в самостоятельном решении познавательных задач.

Игра

 «Танграмм»

по

количеству детей

06.03.20 г.

36

«Карусель 1. Сколько всего?»

1. Формировать умения соотносить количество предметов с числом, его обозначающим, закреплять навыки детей  в составлении и решении задач с помощью записи;

2. Способствовать желанию детей работать в подгруппах, вызывать позитивные эмоции;

3. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Цветные полоски из пособия

«Весёлые цветные числа»,

Схемы - модели

10.03.20 г.

37

«Карусель 2.

Который по счету?»

1. Способствовать умению самостоятельно изображать рисунки на бумаге в клетку, прослеживать направления движения;

2. Формировать умения детей в подборе предметной последовательности по схематической модели;

3. Закрепить последовательность чисел числового ряда, сравнивая числа и определяя их как меньшие (большие) на 1,2,3 и т.д.;

3. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Игровой графический тренажер

«Игровизор»,

палочки Кюизенера,

Схемы - модели

13.03.20 г.

38

«Карусель 3. Сравнение количеств»

1. Формировать представления об изменении количества, величины, веса, объёма в результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления;

2. Закреплять понятия существенные и несущественные свойства, прослеживать изменения;

3. Воспитывать эмоционально - заинтересованный отклик на творческие проявления в самостоятельном решении познавательных задач.

Игра

«Логика и цифры»,

Схемы - модели

16.03.20 г.

39

Логические блоки Дьенеша

«Засели домики»

стр. 86

З.А. Михайлова

«Логико-математическое развитие дошкольников»

1. Формировать понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»;

2. Развивать навыки ориентировки в пространстве;

3. Закреплять умения сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам;  

4. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Наборы Логических блоков Дьенеша

по

количеству детей,

схематические изображения домов,

карточки- символы

20.03.20 г.

40

«Смекалочка»  (решение логических задач)

1. Способствовать развитию познавательного интереса;

2. Развивать логическое мышление;

3. Воспитывать интерес к математике, проявления находчивости, смекалки.

Модели – схемы, распечатка - логических задач

23.03.20 г.

41

«Волшебная восьмерка»

1. Продолжать закрепление умений детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек и блоков;

2. Развивать логическое мышление, координацию в системе «рука-глаз»;

3. Закреплять прямой и обратный счёт ;

4. Воспитывать активность и самостоятельность.

Игра

«Волшебная восьмёрка», наборы логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки - символы

27.03.20 г.

42

«Волшебные превращения счетных палочек»

1. Продолжать закрепление умений детей составлять геометрические фигуры и узоры из  палочек;

2. Способствовать развитию новых способов действия при решении поставленных задач;

3. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Игра

«Посчитай-ка»,

Счетные палочки, палочки Кюизенера по

количеству детей

06.04.20 г.

43

«Королевство Муравии»

стр. 128

«Развивающие игры в ДОУ»

1. Формировать умение правильно пользоваться математическими знаками (+, -- , =);

2.  Развивать память, внимание, логическое мышление;

3. Закрепить знания детей о цифрах и геометрических фигурах;

4. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Игры

«Цифры перепутались», «Меньше-больше», загадки - задачки

10.04.20 г.

44

«Превращение волшебного квадрата»

стр. 137

«Развивающие игры в ДОУ»

1. Познакомить детей с возможностью квадрата трансформироваться бесчисленное количество раз, закрепить понятие «диагональ»;

2. Развивать фантазию, воображение;

3. Упражнять кисти рук с целью развития мелкой моторики;

4. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.

Сказка о волшебном квадрате,

Двухцветный квадрат Воскобовича

по

количеству детей

13.04.20 г.

45

«Школа волшебства»

стр. 151

«Развивающие игры в ДОУ»

1. Формировать умения рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, конструировать фигуры и различные формы;

2. Развивать процессы внимания, творческого мышления, воображения;

3. Воспитывать усидчивость, творческие способности, самостоятельность.

Игры

В. Воскобовича «Геоконт»,

 «Геовизор»,  

 по

количеству детей

17.04.20 г.

46

«Сказка о прозрачном квадрате, или Секрет волшебной силы нетающих льдинок»

стр. 155

«Развивающие игры в ДОУ»

1. Способствовать успешному освоению детьми эталонов формы;

2. Развивать умение детей считать, отсчитывать нужное количество, составлять одну фигуру из нескольких;

3. Закрепить пространственные отношения, величину, соотношения целого и части;

4. Воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе. 

Сказка о прозрачном квадрате,

Игры

 «Прозрачный квадрат» Воскобовича,

 «Вертикальное лото» по количеству детей

20.04.20 г.

47

«Поиск затонувшего  клада»

1. Закрепить умение пользоваться знаками – символами;

2. Развивать умение анализировать, выявлять свойства и их отсутствие;

3. Воспитывать терпение, усидчивость, самоконтроль.

Дидактический материал (альбомы)

Наборы логических блоков Дьенеша

по

количеству детей,

карточки- символы

24.04.20 г.

48

«У кого в гостях Винни -Пух и Пятачок?»

стр. 100

З.А. Михайлова

«Логико-математическое развитие дошкольников»

1.Закреплять умения выбирать предметы по двум- трём свойствам, оценивать свои действия по результату;

2. Развивать умения самостоятельно составлять логические задачи на классификацию по совместимым свойствам;

3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске вариативных способов решения.

Наборы логических блоков Дьенеша

по

количеству детей, карточки- символы с логическими таблицами

27.04.20 г.

49

«Головоломки с палочками 1»

1. Закрепление состава чисел первого десятка;

2. Упражнять детей в умении осуществлять действия сложения  и вычитания;

3. Развивать творческое воображение, сообразительность, внимательность;

4. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность. 

Счетные палочки, палочки Кюизенера по

количеству детей

24.04.20 г.

50

«Головоломки с палочками 2»

1. Закреплять умения составлять число из двух меньших, используя все возможные варианты;

2.Упражнять детей в способности устанавливать соответствия и комбинировать;

3. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Счетные палочки, палочки Кюизенера по

количеству детей

04.05.20 г.

51

«Головоломки с палочками 3»

1. Закрепление представлений о составе числа первого десятка;

2. Упражнять детей в выполнении действий по увеличению и уменьшению чисел;

3. Развивать творческое воображение, сообразительность, внимание;

4. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Счетные палочки,  палочки Кюизенера по

количеству детей

08.05.20 г.

52

Игра с мячом «Цепочка примеров»

1. Упражнять детей в умении производить арифметические действия;

2. Развивать процессы внимания, памяти, воображения;

3. Воспитывать  взаимную  ответственность  за  результаты  труда,  принципы  сотворчества и  сотрудничества.

Мяч,

весёлые цифры

12.05.20 г.

53

«Логические задачки 1»

1. Упражнять детей в выполнении действий сложения и вычитания, кодирования, раскодирования;

2. Закреплять умение симметричного изображения по клеткам;

3. Развивать мышление, активизацию, умственную деятельность;

4. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Математические прописи - головоломки,

Игровизор

15.04.20 г.

54

«Логические задачки 2»

1. Способствовать умению анализировать сравнивать, кодировать предметы;

2. Упражнять детей в решении логических задач;

3. Развивать мышление, активизацию, умственную деятельность;

4. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Математические прописи - головоломки,

Игровизор

18.04.20 г.

55

«Шахматный лесной  турнир»

1. Закрепление умений играть в шашки, соблюдая правила;

2. Формировать умения понимать, прослеживать причинно – следственные связи;

3. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, самостоятельности;

4. Воспитывать терпение, усидчивость, наблюдательность.

Наборы  - шашки

22.04.20 г.

56

«Логический КВН кота Леопольда»

1. Формировать умение сравнивать и обобщать, выражать результат своей работы в словесной форме;

2. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, самостоятельности;

3. Воспитывать  взаимную  ответственность  за  результаты  труда,  принципы  сотворчества и  сотрудничества.

Итоговое мероприятие

Подведение КВН

25.05.20 г.

3. Календарный учебный график

                                                                                                                             

Дата начала учебного года

Дата окончания учебного года

количество учебных недель

продолжительность каникул

сроки контрольных процедур

 01.11.2019г

31.05.2020г.

28  учебных недель

 каникулы не предусмотрены

25.05.2020 г.

(КВН)

4.  Планируемые результаты

 Ребёнок должен владеть следующими знаниями:

Знать:

• Называть числа в прямом и обратном порядке до 10

• Состав чисел из двух меньших чисел

• Соотносить цифру и число предметов

• Знать знаки <,  >,+, -,=

  • Геометрические фигуры

• Дни недели, их последовательность

Уметь:  

• Называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.

• Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

• Сравнивать две группы предметов.

• Измерять предметы с помощью условной мерки.

• Сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

• Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).

• Решать  логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.

• Различать и называть части суток и их последовательность.

• Объединять предметы в группы по определенным признакам.

• Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

                     5. Комплекс организационно-педагогических условий

     Занятия организуются в отдельном кабинете, который проветривается перед и после каждого занятия, в игровой форме с чередованием видов деятельности.

Условия реализации программы:

Наглядные пособия: 

         - предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»;

        - игровой графический тренажер «Игровизор»;          

         - фланелеграф, мольберт;

        - чудесный мешочек;

        -  знаки – символы;

        -  игры на составление плоскостных изображений предметов;

       - геометрические мозаики и головоломки;

       - наглядный дидактический материал;

       - схемы - модели

Раздаточный материал: 

  •  геометрические фигуры и тела;
  • наборы палочек Д. Кюизинера;
  • наборы разрезных картинок;
  • наборы блоков Дьенеша;
  • счётные палочки;
  • простые карандаши; наборы  цветных карандашей;                        
  • наборы цифр от 1-10;

-    наборы – шашки;

-    схемы – модели;

-    загадки – задачки.  

Дидактические игры:

         -  «Танграмм»

        -   «Монгольская игра»

         -   «Прозрачная цифра»

         -   «Чудо-цветик»

         -   «Геоконт»

         -  «Волшебная восьмёрка»

         - «Линии и точки»

         - «Времена года»

         -  «Составь неделю»

         -  «Как расположены фигуры»

         - «Назови «соседей» числа»

         -  «Карточки-домики»

         - «Сложи фигуру»

         - «Геометрическая мозаика»

         - «Сложи из палочек»

         - «Цифра - домино»

         - «Квадрат - домино»

         - «Посчитай-ка»

         - «Меньше - больше»

        - «Цифры перепутались»

        - «Волшебный квадрат»

       - «Вертикальное лото»

Форма контроля

 •  Проведение  открытых просмотров;

 •  Презентация (отчет по работе за год) для родителей и коллектива ДОУ;

 •  Размещение фото - отчета на официальном сайте МДОУ;  

Диагностика математических умений

  Цель: выявление математических умений.

- Процедура организации проведения диагностики;

- Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности;      

- Проводится на занятиях математического кружка;

- Заполнение диагностической карты.

При исследовании даются следующие задания:

  1. Умение считать в пределах 10 в прямом и в обратном порядке.
  2. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 (состав числа, соседи числа).
  3. Умение  называть  геометрические фигуры и геометрические тела, их свойства.
  4. Умение называть части суток, дни недели, устанавливать их последовательность.
  5. Умение самостоятельно выполнять задания.

Фамилия и имя ребенка

Результаты

Отношение связей и зависимостей между предметами

Числа и цифры: счёт, сложение и вычитание, состав числа, соседи числа

Геометрические фигуры, их свойства

Пространственные и временные отношения

Самостоятельность при выполнении заданий

Интерес к математическим заданиям

 Результаты фиксируются в виде условных символов:

- математические представления не сформированы.

      - математические представления сформированы не полностью.

- математические представления полностью сформированы.

Список литературы 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.
  2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
  3. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  4. Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
  5. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  6. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

 



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ

по математическому развитию «Ребёнок и игра»

на 2022-2023  учебный год

Руководитель творческой группы: Ус В.А.

Члены творческой группы:

1. Панюшина М.А.

2. Евсеева С.А.

3. Хламова С.Ю.

4. Морарь Е.П.

Цель работы творческой группы: Обеспечение целостности воспитательно - образовательного процесса через организацию занятий в форме досугов игрового характера.

Задачи:

  1. Разработка модели пространственно-развивающей среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей;
  2. Внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей;
  3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

Создание и применение воспитательной системы игр «Ребёнок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет:

- не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста;

- будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности и реализации творческой активности педагогов ДОУ;

- повысит уровень родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.

План работы творческой группы по воспитательно - математическому развитию детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

Мероприятие

Сроки реализации

Цель

Ответственные

Заседание творческой группы Тема: «Согласование направления работы творческой группы. Уточнение плана работы, объёма и перечня мероприятий».

Сентябрь 2022 год

Формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников

Члены творческой группы

Интеллектуальная игра  

(творческие соревнования) «Своя игра»

для детей старших и подготовительных групп

Октябрь  Ноябрь 2022 год

Перейти от привычных занятий с детьми к интеллектуальной игровой деятельности

Члены творческой группы

воспитатели

Математический  игровой досуг «Путешествие в страну геометрических фигур (блоки Дьенеша)» для вторых младших и средних групп

Ноябрь  Декабрь 2022 год

Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших дошкольников

Члены творческой группы

воспитатели

Математический  игровой праздник

(шашечный турнир)

«В гостях у Королевы Шашек»

для детей старших и подготовительных групп

Январь Февраль

2023 год

Создание условий

 для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Выявление интеллектуально одаренных детей 

Члены творческой группы

воспитатели

Математический  игровой праздник

«Лабиринты Фиолетового леса»

для вторых младших и средних групп

Февраль  Март

2023 год

Повышение интереса младших дошкольников  к развивающим и интеллектуальным играм

Члены творческой группы

воспитатели

Городской турнир по шашкам среди детей старшего дошкольного возраста «Старт»

Апрель

2023 год

(МДУ)

Воспитание настойчивости, выдержанности, целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Члены творческой группы

воспитатели

Открытое занятие по развивающим играм В. Воскобовича «Путешествие по сказке»

для педагогов средних групп

Март

Апрель 2023год

Обмен опытом по организации развивающих игр В. Воскобовича в соответствии с возрастными особенностями детей

Члены творческой группы

Выступление   на ОМП по интеллектуальному развитию

Обмен опытом среди коллег ДОУ

Члены творческой группы

Итог  подведения проделанной работы за 2021-2022  учебный год

Май

2022 год

Наметить план работы на новый учебный год

Члены творческой группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...