«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация по математике (средняя группа)

Пучкова Елена Ивановна

     Через познавательную деятельность  реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_rol_e_m_p_v_razvitii_detey.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Консультация

для родителей

На тему:

«Роль элементарных математических представлений в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

Пучкова Е.И.

«Роль элементарных математических представлений в развитии

 детей дошкольного возраста»

Развитие элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется  через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка  подготовки его к школе.
     Через познавательную деятельность  реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и  развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей,    строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.   В каждом конкретном случае я сама  решаю, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально.  Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому.
      В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на  ряд более мелких задач - «шагов»  и  последовательно  реализуют  их  на  протяжении нескольких форм работы.
        Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой.  Образовательная деятельность, организованная в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Применяются сюрпризные моменты,  игровые ситуации.
     Образовательная деятельность в форме дидактических игр отвечает возрастным особенностям маленьких детей; эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях. Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью.

       Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства  относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток  информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он  находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности.

   Огромную  роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет  математика.  В математике  заложены  большие   возможности  для развития мышления детей, в процессе их обучения  с самого раннего возраста.  

     Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях.        

        Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, логику, аккуратность и творческие способности.

        В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, дети легко осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения, без труда запоминают порядковый счет, однако осмысленное решение задач, требующее навыков абстрактного мышления, дается им с трудом. Необходимо научить малышей анализировать, сравнивать и обобщать, ведь в школе больших успехов достигают те дети, у которых сформированы желание и привычка думать.            

     Дети совершают увлекательные путешествия в лес, на речку.   В процессе деятельности необходимо вести с детьми активный диалог, предлагать им высказывать свои мнения, предложения.  Такой подход позволяет ребенку находиться в состоянии первооткрывателя,  верить в свои силы и интеллектуальные возможности.  На занятиях дети работают коллективно,  в парах  и индивидуально,  в зависимости от видов заданий.

     Ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.

      В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность,  давать полный словесный отчет о выполнении действий.  Все это требует большой осознанности своей деятельности,  развивается мышление.

   Обучение  математике  организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость,  воля,  воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело  доводить до конца.

Игры математического содержания можно разделить на условные группы.                     

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировки в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на развитие  логического мышления.

       В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений,

которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они

оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартногомышления у детей.

         Особое место среди математических игр занимают игры на составлениеплоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детямнравится составлять изображение по образцу, они  стремятся выполнятьзадания  еще лучше. Чтобы  избежать умственного утомления детей в течение     занятия,  целесообразно  менять характер их деятельности.  

        Большое внимание  уделяется речи ребенка.  Вопросы  необходимозадаватьчетко, эмоционально. Если  ребенок не может или не хочет отвечать – ненастаивать. Но в дальнейшем обязательно обращаться к нему, чтобы привлечьего к активному участию в играх и  на занятии. В старшем дошкольном  возрасте ребенок не только дает ответы на поставленные вопросы, но и сам  может задавать вопросы, самостоятельно рассказывать о своих действиях.

     Ребёнок в дошкольном возрасте отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить

с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.  Исследования многих психологов показывают, что без целенаправленного развития математического мышления, являющегося одним из важнейших компонентов познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении, систематизации знаний, умений и навыков.

Советы    родителям.

Игры, в которые ребенок может играть дома.

«Сколько воды в губке»

В игру может играть несколько человек. Для этого понадобятся: кастрюля,

губка, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок   в нее положит губку. Играющие должны сказать, сколько воды впитает губка.   Когда  все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет   ее в емкость для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе всех к  истине.

«Рассортируйте пуговицы»

 У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы,

цвета. Предложите малышам рассортировать их, а потом сказать, сколько

каких пуговиц, каких пуговиц больше, каких меньше. Старшим детям можно

ограничить время,  за которое нужно рассортировать те или иные предметы. Установить таймер или  просто следите (может следить сам ребенок) за часами.

«Путешествие на дачу»

 Скоротать путь в дороге можно следующим образом. Пока один из родителей   ведет машину, вы с ребенком можете считать машины.  Можно считать машины   определенной марки, определенной величины, цвета.  

«Чего не стало»

Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку  пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите ребенка закрыть глаза.  Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на

поставленные вопросы:  Игрушек стало больше или меньше? Какие игрушки

исчезли? За какими игрушками они стояли?  Какая игрушка была первой?

«Назови соседей»

 Взрослый говорит ребенку число, просит назвать его соседей (предыдущее и

последующее числа) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый  говорит два числа и просит ребенка назвать число, которое находится между ними.  Поменяйтесь ролями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....